Этапы работы над проектом.
методическая разработка по теме

В  материале представлены этапы работы над проектом(групповым и индивидуальным).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_ishchem_talanty.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Мы ищем таланты»

Учебные предметы: литература, декоративно-прикладное искусство, изо, информатика.

Участники: ученики 6 класса        

Продолжительность: недельный проект

Тип проекта: творческий, межпредметный

Цель: издание сборника поисковых материалов о талантливых людях п. Малиновка.

Педагогические задачи: воспитывать чувство любви и уважения к родному поселку, способствовать формированию активной гражданской позиции школьников, формировать радость познания, умение работать в группах, самостоятельную и творческую активность.

Роли: Экскурсовод, Оператор, Корреспондент, Компьютерщики, Ведущие.

Вопросы проекта: Интересные люди. Кто они?

                                Творчество - это профессия или хобби?

        Как найти любимое занятие?

                       Этапы работы над групповым проектом

Этапы

Цель этапа

Содержание работы ученика

Орг. моменты

Подготовительный

Мотивация Знакомство с интересными людьми поселка и с их произведениями искусства.

Выдвижение известных имен

Круглый стол

Планирование

Проектирование

Кто? Минин А.В.,Бухтиярова О.В.,Стрельцов А.М.

Как? Встречи, беседы, экскурсии

Что? Издание сборника

Намечены экскурсии  в ДЮСШ, в картинную галерею, встреча с Мининым А.С, прослушивание песен

 «Мозговой штурм»

Распределение ролей: экскурсовод, оператор, корреспондент, компьютерщики, ведущие

Практический

Получение результата

Сделать видеозапись,

Просмотр экспонатов,

беседа

Экскурсии  в ДЮСШ,

 в картинную галерею, встреча с Мининым А.С, прослушивание песен

Работа в группах во внеурочное время

Аналитический

Рефлексия

Отбор предоставленной информации и обработка данных

Консультация

Д.З.

Коррекционный

Коррекция

Составление презентации

Копии фотографий, грамот, распечатка текстов песен, видеосюжет из картинной галереи решено включить в презентацию работы

Подготовка к защите проекта

Репетиция творческого отчета

Заключительный

Защита проекта

Рассказать о талантливых людях п. Малиновка.

Демонстрация сборника

Творческий отчет и дискуссия

Тема «История одной семьи»

Учебные предметы: русский язык, информатика.

Участник: ученица 10 класса         

Продолжительность: краткосрочный проект

Тип проекта: информационный, монопроект

Цель: написание статьи в газету

Педагогические задачи: воспитывать чувство любви и уважения к старшим, показать из чего складывается государство, способствовать формированию активной гражданской позиции школьников.

Роли: Журналист, Компьютерщик

Вопросы проекта: Какой я вижу проблему памяти для себя?

                                Какие знания и личный опыт я могу привести в пример на ЕГЭ по  

                                данной проблеме?

                                Хорошо ли я знаю историю жизни своей бабушки?

                Этапы работы над персональным проектом

Этапы

Цель этапа

Содержание работы ученика

Орг. моменты

Подготовительный

Мотивация:

Создание условий изучения проблемы памяти на основе знаний и жизненного опыта

Привлечь внимание поселка, области к отдельно взятым семьям в год Семьи-2008.

Выбор объекта

Индивидуальная беседа

Планирование

Проектирование

Кто?  Ф.М.Д.

Как? Просмотр  старых альбомов с фотографиями, выбор тех, что заинтересовали

Что? написание статьи в газету

При просмотре обратить внимание на надписи на обратной стороне каждой фотографии

Индивидуальная работа в роли журналиста

Практический

Получение результата

Сбор нужной информации

По отобранным фотографиям составление вопросов для беседы

Беседа в гостях у бабушки

Аналитический

Рефлексия

Составить план статьи

Составление фоторепортажа

Индивидуальная работа на компьютере

Коррекционный

Коррекция

Написание статьи

Индивидуальная работа на компьютере.

Правка учителем

Заключительный

Защита проекта

Чтение статьи

Отправка по электронной почте

Тема «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»

Учебные предметы: литература, информатика

Участник: ученики 10 класса         

Продолжительность: недельный проект

Тип проекта: творческий, монопроект

Цель: создание сборника 

Педагогические задачи: способствовать формированию активного читателя, воспитывать чувство любви к творчеству А.С.П., формировать радость познания, умение работать в группах, самостоятельную и творческую активность.

Роли: Литературоведы, Мастера художественного чтения, Компьютерщики, Оформители

Вопросы проекта: А.С.Пушкин был однолюбом? Что за список женских имен в альбоме      

                           Ушаковых? Кто эти женщины?  Посвящал ли им свои стихи А.С.П.?

                                Какие знания и личный опыт я могу привести в пример на ЕГЭ по  

                                данной проблеме?

                             Этапы работы над групповым проектом

Этапы

Цель этапа

Содержание работы ученика

Орг. моменты

Подготовительный

Мотивация

создание условий содействия изучению проблемы  любви на основе знаний и литературных впечатлений

При чтении автобиографической прозы заинтересовал список женских имен. Собрать информацию об этих женщинах, расширив тем самым свой кругозор

Круглый стол. Обсуждение заинтересовавшего.

Планирование

Проектирование

Кто? Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина

Как? Сбор информации в библиотеке, в Интернете

Что? создание сборника

О ком хотелось бы узнать подробнее?

Выбор имен

Мозговой штурм

Распределение ролей: Литературоведы, Мастера художественного чтения, Компьютерщики, Оформители

Практический

Получение результата

 Сбор нужной информации

Поход в библиотеку, поиск в Интернете

Работа в группах во внеурочное время

Аналитический

Рефлексия

Отбор найденной информации, чтение посвященных стихотворений

Индивидуальная работа

Работа в группах

Коррекционный

Коррекция

Составление презентации

Проект сборника

Подготовка к защите проекта

Репетиция творческого отчета

Заключительный

Защита проекта

Презентация сборника

Творческий отчет и дискуссия

                                                                                                   

                                                                                                   «Как пламень жертвенный,                  

         Чиста моя любовь…»

        А.С.Пушкин

                                                         

                                                  Дорогой друг!

      В твоих руках уникальное издание- сборник, содержащий адресаты любовной лирики А.С.Пушкина –  непревзойденного поэта, гения.

      Любовь в творчестве А.С.Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и бесконечно нежное чувство, которое облагораживает и очищает человека. Сотни раз в стихах, прозе и письмах поэта встречаются слова: «любовь», «любимый», «любовник», «влюбиться», «любить»…Подобно большинству богато одаренных людей, А.С. «любил любовь»…И как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту, равнодушного «искателя наслаждений»! Как часто сам А.С.Пушкин подыгрывал этим мнениям, слухам, принимая позу «Дон Жуана»

     Как-то в дружеской семье Ушаковых в 1829 году А.С.Пушкину предложили перечислить все свои увлечения. В альбом Екатерины Николаевны Ушаковой занесено 37 имен. Позже запись назвали «Дон Жуанским списком», который состоит из двух частей.        Вот он:

НАТАЛЬЯ I        №№

КАТЕРИНА I                                                                   КН. АВДОТЬЯ

КАТЕРИНА II                                                                  НАСТАСЬЯ

КАТЕРИНА III                                                                 АННА

АГЛАЯ                                                                              АННА

КАЛИПСО                                                                        АННА

ПУЛЬХЕРИЯ                                                                    ВАРВАРА

АМАЛИЯ                                                                          ЕЛИЗАВЕТА

ЭЛИЗА                                                                               НАДЕЖДА

ЕВПРАКСЕЯ                                                                    АГРАФЕНА

КАТЕРИНА IIII                                                               ЛЮБОВЬ

АННА                                                                                ОЛЬГА

НАТАЛЬЯ                                                                         ЕВГЕНИЯ

МАРИЯ                                                                             АЛЕКСАНДРА

АННА                                                                                ЕЛЕНА

СОФЬЯ                                                                             ЕЛЕНА

АЛЕКСАНДРА                                                                ТАТЬЯНА

ВАРВАРА                                                                        АВДОТЬЯ

ВЕРА

     В первом столбце имена женщин, внушивших наиболее серьезные чувства поэту; во втором – героини более легких и поверхностных увлечений. Совершенно очевидно, что любить серьезно десятки женщин невозможно (влюбиться – не значит любить).

Сам поэт вспоминает: «Более или менее я был влюблен во всех хорошеньких женщин, которых знал. Все они изрядно надо мной посмеялись; все, за одним единственным исключением, кокетничали со мной».

    Итак, мы предлагаем твоему вниманию галерею женских портретов, неразлучных с биографией А.С.Пушкина. Вот их имена: Екатерина, Евдокия, Мария, Аглая, Амалия, Елизавета, Анна, Екатерина, Анна, Наталья.

                                                                      Группа учащихся 10 класса

                                                           Глава 1                

                              ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА БАКУНИНА

Сестра товарища по Лицею Александра Бакунина. Летом она подолгу жила в Царском Селе, бывала на лицейских балах.29 ноября А.С. П. записал у себя в дневнике: «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице,- сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!»

 Поэт томился любовью к Екатерине Павловне всю зиму, весну, и лето 1816 года. Осенью Бакунины переехали на житье в Петербург. Ей поэт посвятил в 1816 году стихотворение «Осеннее утро»

        ОСЕННЕЕ УТРО

Поднялся шум; свирелью полевой

Оглашено мое уединенье,

И с образом любовницы драгой

Последнее слетело сновиденье.

С небес уже скатилась ночи тень,

Взошла заря, блистает бледный день –

А вкруг меня глухое запустенье…

Уж нет ее… я был у берегов,

Где милая ходила в вечер ясный;

На берегу, на зелени лугов

Я не нашел чуть видимых следов,        

Оставленных ногой ее прекрасной.

Задумчиво бродя в глуши лесов,

Произносил я имя несравненной;

Я звал ее - и глас уединенный

Пустых долин позвал ее в дали.

К ручью пришел, мечтами привлеченный;

Его струи медлительно текли,

Не трепетал в них образ незабвенный.

Уж нет ее!.. До сладостной весны

Простился я с блаженством и с душою.

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист,

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранители священной тишины!

Свидетели моей тоски, забавы!

Забыты вы… до сладостной весны!

Молодость брала свое, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения. Летом 1817 года А.С.П. окончил Лицей и после короткого отпуска в деревне приступил к службе в Коллегии Иностранных Дел в Петербурге. Поэт с головой погрузился в водоворот столичных  развлечений.

                                                            Глава 2

                 

                            ЕВДОКИЯ   ИВАНОВНА   ГОЛИЦЫНА

Хозяйка одного из самых модных и посещаемых петербургских салонов, красивая и прекрасно образованная. Чтобы избежать предсказанной ей ночной смерти, она спала днем, а по ночам устраивала великолепные приемы. Незаурядная во всем: в обаянии и красоте, редкостной эрудиции и широте интересов,- «Княгиня Полночь» своей исключительностью ярко характеризует пушкинскую эпоху.

«По вечерам немногочисленное, но избранное общество собиралось в этом салоне, хотелось бы сказать в этой храмине. тем более, что и хозяйку можно было признать жрицею какого-то чистого и высокого служения,»- писал современник.

А.С.П. был частым гостем княгини Голицыной, и, по выражению современника, «был  маленько приворожен ее». Несмотря на то, что она была старше поэта на 20 лет, она сохранила свою красоту. В 1817 году в ее честь было написано стихотворение

                  КРАЕВ ЧУЖИХ НЕОПЫТНЫЙ ЛЮБИТЕЛЬ

Краев чужих неопытный любитель

И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моем

Где верный ум, где гений мы найдем?

Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной?

Где женщина – не с хладной красотой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринужденный,

Блистательный, веселый, просвещенный?

С кем можно быть не хладным, не пустым?

Отечество почти я ненавидел –

Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

6 мая 1820 года по высочайшему повелению А.С.П. был выслан из столицы на юг под начальство генерала Инзова. Пушкину представилась счастливая возможность попутешествовать: Днепр, Кавказ, Крым. Поэт находился под покровительством генерала Раевского. У него было 4 дочери и 2 сына. Младшие (Софья и Мария) сопровождали отца на Кавказ. Предметом  любви стала Мария.

 

                                                    Глава 3

                   

                           МАРИЯ НИКОЛАЕВНА РАЕВСКАЯ

Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года Н.Н.Раевского, будущая княгиня Волконская, жена декабриста.

Яркая индивидуальность молодой девушки, пылкость и естественность характера, незаурядность натуры пленили воображение поэта.

Из дневника М.Волконской: «Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда оно настигала меня, я убегала от нее…Пушкин понял, что эта картина была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи…»

        «Я  ПОМНЮ МОРЕ ПРЕД ГРОЗОЮ…»

Я помню море пред грозою;

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

А.С.П. восхищался и преклонялся перед ее мужеством, самоотверженностью, гражданским подвигом. Мария Николаевна, оставив родных, малютку сына, последовала за мужем в Сибирь. Последнее поэтическое воспоминание А.С.П. о Марии Волконской – стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»; в черновых бумагах поэта сохранились не включенные в окончательный текст такие строфы:

Прошли за днями дни – сокрылось много лет,

Где вы, бесценные созданья?

Иные далеко, иных уж в мире нет,

Со мной одни воспоминанья.

Я твой по- прежнему, тебя люблю я вновь

И без надежд и без желаний.

Как пламень жертвенный чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.

Покинув Крым, А.С.П., однако не сразу расстался с Раевскими. С ноября 1820 до марта 1821 года в имении Каменка Киевской губернии он гостил у Раевских. Имение принадлежало Екатерине Николаевне Раевской-Давыдовой. Генерал Н.Н.Раевский был ее старшим сыном. Хотя женщин в имении было мало, одна из них все-таки фигурирует в «Дон Жуанском списке» под именем Аглаи.

                                                   

                                                    Глава 4

                         

                         АГЛАЯ АНТОНОВНА ДАВЫДОВА

Супруга Александра Львовича Давыдова, дочь герцога Де – Грамона, французского эмигранта.

Она, как настоящая француженка, искала в шуме развлечений средства не умереть со скуки в варварской России. Ее роман с А.С.П., быть может, слишком зло, но в общих чертах, рассказан в стихотворении «К Аглае».

                                              «К  АГЛАЕ»

И вы поверить мне могли,

Как простодушная Аньеса?

В каком романе вы нашли,

Чтоб умер от любви повеса?

Послушайте: вам тридцать лет,

Да, тридцать лет – не многим боле.

Мне за двадцать; я видел свет,

Кружился долго в нем на воле;

Уж клятвы, слезы мне смешны;

Проказы утомить успели;

Вам также с вашей стороны

Измены верно надоели;

Остепенясь, мы охладели,

Некстати нам учиться вновь.

Мы знаем: вечная любовь

Живет едва ли три недели.

Сначала были мы друзья,

Но скука, случай, муж ревнивый...

Безумным притворился я,

И притворились вы стыдливой,

Летом 1823 года поэт получил новое служебное назначение в многолюдную и кипевшую жизнью Одессу. Предметом любви стала Амалия.

                                                      Глава 5

                                       

                                       АМАЛИЯ  РИЗНИЧ

Полунемка, полуитальянка, жена богатого коммерсанта. Она была хороша собой: высокая, стройная, красивая, с огненными глазами, шеей удивительной белизны и формы, черной косой более двух аршин длиною.

А.С.П. быстро поддался обаянию и , по-видимому, сумел заслужить благосклонность. К несчастью, у него скоро отыскался серьезный соперник, богатый польский помещик Собаньский. Любовь предстала перед поэтом со всей заманчивостью интриг, соперничества и кокетства.

                           

                    «ПРОСТИШЬ ЛИ МНЕ РЕВНИВЫЕ МЕЧТЫ?»

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!

Хочу ль бежать,- с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор,-

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Тебе смешны мучения мои;

Но я любим, тебя я понимаю.

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Связь А.С.П. с Ризнич длилась целую зиму и порвалась только с ее отъездом.

Для берегов отчизны дальней

Ты покидала край чужой;

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пре тобой…

А.С.П. был человеком настроения, человеком впечатлительным, сложным в своих переживаниях. В тот же самый одесский период поэт пережил другой роман, к жене своего начальника  Елизавете

                                                       Глава 6

                         ЕЛИЗАВЕТА КСАВЕРЬЕВНА ВОРОНЦОВА

Урожденная графиня Браницкая, дочь польского магната и одна из племянниц князя Потемкина. Современники говорят о ней, как о женщине умной, тонкой, образованной и обольстительной. С врожденным польским легкомыслием и кокетства желала она нравиться и в этом преуспевала. А.С.П. влюбился в нее, и если верить стихам, достиг взаимности. Чувство поэта к Воронцовой запечатлено во многих стихах: «Желание славы», «Сожженное письмо». «Храни меня, мой талисман», «Прощанье», «Ангел»

Уезжая из Одессы в ссылку, А.С.П. получил в подарок от Воронцовой перстень – талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался.

 

                           «ХРАНИ   МЕНЯ,  МОЙ ТАЛИСМАН»

Храни меня, мой талисман

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи –

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

Воронцов, муж возлюбленной, жестоко отомстил поэту. А.С.Пушкин  после его искусной аттестации был исключен из службы и отправлен в Псковскую губернию, в имение родителей, под надзор местного начальства.

А.С.П. зажил в Михайловском отшельником по примеру своего Евгения, и не бывал нигде, кроме тригорских помещих. Это было настоящее женское царство: владелица поместья Осипова Прасковья Александровна, ее дочери Анна Николаевна и Евпраксия Николаевна, падчерица Александра Ивановна, племянница Анна Петровна Керн. Именно Анна Петровна Керн фигурирует в «Дон - Жуанском списке.

                                           

                                         

                                              Глава 7

                             АННА ПЕТРОВНА КЕРН

Впервые поэт увидел ее в 1819 году в Петербурге, когда Анна была совсем юной. В 17 лет она вышла замуж за 50-летнего генерала, неумного, грубоватого человека. Семейная жизнь не заладилась сразу. Анна скучала и тосковала. Единственным выходом, скрашивающим жизнь, было легкомысленное кокетство.

После встречи в Тригориском воображение поэта вспыхнуло. В течение нескольких месяцев А.С.П. находился под обаянием Анны Петровны. Они виделись каждый день. А.С.П. уже пылал страстью, и немного не хватало, чтобы пламя сообщилось Анне Петровне. Но тут вмешалась Прасковья Александровна Осипова и настояла на немедленном отъезде всего семейства в Ригу. Пушкин посвятил Анне Петровне Керн одно из самых известных лирических стихотворений, которое вручил ей в день отъезда с автографом.

К***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чудной красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Осенью 1826 года А.С.П. приехал в Москву, где встретил восхищение своим талантом и интерес к своей персоне. Но и в самый разгар популярности поэт чувствовал себя непонятым. Денежные дела были плохи. Современники писали, что к 30 годам А.С.П. после бурных годов первой молодости и после тяжелых болезней казался истощенным и увядшим, резкие морщины на лице бросались в глаза.

Весьма вероятно, что мысль о приближающейся осени жизни внушила поэту решение жениться, хотя до того он был отрицательного мнения о браке. «Брак холостит душу,»-
считал он. Все невесты, которых А.С.П. намечал себе в жены, относились к одному и тому же типу: молоденькие барышни из хорошего московского или петербургского общества, красивые, интересные, превосходно воспитанные.

                                               

                                                      Глава 8

                             ЕКАТЕРИНА  НИКОЛАЕВНА  УШАКОВА

Жила с родителями в Москве, на Пресне. В доме Ушаковых собиралась молодежь, часто приезжали музыканты, певцы, писатели. В 1827-29 годах там постоянно бывал А.С.П. Современники писали, что она «была в полном смысле красавица – блондинка с пепельными волосами, темно- голубыми глазами, роста среднего, косы до колен, выражение лица очень умное».

А.С.П. увлекся Ушаковой, но так и не собрался сделать предложение.

                                         «ЕК. Н. УШАКОВОЙ»

Когда, бывало в старину

Являлся дух иль привиденье,

То прогоняло сатану

Простое это изреченье:

«Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни

Гораздо менее бесов и привидений

(Бог ведает, куда девалися они!)

Но ты, мой злой иль добрый гений,

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован, я горю

И содрогаюсь пре тобою

И сердца пылкого мечтаю

«Аминь, аминь, рассыпься» говорю.

                                         «ЕК. Н. УШАКОВОЙ»

В отдалении от вас

С вами буду неразлучен,

Томных уст и томных глаз

Буду памятью размучен;

Изнывая в тишине,

Не хочу я быть утешен,-

Вы ж вздохнете ль обо мне,

Если буду я повешен?

Екатерина Николаевна питала к А.С.П. глубокое чувство и сохранила его на долгие годы. Она вышла замуж только после гибели поэта. По семейному преданию, Екатерина Николаевна незадолго до смерти приказала дочери подать ей шкатулку с письмами А.С.П. и сожгла их. «Мы любили друг друга горячо,- сказала она,- это была наша сердечная тайна; пусть она и умрет с нами».

В мае 1827 А.С.П. уехал в Петербург. Его фантазией завладела двоюродная сестра Анны Петровны Керн.

                                           

                                                         Глава 9

                                     АННА   АЛЕКСЕЕВНА   ОЛЕНИНА

Дочь президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина (1763-1843).Салон Олениных посещали артисты, художники, писатели: Крылов, Жуковский, Вяземский, Брюллов, Кипренский, Гнедич, Батюшков, там часто бывал Пушкин.19-летняя Анна немного кокетничала, немного кичилась своими добродетелями и внешностью.

Аннет остерегалась А.С.П., хотя и интересовалась им. Она мечтала выйти замуж, как каждая девушка, но не считала поэта «большой партией». Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она признавалась, «что это была честь, которой все завидовали». К Анне Пушкин сватался, но получил отказ. Анне Алексеевне посвящены такие шедевры пушкинской лирики, как «Ты и вы», «Ее глаза», «Город пышный, город бедный», «Я вас любил: любовь еще, быть может»

                                                       

                                                   ЕЕ ГЛАЗА

                                 ( В ответ на стихи князя Вяземского)

Она мила – скажу меж нами –

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля –

В них скромных граций торжество;

Поднимет - ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

                                                   ТЫ  И  ВЫ

Пустое вы сердечным ты

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

                     

                            Я  ВАС ЛЮБИЛ: ЛЮБОВЬ ЕЩЕ, БЫТЬ  МОЖЕТ

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу тревожить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

                                                         Глава 10

                        НАТАЛЬЯ  НИКОЛАЕВНА  ГОНЧАРОВА

Впервые А.С.П. увидел Натали зимой1829 года на балу у танцмейстера Йогеля. Ей недавно исполнилось16 лет, и она только-только стала выходить в свет. «Когда я увидел ее в первый раз,- писал поэт будущей своей теще,- красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение…» Но был отказ.

В апреле 1830 года Поэт вновь сделал предложение, оно было принято.!8 февраля 1831 года в Москве поэт венчался с Н.Н.Гончаровой, а вскоре писал другу: «Я женат -  и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Чувство глубокой любви и нежности к жене А.С.П., сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица»

        МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

 Тонкая талия, как стебель цветка, мраморные плечи, безукоризненный овал лица – весь облик Гончаровой напоминал идеальных женщин в картинах Рафаэля. А.С.П. любил, чтобы и другие, особенно близкие ему люди, восхищались его женой. Поэт говорил Брюллову: «У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с нее портрет!» Для него Натали была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье. О котором так мечтал поэт. Сколько людей беспощадно и жестоко осуждали жену поэта (среди них были и друзья поэта!)

Умирая, поэт утешал жену: «Будь спокойна, ты невинна в этом». А врачу сказал: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском!»

В каждом промежутке между приступами мучительной боли он ее призывал, старался утешить, уверял, что ни на одну минуту не лишал ее своего доверия и любви. А.С.П. был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила 4-х детей. Перед самой смертью поэт сказал Натали: «Носи по мне траур 2-3 года. Постарайся, чтоб забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона». Через несколько часов он умер.

                                                 ПОСЛЕСЛОВИЕ

Да, А.С.П. был счастлив. Не его и не его жены вина в том, что они жили в обществе, не желавшем терпеть счастье поэта. Мишенью отвратительной клеветы избрали кроткую, добрую, не способную разобраться в их кознях жену поэта. По словам Вяземского, доктор Николай Арендт, который находился все время рядом с умирающим поэтом, сказал такие слова: «Для Пушкина жаль, что он не был убит на месте, потому что мучения его невыразимы; но для жены его – это счастье, что он остался жив. Никому из нас, видя его, нельзя сомневаться в невинности ее и в любви, которую к ней Пушкин сохранил».

Поэт погиб. Одно из последних пушкинских стихотворений обращено также к жене.

                                       

                                  « ПОРА, МОЙ  ДРУГ, ПОРА!»

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить…И глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

Чувственный и вместе с тем рассудочный, способный увлекаться почти до безумия, но не отдававший себя целиком, - таков поэт. В своей поэзии А.С.П.заплатил богатую дань литературному романтизму. Из всех многочисленных любовных увлечений поэта нельзя указать ни одного, которое подчинило себе его душу полностью.

Он признавался в любви многим, но в действительности, как правильно указала М.Н.Волконская, любил по- настоящему только свою музу.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

И может быть,- на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной!

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

2. АДРЕСАТЫ  ПУШКИНСКОЙ ЛИРИКИ

                 

     

      Глава 1    ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА БАКУНИНА

                   

      Глава 2    ЕВДОКИЯ   ИВАНОВНА   ГОЛИЦЫНА

                   

      Глава3     МАРИЯ НИКОЛАЕВНА РАЕВСКАЯ

                   

      Глава 4    АГЛАЯ АНТОНОВНА ДАВЫДОВА

                   

      Глава 5    АМАЛИЯ  РИЗНИЧ                    

     

      Глава 6    ЕЛИЗАВЕТА КСАВЕРЬЕВНА ВОРОНЦОВА

                   

      Глава 7    АННА ПЕТРОВНА КЕРН

                   

      Глава 8     ЕКАТЕРИНА  НИКОЛАЕВНА  УШАКОВА

                   

      Глава 9     АННА   АЛЕКСЕЕВНА   ОЛЕНИНА

                   

      Глава 10   НАТАЛЬЯ  НИКОЛАЕВНА  ГОНЧАРОВА

3. ПОСЛЕСЛОВИЕ

        

                  Правила проведения «Мозгового штурма»

Подготовка к проведению:

1.Не должно быть столов, ватман, скотч, фломастеры.

2.Нельзя прерывать, заводить посторонних разговоров.

3.Выбрать ведущего и летописца.

4.Сесть полукругом, в центре остаются ведущий и летописец.

5.Разделиться на группы.

Условия проведения:

1.Каждый в группе понимает, о чем речь.

2.Каждый имеет право голоса.

3.Каждый желает работать.

4.Не оставлять без внимания ни одной идеи.

Методика проведения:

1.Летописец записывает идеи на ватман коротко.

2.Ведущий спрашивает ребят, он должен добиваться, чтобы идеи были понятны всем.

3.Если идеи похожи, то одну и ту же форму проведения не записывают.

4.Проведение голосования: общее количество идей делится на 3: значит, каждый может иметь, например, 3 голоса.

5. Второе голосование идет по тем идеям, которые выбрали.

6.Когда выбрана идея, выбирается группа ребят, которая будет проводить то или иное мероприятие. Каждому  из группы дается какое- то поручение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над проектом

Материал для изучения членам школьного научного общества...

Этапы работы над проектом "Памятные места нашего города Суража".

В работе показаны основные этапы работы над проектом "Памятные места нашего города Суража". Работа помогает освоить основные этапы работы над проектом....

Этапы работы над проектом "Животные Ленинградской области." Автор: Кириллова Т.В. ГБОУ СОШ №594

Данная публикация содержит описание проекта "Животные Ленинградской области":  В материале отражены цели, задачи проекта, предметные области, используемые информационные технологии, актуаль...

этапы работы над проектом

Материал для старших вожатых и педагогов....

этапы работы над проектом

Материал для старших вожатых и педагогов....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...