Методические основы спортивной подготовки детей школьного возраста
материал по теме

Выступление на районном семинаре учителей по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре

«Методические основы спортивной подготовки

детей школьного возраста»

(для учителей физической культуры)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Все вы знаете, что актуальной проблемой в области физического воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями и усилить положительные эффекты, связанные с качественным улучшением их физических кондиций и приобретением жизненно важных двигательных умений и навыков. Анализ показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя совершенствованию двигательной функции учащихся.

C этой целью были организованы курсы для учителей физической культуры на базе МГПИ им.Евсевьева по программе «Спортивная гимнастика. Теория и методика спортивной тренировки». Курсы были очень интересные, насыщенные, плодотворные. Лекции читали как преподаватели пединститута, так и представители из г. Москвы Лагутин Андрей Борисович и Миханина Галина Михайловна. Практическую часть проводил Аркаев Леонид Яковлевич, заслуженный тренер СССР и России по спортивной гимнастике, который сейчас работает у нас в г.Саранске в спортивной школе гимнастике. Именно благодаря ему у нас в Мордовии стали активно пропагандировать данный вида спорта. Сейчас я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о спортивной школе олимпийского резерва по спортивной гимнастике (просмотр фильма). 

Очень важно привить детям любовь к гимнастике, так как гимнастика – это самый массовый, самый доступный вид спорта. Занятия можно начинать с самого раннего возраста. Но цель не ставится, что бы все в дальнейшем стали гимнастами и выбрали для занятий именно этот вид спорта. Главное - необходимо с самого раннего возраста помочь детям найти себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей его жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие. Заметьте, что из гимнастики можно перейти в любой другой вид спорта и достигнуть  там высоких результатов, а вот в гимнастику (если время упущено) уже возврата нет.  

Гимнастика  — одно из самых красивых направлений в спорте. Вместе с тем — самое травмоопасное. Поэтому на уроках физкультуры в школе учителям и детям надо быть особенно внимательными. Для этого необходимо знать и владеть терминологией, уметь выполнять страховку, учить детей самим страховать себя (раздать материал по общеразвивающим упражнениям).

Какие же средства гимнастики используются в школе:

- строевые упражнения

- разновидности ходьбы и бега

-О.Р.У.

- прыжки (опорные прыжки)

- висы и упоры

- прикладные упражнения

- музыкально-ритмические средства

- художественная гимнастика

Чтобы все это не было скучным и не надоедало нужно:

  1. Использовать музыку на уроке;
  2.  Выполнять разновидности передвижений с ускорением по сигналу или на определенном отрезке дистанции;
  3.  Передвигаться боком или спиной вперед;
  4. Изменять темп подсчета при выполнении композиций, разновидностей передвижений или комплексов О.Р.У. ;
  5. Выполнять О.Р.У. с поворотом на 90 или 180 градусов;
  6. Выполнять О.Р.У. со сменой мест в колонне;
  7. Выполнять бег из разных И.п. – стоя спиной к направлению движения, уз упора присев, положения лежа и т.д.
  8. Выполнение простейших акробатических упражнений (кувырков вперед и  назад, перекатов, переворотов) из различных И.п. – толчком обеих ног или одной ноги и т.д.;
  9. Выполнение освоенных двигательных действий стоя на носках, на гимнастической скамейке, бревне.
  10. Выполнение различных вариантов прыжков в короткую и длинную скакалку.

Очень важно на уроках физкультуры давать учащимся комплексы упражнений на 16, 32, 40, 48 и 64 счета, что является прекрасным средством развития памяти.

Регулярные занятия гимнастикой укрепляют здоровье. Придает стройность девичьим фигуркам, мальчишкам дает возможность для всестороннего физического развития. Гимнастику  необходимо  преподавать, начиная с детского сада и до выпускных экзаменов в школе, тогда не возникнет трудности подготовить учащихся к школьной олимпиаде по физической культуре. Уже в детском саду и начальных классах дети довольно быстро разучивают и выполняют упражнения на снарядах (бревне, брусьях, выполняют вольные упражнения, куда включены акробатические элементы). (Просмотр видеофильмов с олимпиадой в детском саду и школе).

          Традиционный урок гимнастики в школе с характерными для него строгой регламентацией учебного процесса, относительно низкими показателями моторной плотности, повышенной травмоопасностью, связанной с выполнением упражнений на снарядах, сохраняющих свой неизменный вид уже многие десятилетия, ограниченными возможностями для проявления творческих способностей учащихся, в последнее время начал уступать свои позиции более динамичным и эмоциональным видам физкультурно-спортивной деятельности - игровым и спортивным единоборствам. Эти тенденции обусловливают необходимость поиска новых образовательных видов гимнастики, которые, сохраняя ее главные достоинства - многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических кондиций занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества, были бы доступны и привлекательны для мальчиков и девочек с обычным уровнем физического развития, находящих интерес в занятиях гимнастическими упражнениями в школьном возрасте. К таким видам гимнастики наряду с уже получившими распространение спортивной аэробикой и многочисленными разновидностями фитнес-гимнастики относится общая гимнастика (командная гимнастика), включающая в себя наиболее интересные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением.

       Важной отличительной особенностью общей гимнастики является то, что участники соревнуются только в составе команды, а их мастерство оценивается не голько по уровню техники исполнения упражнения каждым участником в отдельности (что традиционно для гимнастики вообще), но и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов гимнастической команды.

       Общей гимнастике присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травмоопасности, обусловленный оптимальной сложностью упражнений и повышенными требованиями к обеспечению безопасности при их выполнении. Доступность общей гимнастики для широкого контингента занимающихся обусловлена возможностью для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического многоборья.

           Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости при приоритете развития двигательно-координационных способностей, что особенно ценно в младшем школьном возрасте.

           Групповые вольные упражнения, составленные из разнообразных движений общеразвивающего характера на 40, 48 и 64 счета, являются эффективным средством воспитания двигательно-ритмических способностей, тренировки вестибулярного анализатора, развития общей гибкости. Незаменимы вольные упражнения и как средство развития памяти на движения, помогающей в дальнейшем быстро и прочно осваивать более сложные двигательные действия.

            Тренировка прыжковых упражнений формирует у занимающихся жизненно важные двигательные навыки, активно развивает скоростно-силовые и координационные способности  (раздать материал). 

Но самое главное, на что делали упор на данных курсах – это разминка. Подготовка к основной части урока или разминка – важная часть учебного занятия, которой нельзя пренебригать. Разминка решает ряд специальных задач, основными из которых являются:

- создание организующего начала;

- подготовка к основной части урока;

- общее разогревание и активизация опорно-двигательного аппарата;

- профилактика травматизма;

- координационная настройка;

- выработка правильной осанки;

- проработка и активизация навыков выполнения базовых управляющих движений;

Отработка базовых контрольных поз и граничных положений;

- фоновая физико-техническая или технико-физическая настройка.

      К комплексу упражнений, входящих в общую разминку, предъявляются специальные требования. Помимо решения вышеперечисленных задач этот комплекс должен:

        - охватывать все группы мышц, связок и сухожилий, активно работающих при выполнении тренировочной программы;

       - проводиться в основном поточным методом (без остановки);

       - выполняться всеми членами команды одновременно под руководством учителя;

       - оставаться стабильным на протяжении длительного времени.

Ее мы с вами сегодня и разучим на практической части нашего семинара (уходим переодеваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Методическая разработка «Комплекс по ритмической гимнастике для детей школьного возраста»

Данный комплекс упражнений можно рекомендовать педагогам для занятий по ритмике на ФГОС...

"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".

      Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....

Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне

В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Учебно-методическрй комплекс "Теоретические и методические основы физического развития детей раннего и дошкольного возраста!

В материале представлены программа, вопросы для повторения к экзамену, квалификационный экзамен...

Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ  ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»           Фи...