статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"
статья по краеведению по теме

 

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. В значительной мере обозначенную проблему по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, или дополнительное образование, в частности, занятия школьников по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikiforova_m.a._statya_dlya_konferencii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

М.И.Никифорова

г.Белгород, МБОУ  СОШ №7

заместитель директора по УВР

Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника

Общеизвестно, что Федеральный "Закон об образовании" декларирует гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей.

Действительно, современное школьное образование ориентируется на то, чтобы предоставлять школьникам возможность осознавать себя как духовно-значимую личность, развивать способности художественного, эстетического, нравственного, интеллектуального оценивания окружающего мира, осваивать непреходящие ценности культуры, перенимать духовный и практический опыт поколений, что, в общем, способствует формированию познавательной культуры школьников.

На занятиях в школе у ребенка формируется мировоззрение, культурно-историческое сознание, развивается ассоциативное и образное мышление, приобретается опыт творческой деятельности, формируется индивидуальность.

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. В значительной мере обозначенную проблему по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, или дополнительное образование, в частности, занятия школьников по краеведению.

Ближайшие задачи школьного краеведения я вижу в том, чтобы воспитать у детей устойчивый интерес к родному краю, чувство патриотизма, самосознание, а так же стремится к созданию условий для самовыражения в творческой или интеллектуальной деятельности, для того, чтобы приобретенные особые знания и навыки, позволили моим воспитанникам принимать активное участие в культурной, научно-исследовательской и общественной жизни города и области.

При этом нельзя не заметить, что поставленные нами задачи зиждутся на постулатах, положенных в основу программы государственного образца для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

  1. Создание    условий    для    становления    гражданских    позиций
    личности.
  2. Развитие национального самосознания личности, как проявление
    общечеловеческих ценностей.
  3. Включение    обучающегося    в    такую    систему    деятельности    и отношений, которая обогащает их положительный опыт.

Должна заметить, что потенциально занятия по краеведению имеют в себе возможности для творческого, интеллектуального и физического развития школьников. В условиях школы предпочтительнее, чтобы все обозначенные направления были тесно взаимосвязаны. И лишь при условии проявления у школьника склонностей к творческой или интеллектуальной деятельности отдавать предпочтение одному из направлений.

Всякое занятие в рамках дополнительного образования, в том числе и краеведение, должно проходить в условиях искреннего и непринужденного общения как в отношениях педагог—ребенок, так и в отношениях ребенок— ребенок. Именно такая обстановка, с одной стороны, позволяет увидеть педагогу настоящие качества ребенка, выявить его склонности, интересы, разнообразие способностей, а значит в последствии планировать свою работу с учетом индивидуальных особенностей воспитанников; с другой стороны, у ребенка появляется возможность проявить собственную инициативу, и тогда он наверняка попытается создать что-то новое, вспомнить и рассказать лучше, чем его приятель. В общем, возникнет необходимость пополнить свои познания новым содержанием или актуализировать в памяти уже забытое, другими словами ребенок стремится выйти из состояния «инертного покоя». А педагог в свою очередь обязан поощрять наиболее старательных и любознательных воспитанников, ещё более способствуя развитию их творческих и интеллектуальных способностей.

Овладевая краеведческими знаниями (историческое краеведение, литературно краеведение, народная культура), школьник осваивает то пространство, в котором живут его близкие родственники и жили его предки. В этой связи возникает особая мотивация в познании: можно узнать от родителей, бабушек и дедушек. И в таком случае сохраняется преемственность поколений, детям становятся близкими и понятными нравственные устои, патриотические настроения, которые имели ценность для его родственников старшего поколения. Несомненно, если между родителями и детьми добрые отношения, то ребенок постарается усвоить их нравственный опыт, сохранить культурные традиции, которые им дороги, не исключено, что у ребенка возникнет желание побывать там, где прежде бывали его родители, жили бабушка и дедушка, изучить окружающую природу или быт. Чтобы не нарушились традиции, которые связывают старшее и младшее поколения, педагог должен постоянно стимулировать у школьников интерес к жизни и культурным традициям своих предков.

Настоящее увлечение краеведением (даже если это группа школьников, работой которой руководит педагог) немыслимо без самостоятельных изысканий. Несмотря на то, что, по словам Д.С.Лихачева, «краеведение самая массовая наука неразгаданных загадок», нераскрытых страниц в истории белгородского края еще не мало. Поэтому школьников необходимо привлекать к исследовательской работе в области краеведения. Такая форма работы сопряжена с изучением архивных документов, исследовательских работ по проблеме, встречами с очевидцами событий или специалистами. Накопленные таким образом материалы требуют соответствующего изучения, осмысления, обобщения и т.д. В результате у школьников формируется навык работы с научно-справочным аппаратом, возникает необходимость в изучении и описании документов, формируется своя точка зрения в отношении изучаемого явления, при написании исследовательской работы развивается логическое мышление. А, в общем, повышается познавательная культура ребенка.

Итак, я представила некоторые формы работы в рамках дополнительного образования (краеведческий кружок), которые способствуют повышению познавательной культуры школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности"

Изменение социально-экономического устройства нашего общества, становление рыночных отношений, определили новые подходы к образованию и его субъектам. Сегодня образовательное учреждение рассматриваютс...

Статья «Прикладная направленность школьного курса математики как фактор повышения познавательной активности школьников»

«Особенную важность имеют те методы   науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей в...

Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"

Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....

Интегрированные занятия в дополнительном образовании как фактор повышения качества обучения.

Не так давно в дополнительном образовании начали изучать информационные технологии, как средство, помогающее в проведении занятий с обучающимися. Данные технологии позволяют развивать творческие потен...