ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
статья по теме

Хорунжая Татьяна Викторовна

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.

В работе автор:

  • раскрывает содержание этапов работы над методической темой;
  • приводит данные исследований и диагностики учащихся, проводимой в процессе работы;

Статья является своеобразным осмыслением определенного этапа педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

       Подводя итоги своей работы над методической темой, следует отметить, что работа над этой методической темой стала еще одной ступенькой в моем педагогическом самосовершенствовании. В ходе проведения своего эксперимента я находилась в активном поиске новых методов и форм работы, знакомилась с опытом  работы коллег гимназии и города, я по-новому взглянула на своих учеников, увидела те их возможности, которые раньше оставались скрытыми и неизвестными для меня. Работа над методической темой позволила мне глубже понять проблемы современного процесса образования, увидеть новые возможности в осуществлении своих педагогических замыслов.

       Подводя итоги любого начинания,  принято не просто перечислять все, что было сделано за прошедший период времени,  а  выделять положительные и отрицательные стороны проделанной работы, называть наметившиеся проблемы, предлагать возможные пути их решения. Постараюсь подвести итоги своей работы  над методической темой именно в таком ключе.

       В работе над методической темой я поставила перед собой четыре основные задачи и наметила ожидаемые результаты. Думаю, что успешность работы по каждому намеченному этапу,  возможно, оценивать исходя из степени достижения ожидаемого результата, исходя из данных проведенной диагностики.

       Анализируя результаты работы  в разделе «ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ» следует отметить, что на данном этапе работы учащиеся, осваивая различные виды учебной деятельности, осваивали, развивали и совершенствовали различные умения и навыки. Если считать, что показателем успешности этой работы является успеваемость, то динамика этого процесса может быть представлена в виде следующей диаграммы:

Гимназический класс (31 чел.)

Базовый класс (31 чел.)        

что соответствует данным следующей таблицы:

Повышенный уровень

Базовый уровень

«5»        

«4»

«3»

«5»        

«4»

«3»

2008г

18

6

7

13

5

13

2009г

22

5

4

13

8

10

2010г

23

6

2

16

8

7

       Проводимые учебные тесты показали стабильно высокие результаты усвоения исторической терминологии, развитие у учащихся навыков анализа материала. Наблюдения позволяют сделать вывод о совершенствовании навыка работы с картой, навыка составления конспектов, схем. Однако на данном этапе работы следует отметить и слабые стороны в развитии навыков и умений учащихся. Традиционно сложным остается развитие навыков устной речи. К сожалению, часто результаты письменных работ значительно превышают результаты устных ответов, учащимся трудно сделать переход от внутренних раздумий к устной речи. Количество  оценок «5» и «4» относительно оценки «3» при устном и письменном ответе распределяется следующим образом:

Диаграмма соответствует следующим данным:

«5» и «4»

  «3»

Устно

18

13

Письменно

25

16

     

       Как показали наблюдения, во многом это связано со сложностями личностного характера  конкретного ученика. И мой личный опыт  показал, что, только создав комфортные условия на уроке можно достигнуть раскрепощения, помочь ученику освободиться от боязни устного ответа, а подобную атмосферу на уроке наилучшим образом помогает создать применение  нетрадиционных технологий. Именно нетрадиционные технологии наилучшим образом позволяют работать в системе дифференцированного подхода к обучению.

       Задачами второго и третьего этапов  моей исследовательской работы являлись РАСШИРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ЗНАНИЙ и  ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Для диагностики этих этапов работы применялось наблюдение, учебные тесты и методика «Урок глазами ученика».  Обобщая результаты работы данного направления,  следует сказать, что  именно здесь наиболее тесно проявилось сотрудничество ученика и учителя. Ученики стали моими помощниками и в некотором роде даже учителями. Активное участие в учебном процессе сделало ученика необыкновенно значимым на уроке, в подготовке домашнего задания, в проведении внеклассных мероприятий. Разнообразие предлагаемых видов учебной деятельности позволило большинству моих учеников найти свою нишу, проявить себя, удивить товарищей и преподавателя. Личная значимость ученика повлияла и на отношение к уроку. Приведенные данные диагностики по методике «Урок глазами ученика» позволяют увидеть картину этих изменений.

Гамма чувств

2008 год

2009 год

2010 год

Страх

4

3

1

Тревога

3

2

2

Скука

4

3

1

Пассивность

5

2

2

Ненависть

0

0

0

Интерес

16

20

23

Радость

19

24

27

Спокойствие

20

25

26

Активность

14

20

22

Любовь

12

17

19

       Более глубокий и подробный анализ данных этого исследования позволил сделать некоторые выводы.

  1. Практически все негативные восприятия урока были связаны с причинами личностного характера: тревога – с не выученным домашним заданием; страх – с возможностью получить плохую отметку; скука – с непониманием материала; пассивность – с невозможностью принять участие в уроке по причине трудности преодоления собственных комплексов.
  2. По мере увеличения доли дифференцированных заданий на уроке произошли некоторые положительные изменения в оценке испытываемых чувств, позволили создать для большинства учащихся комфортную обстановку на уроке.
  3. Разнообразные формы работы, особенно нетрадиционные уроки, неизменно повышают интерес к предмету, вызывают рост активности учащихся на уроке.
  4. Полученные при исследовании данные говорят в пользу применения и внедрения на уроке нетрадиционных методик преподавания предмета, как наиболее эффективных не только с точки зрения учебного аспекта, но и  психологического.

       ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ У УЧАЩИХСЯ – следующий этап моей работы. Эта часть моей работы наиболее была связана с творческими работами и заданиями, с внеклассной работой. Наблюдения показали, что ребята с огромным интересом  выполняют различные творческие работы: сочиняют стихи, пишут рассказы на исторические темы, придумывают игры и экскурсии. Особенно приятно, что появилась и потребность в состязаниях, соревнованиях на тему истории. По многочисленным просьбам учеников олимпиадное движение в школе  стало буквально массовым! Охват учащихся в неделю истории в школе можно назвать 100%!

       Все участвовали в решении кроссвордов, ребусов, писали сочинения, проводили конкурсы для малышей, принимали участие в личном первенстве и командных викторинах.

       И еще одна важная часть моей работы – это ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. Постоянно мною уделялось внимание не только качеству написания творческих работ, но и их оформлению. Ребята составляли картотеки книг по темам, учились давать историографические справки к изученному материалу. Стало важным не только написать работу, но и суметь ее представить ну обсуждение одноклассников. На этом этапе работу ребятам требовался весь арсенал знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Приятно отметить, что большинство учеников успешно справлялись с этой задачей.

       Завершая работу над своей методической темой, мне хочется сказать, что в любой работе есть оборотная сторона. Мое исследование открыло для меня не только радость сотворчества с учениками, с коллегами, не только радость за успехи моих учеников, но и обнажило некоторые проблемы процесса школьного образования. Главными и особенно актуальными проблемами современного образования, на мой взгляд, являются следующие:

  1. Не всегда удается создать комфортные условия для работы каждого ученика на уроке.
  2. Не всем ученикам на уроке удается достичь самовыражения, показать свою индивидуальность.
  3. Недостаточно высокая мотивация к обучению учащихся.
  4. Наши ученики далеко не всегда имеют возможность воспользоваться своими знаниями и умениями на практике, не всегда у них есть возможность свободно общаться на уроке, участвовать в учебном процессе активно, создавая целостную картину окружающего мира.

       В процессе знакомства с опытом работы учителей гимназии и города я пришла к выводу, что наиболее приемлемым путем решения всех этих проблем является использование на уроках нетрадиционных технологий: критическое мышление, дебаты и педагогическая мастерская. После подробного знакомства и обучения на курсах «Инновационные технологии» мне показалось интересным продолжить свои исследования в области применения на уроке истории педагогической мастерской, как технологии, позволяющей использовать мой предыдущий опыт и решать еще нерешенные проблемы.

       Завершая работу над методической темой, я хочу сказать слова благодарности моим коллегам, работающим в гимназии № 42: Мельниковой Г.Ф., Яковлевой Т.И., Кольвашенко Н.И., Григорьевой Н.А. за поддержку и сотрудничество, за понимание и всестороннюю помощь в проведении исследований, диагностики, обработке полученных данных.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся учителями гуманитарного цикла

говорится о формах саостоятельной деятельности, о перспективах...

Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

          Противоречие между использованием традиционной методики преподавания   с   опорой   на   идею   максимальной...

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....

Инструкционно- технологические карты, как средство организации самостоятельной работы учащихся

В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно- технологическая карта, которая играет важную роль в производственном обучении....

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся с учебником, документами, исторической картой....

«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания»

Методические основы работы учителя при формировании навыков познания...

Выступление на МО учителей ЕМЦ "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"

Организация самостоятельной работы  учащихся на уроке как действенной средство повышения его качества       Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции ...