Дополнительное образование в лицее как условие самореализации школьников
статья по теме

Гущина Татьяна Александровна

 

Образовательная политика сегодня не может быть ориентирована только на формирование знаний, умений и навыков, соответствующих стандарту обучения. Школьное образование может выполнить главную задачу в том случае, когда выпускник школы будет достаточно подготовлен к самостоятельному вхождению в профессиональную деятельность.

В этой связи актуальным становится целенаправленное проектирование образовательной среды учреждений общего и  дополнительного образования, что позволит обеспечить максимальные условия для самореализации воспитанников.Образовательная политика сегодня не может быть ориентирована только на формирование знаний, умений и навыков, соответствующих стандарту обучения. Школьное образование может выполнить главную задачу в том случае, когда выпускник школы будет достаточно подготовлен к самостоятельному вхождению в профессиональную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дополнительное образование в лицее

как условие самореализации школьников»

Гущина Татьяна Александровна

МОУ Луховский лицей, г.Саранск

Образовательная политика сегодня не может быть ориентирована только на формирование знаний, умений и навыков, соответствующих стандарту обучения. Школьное образование может выполнить главную задачу в том случае, когда выпускник школы будет достаточно подготовлен к самостоятельному вхождению в профессиональную деятельность.

В этой связи актуальным становится целенаправленное проектирование образовательной среды учреждений общего и  дополнительного образования, что позволит обеспечить максимальные условия для самореализации воспитанников.

Поэтому, в рамках эксперимента важно было реализовать следующие основные идеи:

- обеспечение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса в лицее;

- осуществление индивидуального подхода на таком уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию развития

Цель  исследования: научно обосновать и практически осуществить педагогическое проектирование среды общего и дополнительного образования школьников для их самореализации.

Объект исследования: дополнительное образование в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: : педагогическое проектирование среды  дополнительного образования в лицее как условие самореализации школьников.

Гипотеза: проектирование среды общего и  дополнительного образования становится условием обеспечения самореализации воспитанников, если:

-  проанализированы   социально-педагогические   предпосылки   для организации     образовательной     среды     как     пространства самореализации школьников;

- раскрыты сущность самореализации личности и возможности ее обеспечения в дополнительном образовании;

- разработана модель активизации процесса самореализации детей в общеобразовательном учреждении     и программа     их реализации;

-     осуществлена  поэтапная реализация разработанной модели и соответствующей  программы  самореализации воспитанников.

В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи.

  1. Разработать нормативно-правовую базу образовательного учреждения с взаимодействием общего и дополнительного образования.
  2. Создать открытое образовательное пространство через сетевое взаимодействие лицея и учреждений дополнительного образования.
  3. Разработать  вариативные образовательные программы, обеспечивающие новое качество образования, целостное движение ребенка по индивидуальной образовательной траектории.
  4. Провести мониторинг соответствия образовательных услуг уровню запросов детей и их родителей

Каждый учебный год предъявляет свои требования к системе образования. Одна из важнейших проблем на современном этапе связана с развитием детского спорта и развитием физкультурно-спортивного воспитания в нашей стране – так сказано в президентской  инициативе Дмитрием  Анатольевичем Медведевым.  В течение 3-х лет мы занимались разработкой и внедрением механизмов взаимодействия со спортивной школой. Это вызвало необходимость исследования.

Одним из путей разрешения проблемной ситуации, связанной с катастрофическим ухудшением состояния здоровья школьников, явился относительно новый подход, основанный на концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников, организационная основа, которой с учетом принципа дополнительности заключается в интеграции основного и дополнительного физкультурного образования.

Сущность концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников состоит в более эффективном решении цели и задач традиционного физкультурного образования школьников путем частичного использования принципов, средств и методов спортивной тренировки.

В учебном плане 5-11 классов отводится три часа на уроки физкультуры. Один час в неделю, проводит учитель физкультуры, реализуя стандарт общего образования, два часа физкультуры в неделю поставлены последними уроками в расписании и проводятся в форме учебно-тренировочной специализации.

Внедрение концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования осуществляется по этапам:

1 этап – мотивационный. Его главная задача заключалась в активизации и стимулировании мотивов учащихся, связанных с их физической подготовленностью и физическим развитием, а так же удовлетворением их интереса к занятиях на уроках физкультуры избранным видом спорта. Этот этап реализовывался на входных уроках, когда объединялась вся параллель  учащихся и каждый тренер знакомил их с содержанием программы, а так же ее вариативной части.

2 этап- формирующий. Его главная задача заключалась  в поддержании у школьников устойчивого мотива к самореализации в выбранном виде спорта, а так же апробации модели учебно-физкультурной специализации физкультурного образования. На данном этапе учащиеся привлекаются к соревнованиям различного уровня, культивируется здоровый образ жизни.

3 этап  - оценочно-результативный.  Его главная задача заключалась в эффективности результатов физической подготовленности. Они отражают соответственно познавательную и деятельностную сторону личности. По ним можно судить о степени самореализации личности, что позволило повысить эффективность учебного процесса по физической культуре учащихся школьного возраста, в частности уровень их физической подготовленности и физического развития, а также удовлетворить их интересы и потребности в занятиях на уроках физической культуры избранным видом тренировочной специализации.

В результате экспериментальных исследований по разработке и обоснованию содержания и технологии учебно-тренировочной специализации физкультурного образования школьников были получены определенные практические результаты.

В результате теоретического обоснования разработано (в соавторстве)  учебные программы по физической культуре учащихся 5-11-х классов с углубленным изучением видов спорта с преимущественно  игровой направленности (футбол, волейбол, греко-римская борьба, теннис), легкоатлетической (легкая атлетика).

Каждая из разработанных программ включает в себя концепцию учебно-тренировочной специализации, содержание базового компонента программы, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта по предмету "физическая культура" в лицее, содержание вариативной части, включающее в себя задачи, характеристику основных разделов, "сетку часов" и непосредственно программный материал по виду спорта. Отличительной особенностью каждой из программ является то, что вариативная часть представлена в форме поурочного планирования, где на каждый урок (тренировочное занятие) спланированы задачи, краткое содержание учебного материала и методические указания.

Повышение эффективности физкультурного образования учащихся школьного возраста в результате использования разработанных учебных программ по физической культуре с углубленным изучением волейбола, футбола, борьбы, тенниса, легкой атлетики выразилась в следующем:

- в удовлетворении интересов и потребностей учащихся в занятиях избранным видом спорта в рамках уроков физической культуры;

- в значительном сокращении количества пропущенных занятий по физической культуре у всех учащихся;

- в достоверном повышении уровня физической подготовленности и физического развития учащихся и в соответствии большинства показателей физической подготовленности высокому и выше среднего нормативному уровню;

- в снижении как общей заболеваемости школьников, так и их заболеваемости ОРВИ и гриппом.

Более эффективно учебно-тренировочная специализация физкультурного образования школьников может быть использована в любой школе Российской Федерации при интенсификации учебного процесса по физической культуре, а именно:

- составление расписания уроков общеобразовательной школы "под физкультуру";

- одновременное проведение уроков физической культуры в нескольких местах;

- вынесение уроков физкультуры во 2-ю половину учебного дня;

- увеличение количества уроков (до 3-4 ч в неделю) за счет интеграции программ по ОБЖ, биологии, физической культуре, валеологии; факультативных занятий учебного плана лицея; интеграции ресурсов учреждений основного общего среднего образования и дополнительного образования.

В результате 3-летнего эксперимента, уровень физической подготовленности учащихся экспериментальной группы, как у юношей, так и у девушек оказался достоверно выше, чем у учащихся контрольной группы.

Результаты исследований показали, что у учащихся контрольной группы по сравнению с экспериментальной тестовые показатели оказались достоверно ниже в проявлении скоростных способностей, выносливости, скоростно-силовых, гибкости и силовых способностей.

В ходе эксперимента выявлено, что все показатели физического развития учащихся как экспериментальной, так и контрольной группы достоверно повысились, но при этом показатели сердечнососудистой и дыхательной систем экспериментальной группы достоверно выше, чем у учащихся контрольной группы.

Таким образом, ведущими факторами повышения уровня физического состояния учащихся экспериментальной группы являются: педагогические - учебно-тренировочная специализация физкультурного образования школьников и увеличение объема учебной нагрузки; биологический - естественное развитие организма старших школьников.

Благодаря эффективной организации учебно-тренировочной специализации учащиеся добились хороших результатов в городских и республиканских соревнованиях. Команда футболистов под руководством тренера Аношкина М.Я. неоднократно выиграла республиканские соревнования «Мини-футбол в школу», «соревнования на кубок «ПФЛ», турнир по мини-футболу на кубок Администрации г.Саранска, являлись призерами городской турнир по футболу на призы ДЮФЛ РМ.

Легкоатлеты (тренер Аношкина О.Б., преподаватель МГУ) отличились в республиканских открытых первенствах по легкой атлетике, являются призерами легкоатлетического двоеборья на призы А.И. Иванова, 4 Спартакиады школьников по легкой атлетике, республиканских соревнованиях «Шиповка юных»

Волейбольная команда девушек (тренер Кузнецов А.М.), является ежегодными призерами  финальных игр по волейболу среди учащейся молодежи РМ, Спартакиады муниципальных общеобразовательных учреждений по волейболу.

Значительных результатов добились ребята, занимающиеся греко-римской борьбой. Занятия проводятся в специально оборудованном борцовском зале лицея, являются победителями всероссийских и республиканских соревнований по греко-римской борьбе .

Таким образом, дополнительное образование детей в Луховском лицее является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для самореализации личности.

Опыт взаимодействия основного и дополнительного образования подтверждает, что найден путь органичного соединения урочной и внеурочной работы. Он состоит в том, чтобы усилить воспитательный потенциал основного образования, создать условия для использования личностно-деятельностных технологий на уроках и одновременно повысить  общеобразовательные возможности занятий по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...

Программа дополнительного образования "Современное лицо Петербурга"

Данная программа может реализовываться учителями истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры в рамках работы отдела дополнительного образования детей. Рассчитана на 2 учебных ...

Образовательная программа дополнительного образования детей Английский язык для младших школьников «Little Stars»

Программа дополнительного образования “LITTLE STARS” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответстве...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Программа дополнительного образования "Танцевальный лицей"

Программа «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ» является программой физкультурно-спортивной направленности. Предоставляет возможность для физического развития учащихся, для воспитания навыков здорового обр...