Феномен традиции в поликультурном образовании
материал по теме

Чернышев Эдуард Николаевич

Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует  всех участников образовательного процесса на стремление  к идеалу гуманистического образования на основе  интеграции  личности  в систему   различных культур -   общечеловеческой, национальной, семейной, субрегиональной и др. с использованием различных путей и условий.

         В условиях  роста процесса государственно-общественного управления образованием особую важность приобретает образование, основанное на учете  социального заказа, на ценностных  установках тех субкультур (семейной, региональной) , в которые включен ученик. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Феномен традиции в поликультурном  образовании

Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует  всех участников образовательного процесса на стремление  к идеалу гуманистического образования на основе  интеграции  личности  в систему   различных культур -   общечеловеческой, национальной, семейной, субрегиональной и др. с использованием различных путей и условий.

        В условиях  роста процесса государственно-общественного управления образованием особую важность приобретает образование, основанное на учете  социального заказа, на ценностных  установках тех субкультур (семейной, региональной) , в которые включен ученик.

        Теоретическую основу представляемого эксперимента   составляет   идея поликультурной  школы. Поликультурное школьное образование -  это непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ее компетенций, ценностных ориентаций, этических, эстетических потребностей и идеалов. Он  включает в себя культуросозидающий компонент, отражающий особенности  саморазвития  ребенка в различных культурах и обеспечивающий сохранение, передачу, воспроизводство и обогащение культуры со стороны ребенка. Поликультурное школьное образование рассматривает интеграцию человека в культуру, возможность его самореализации в неразрывном единстве с  историей и традициями родного края. Поликультурное школьное образование способствует бесконфликтной идентификации личности с субкультурами.

        Поликультурная школа реализуется  в определенном пространстве.

        Образовательное  пространство – это разнообразные   среды  школьного бытия, в которых совместное преобразование сфер культуры всеми  участниками образовательного процесса становится фактором комплексного воздействия на процесс развития и самореализации личности.

Образовательное пространство  с разнообразными средами предоставляет возможность ученику выбирать формы самосовершенствования на основе предлагаемых альтернатив.

        Важнейшую роль  в обеспечении условий развития личности школьника играют   такие среды, как «семья», «школа» и «объединение по интересам», построенные  на принципах личностно ориентированной жизнедеятельности.

        Поликультурная школа ориентируется на воспитание личности с определенными ценностными ориентациями, моралью, поведением, отношением к другим людям. Сущность воспитания такой личности состоит в том, что

а) образование является предметом  пристального внимания  не только в школе, но и в других средах  (в семье, в  группах по интересам);

 б) в системе общего и дополнительного образования, особенно при изучении  языков, литературы, истории и культуры (экологической, музыкальной, нравственной, художественно-эстетической, трудовой и др.) наряду с приобретением вербальных компетенций,  учащиеся овладевают способами социально значимого  поведения в другой культуре.

        Признаками  воспитанной личности в поликультурной школе является уважение к представителям   других культур (семейной, национальной, социальной и др.), культурная непредвзятость, социокультурный такт, социокультурная наблюдательность, то есть именно то, что  характеризует  культурно-исторические  традиции  Донского края.

        В массовой трактовке понятия «культурно-исторической традиции» преобладают  этнографические (в Ростовской области – казачьи)  мотивы.  В массовости создания казачьих/кадетских школ, краеведческих музеев казачьего быта, в  формировании  представления о традициях Дона как о традициях казачества и во многом подобном   нивелируется  сама идея поликультурного образования,  дискурс традиции в образовании. Мириться с этим пололожением мы не можем. Несомненно, фундаментальным качеством человеческого бытия является способность создавать и наследовать культурные произведения. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает, таким образом, как универсальная характеристика человеческого способа быть.  "Любовь к предкам" – вовсе не риторическая фигура, это реальное и очень сильное переживание, которое так проникновенно выразил Пушкин:

Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.

На них основано от века, по воле Бога самого,

Самостоянье человека, залог величия его.        

Эти смыслы пробуждают в человеке сознание нравственных обязательств в отношении к роду, народу, Родине, побуждают его искать  истину в прошлом и "продолжать дело отцов", наделяя ценностным содержанием непрерывность общего дела  сменяющих друг друга поколений..

Традиция никогда не "дана" – традиция всегда "создается". Есть своеобразный иллюзионизм в том, чтобы воспринимать традицию как то, что всегда было. На самом деле идет постоянный процесс переоценки и переопределения элементов наследия, в котором одни элементы отодвигаются в тень, другие выходят на первый план. Традиция   творится, моделируется, видоизменяется  в соответствии с нынешними потребностями и стремлениями данной исторической ситуации.

Предлагаем  понимать культурно-историческую традицию как позитивно оцениваемый ее субъектом способ жизнеустройства, воспроизводимый на протяжении ряда поколений в меру активности субъекта традиции. Культурно-исторические традиции разнообразны в меру разнообразия культурно-исторических субъектов, отстаивающих способ своего существования и предъявляющих права на условия реализации способа жизнестроительства, представляющегося им ценным.

Традиция в широком смысле - это форма самоорганизации, устойчиво воспроизводящаяся из поколения в поколения за счет специфических организованностей (таких как уклад, ритуал, обряд, воспитательный обычай, учительные установления, корпус основных текстов и другое), и запечатлевающая в человеке определенный тип работы над самим собой. Элементы традиции задают условия для воспроизведения специфического человеческого опыта, будь то опыт переживания аффекта, опыт сознания, опыт мышления, опыт действия. Традиции – своего рода творческие лаборатории в историческом образовании человеческого духа, в них "человеческое" являет себя, воспитывает себя и узнает себя, что оно есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»

Статья из журнала «Юный техник» 1988 г. №1-3Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания. Хотя, по большому счету, эта статья - лишь постановка вопроса. Исчерпыва...

Феномен Гагарина

Презентация показана на литературном празднике, посвящённом 50-летию Космоса....

Урбанизация - феномен ХХ века

Одной из задач современной школы является  качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту за...

«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...

Урок как педагогический феномен

Прецентация "Урок как педагогический феномен" поможет учителю спланировать свой урок правильно и интересно....

Традиции обыденности как феномен Русской Православной церкви

Сегодня в научной и публицистической литературе очень много говорится о необходимости духовного возрождения национальных традиций. Особую значимость в данном направлении приобретает проблема сохранени...