Урок мастер- класса на тему: «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»
методическая разработка по теме

Атауллина Ильсия Ишбулатовна

 

Урок мастер- класса на тему:

«Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне

Абзелиловского района Республики Башкортостан»

 

Для учителей биологии, географии, химии средних и основных общеобразовательных школ Абзелиловского района

 

 

 

 

Составила:

                                    Атауллина Ильсия Ишбулатовна

                          учитель высшей категории

            химии и биологии 

Цель занятия:

 познакомить коллег с методическими приемами, опытом организации  исследовательской деятельности обучающихся путем  непосредственного и комментированного показа используемых форм и методов;  содействовать формированию устойчивой мотивации на  их использование коллегами в своей работе.

Оборудование:        компьютер, презентация маршрута экологической тропы

Ход занятия мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.

Тема нашего урока  «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»

 

Тема моего самообразования: «Экологическое образование на уроках  химии». На уроках химии я стараюсь затрагивать тему экологии. Но

одних уроков недостаточно, чтобы научить учащихся экологической культуре, мышлению. Поэтому можно создавать учебные экологические тропы, которые дают больше практических знаний не только в области биологии, химии, географии, но и по другим предметам. 

Формирование ответственного отношения к природе предполагает такой отбор содержания  форм и методов обучения, который позволил бы организовать непосредственное общение ребенка с природой и, воздействуя на его эмоциональную сферу, расширять и систематизировать конкретные представления о природе ближайшего окружения.

Только на такой основе у них могут быть сформированы правильные личностные отношения к природе, обеспечено осознание соответствующих правил поведения и их выполнение. Результатом этой работы является воспитание у детей стремления принять активное участие  в природоохранительной деятельности и умения это  делать на основе приобретенных знаний.

Наблюдения во время экскурсий и учебных прогулок, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, практические работы в уголке природы, на пришкольном участке – основные приемы и методы работы экологии.

Один из методов  изучения природы -  учебная экологическая тропа.  Это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

 Приведу пример организации экологической тропы на территории курортной зоны  Абзелиловского района   с учащимися  средней общеобразовательной школы под руководством учителей биологии, географии  и химии.

 

Презентация экологической тропы

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свою презентацию  по теме «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне

Абзелиловского района Республики Башкортостан».  

Данный маршрут учебной экологической  тропы мы рассматривали на заседании ШМО нашей школы, затем  на заседании РМО Абзелиловскогорайона, также получили положительный отзыв от руководителя кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО "БГПУ им.М.Акмуллы".

 

Первый слайд

Создание экологической тропы.

Цели:

Расширять элементарные сведения об объектах родной местности, процессах и явлениях окружающей природы;

Задачи:

  1. научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
  2. способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
  3. развивать экологическое обучение и воспитание.
  4. сохранить природу в прилегающей зоне.

 

Второй слайд

Основные требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность:

красота ландшафта, привлекательность местности; разнообразие;

тропа не должна быть монотонной

2. Доступность:

необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги:

трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность:

способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических, химических и иных проблем.

 

Я  выбрала  для экологической тропы  такой маршрут : озеро Карабалыкты → небольшие склоны гор → озеро Сабакты →  гора Кутукай ---березовый лес,как растительное сообщество  → озеро Якты-куль.  На этом маршруте можно наблюдать интересные объекты:  муравейники;  гнездо диких пчел; лекарственные растения, которые «под ногами»;  пернатые друзья и животные, которые встречаются на данной тропе;  насекомые и их жилища;  водные объекты.

Третий слайд

Пункты маршрута

Первый пункт – озеро Карабалыкты

Первый пункт находится  около села Ташбулатово и поэтому мы решили начать свой маршрут именно  с этого озера. Карабалыкты -  одно из крупнейших озер Башкирского Зауралья. Относится к бассейну  реки Малый Кизил, приурочено к его водораздельной части, отделено от озера Сабакты грядой низких холмов. Чаша озера Карабалыкты  тектонического  происхождения, имеет параболоидную (блюдцеобразную) форму. Площадь зеркала 2,6 км ², площадь водосбора 18,3 км, длина  - 2,12 км, средняя  ширина - 1,23 км, средняя  глубина - 3,5 м, максимальная  - 6,0 м. Четко выражены озерная пойма.  Пляжи сложены разноцветными песками и песчано-гравийно-галечными отложениями. Озеро Карабалыкты  бессточное, колебание уровня за многолетний период составляет около 1,3 м. Вода пресная и прозрачная, гидрокарбонатная - кальциевая. Название  озера связано с башкирским названием, обитавшей в нем рыбы линь (kара балыk).

 

image

Карабалыкты известны раскопками древних стоянок. В некоторых из них жили тысячи (!) лет... В 60-70 гг прошлого века археологическими экспедициями Академии наук СССР в районе озер Банное, Сабакты и Карабалыкты были открыты стоянки людей эпохи каменного века: палеолита (70-18 тыс. лет тому назад), мезолита - среднего каменного века (18-16 тыс.лет), неолита - позднего каменного века (8-6 тыс.лет), энеолита - переходный от каменного к бронзовому веку ( 2 тыс. лет тому назад). На месте раскопок найдены орудия труда, предметы быта и оружие из местных кремней, а затем из бронзы. Эту информацию может предоставить посетителям учитель истории.  Для исследования химического состава, органолептических показателей  воды берем  для  последующего анализа. Этой работой могут заняться юные химики- исследователи под руководством учителя химии,  также они могут наблюдать за экологическим состоянием воды озера.

Четвертый слайд

 

Второй пункт – небольшие склоны горы

Между озерами Карабалыкты и Сабакты расположен участок каменистой горной  территории. Здесь можно наблюдать травянистые растения, лекарственные травы: тысячелистник обыкновенный,   одуванчик лекарственный,  полынь горькая, тимьян ползучий,  лопух,   чертополох и многие другие виды растений. Здесь есть каменистые участки. Можно наблюдать и насекомых, обитающих в такой местности, также наблюдать за животными. Как только поднимаемся на склон, мы видим следующее озеро Сабакты   и направляемся туда.

image

Пятый слайд

Третий пункт – озеро Сабакты

 

image

 

По-другому его иногда называют Чебачье озеро. Сабакты находится по-соседству с такими известными озерами нашей республики, как Банное и Карабалыкты . Расположилось оно на реке Янгельке, к востоку от села Кусимово. Площадь озера Сабакты невелика – 2,16 км², но это обычно считается его достоинством. Просто благодаря небольшому размеру, этот водоем быстрее прогревается и дольше радует отдыхающих теплой водой.

По берегам озера Сабакты нет баз отдыха или санаториев, так что для любителей «дикого» отдыха здесь будет настоящее раздолье. Однако на этом водоеме действует уютный пляж, где отведены специальные места для готовки – например, для запекания мяса на углях.

Вода в озере Сабакты достаточно чистая, так что можно рассмотреть всю флору и фауну этого водоема. Есть здесь и много рыбы, а когда-то были раки, да пропали из-за экологии. Дно же озера Сабакты достаточно сильно заросло водорослями, так что следует быть внимательными при купании.

Озеро Сабакты часто хвалится тем, что расположилось оно на яшмовом поясе Зауралья. Чем-чем, а яшмой наша республика славится давно, так что мы  сможем полюбоваться на те места, где она добывалась и добывается по сей день. Озеро Сабакты (Чебачье) , как и лежащие рядом озёра Банное и Карабалыкты  находятся в яшмовом поясе Зауралья, который протянулся от Нижнего Тагила до Оренбуржья. Яшмовый пояс можно сравнить с ожерельем, так как месторождения яшм тянутся не сплошной полосой, а отдельными яшмовыми районами. За какие достоинства ценят яшму? Яшма - камень высокой твёрдости: её нельзя поцарапать даже самой лучшей сталью. Яшмовые краски тоже вечные - они не выцветают, как унекоторых драгоценных камней. Самое главное, за что ценится яшма - это её окраска. Очень часто сочетания красок так изысканны и сложны, что на полированном камне вырисовывается какой - то фантастическийрисунок.

 На этом участке можно много информации получить у учителей географии и биологии. Здесь тоже есть возможность заниматься химическим исследованием воды: выяснить  экологическое состояние водоема  и определять химический состав  воды.

Шестой слайд

Четвертый пункт – гора Кутукай

Она уже видна на нашем снимке, где изображено озеро Сабакты. К горе наш путь лежит через поселок Геологоразведка. Здесь можно запасаться  продуктами питания и другими необходимыми предметами обихода.

Гора Кутукай  лежит на восточном берегу  озера Якты-куль  (664,1м). На её склоне находится законсервированный рудник марганцовосодержащих минералов (в том числе и родонита) и посёлок под горой называется Кусимовский рудник. Во время Великой Отечественной войны  сюда вела железнодорожная ветка от станции Ташбулатово и здесь добывали марганец для Магнитогорского Металлургического комбината, который использовался для изготовления снарядов и брони для танков. Сейчас по бывшей насыпи железной дороги проложено шоссе, связавшее трассу Магнитогорск - Белорецк с Банным. Здесь учитель истории может дать большую информацию об этом: как открыли рудник,  сколько тонн руды вывозили за один день и другие исторические данные, касающиеся этой территории. Также могут рассказать: почему гора называется Кутукай.

С вершины горы открывается изумительный вид на прилегающие окрестности. Но это уже может другая экологическая тропа природы: путешествие на вершину горы Кутукай.

Седьмой слайд

 

Пятый пункт - березовые леса как растительное сообщество

 

 

image

 

У  горы расположены березовые леса.

На этом пункте с учащимися можно  организовать различные формы деятельности:  это позволяет учащимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность. Можно  применять  игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используется проблемный и исследовательский методы обучения. На учебно- природной тропе наблюдения нужно  проводить в активной форме, не в готовом виде, а методами наблюдений учащиеся сами должны сделать выводы.  

Например,  когда  проходим через березовый лес,  учащихся делим на группы.  Задача одной группы  - изучить красоту березового леса, обратить внимание на разнообразную палитру леса, множество тонов, полутонов, которые на листе бумаги представляют прекрасную картину, но в живой природе  не всегда  может быть различимой. Вторая группа изучает  результаты влияний деятельности человека, т.е.  грубое вторжение человека в природу. Вот ствол дерева, продырявленный для взятия сока; глубокие колеи, проложенные через лес машинами и тракторами; вот брошенный мусор, основная часть которого пластический материал; вот следы многочисленных костров  и т. д.  После прохождения территории  сопоставляем данные исследования и делаем соответствующие выводы. Информацию о том, что надо беречь леса, можно заранее изготовить   и повесить например, на дерево,  чтобы последующие посетители обратили внимание на то, что лес надо оберегать от пожаров, от мусора и т.д.

  При следовании по тропе, делаем остановку для отдыха, во время которого  ребята закрепляют  свои знания, полученные на уроках ботаники. На этом этапе наблюдается связьвоспитания с отдыхом, можно  развивать  общительность.  В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.  

Например,  можно организовать  «разговор с веткой», который упал скакого нибудь дерева.

Вопросы, которые  можно задать ветке:

  1. С какого дерева ты упала?
  2. Сколько лет ты жила на ветке? (посчитать по почечным кольцам)
  3. Все ли побеги у тебя одинаковые?
  4. На твоих годичных побегах  все ли почки одинаковые?
  5. Страшны  ли были тебе  зимние холода?  и т. д.

При прохождении через  лес можно увидеть муравейник и наблюдать за жизнью муравьев.  Можно встретить и гнезда диких пчел, различных животных, насекомых, также продолжать изучать лекарственные  растения данной местности.

 

 

 

 

Восьмой слайд

 

 

Шестой пункт – озеро Якты-куль

 

 

image

 

 

Озеро Банное (Якты-Куль, Яктыкyл, Мауыззы) - самое глубоководное озеро в Башкортостане, одно из наиболее глубоких и крупных озер Урала.

Озерная чаша тектонического происхождения, асимметрична.

Склоны вокруг озера крутые, местами обрывистые.

На северо-востоке  возвышается гора Кутукай (673 м), на юго-западе  – гора Караганлык (703 м) и на Западе – хребет Яманкая.

Площадь зеркала озера 7,7 км2 при площади водосбора 36,3 км2, длина 4,17 км, средняя ширина 1,88 км. Максимальная глубина 28,0 м, средняя – 10,6 м.

Вода пресная, прозрачная, гидрокарбонатная магниевая; жесткость колеблется по акватории от 3,16 до 3,37 мг.экв/л; рН=8,4.

На берегах озера березовые рощи. Из озера вытекает река Янгелька. Среднемноголетние данные водного баланса озера Банное: приток – 3,7 млн.м³, выпадение атмосферных осадков – 4,0 млн.м³, расход – 2,3 млн.м3 и испарение – 5,4 млн.м³. Амплитуда колебания уровня, в многолетнем разрезе достигает 1,4 м.

Озеро богато разной рыбой; в нем обитает особая форма сига. Также можно взять пробу воды для исследования, рассмотреть экологическое состояние воды.

 

 

 

 

Девятый слайд

Оборудование экологической тропы.

Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности. Определяем общую протяженность тропы  исходя из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников и взрослых. Нашей тропе  соответствует оборудованный маршрут длиной более  10 километров и рассчитан на один  полный летний день.

План оборудования:

  1. Создание маршрута тропы.
  2. Составления крупномасштабной картосхемы.
  3. Выявление  и картирование  интересных экскурсионных объектов под руководством учителя географии.
  4. Собрать материал о флоре и фауне данного маршрута под руководством учителя биологии. Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам растений.
  5. Накопление  информации об интересных событиях, связанных с данной местностью,  о его достопримечательностях, об исторически сложившихся легендах, историях  этой территории под руководством учителя истории.
  6. Выявление   мест установок  информационных досок, экологических знаков и указателей,  мест отдыха.
  7. Определение списка общественно полезных дел природоохранительного характера по защите и улучшению природного окружения.  Для этого можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, например, оградить муравейник, установление кормушек для птиц, очистить водоем.
  8. Организация   исследования химического состава воды  под руководством учителя химии. Данные исследования  успешно можно использовать для проведения исследовательской работы школьников. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы.
  9. Организация  на маршруте тропы показательное место отдыха с очагом. Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха, что наблюдается достаточно на нашей тропе. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы.   Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах.

 

Десятый слайд

 

Правила поведения на экологической тропе

 

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  • запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
  • в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
  • топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
  • разводить костры можно только в специально отведенных местах;
  • движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
  • по той же причине не стоит брать с собой собак;
  • после себя не оставлять никакого мусора.

 

Одиннадцатый слайд

 

Оформление   паспорта на экологическую тропу,

который содержит следующие положения:

Местонахождение  - Территория курортной зоны Абзелиловского района - село Ташбулатово, Геологоразведка.

Значение тропы – просвещение, обучение, воспитание по вопросам    окружающей среды:  изучение флоры и фауны данной местности, проведение  исследования воды,  переработка  материала по изучению состояния местной природы;  познание трудовых дел своих земляков,  результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.

Направление маршрута:  озеро Карабалыкты → небольшие склоны гор → озеро Сабакты → предножия горы Кутукай:  березовый лес → как растительное сообщество  → озеро Якты-куль. 

Необходимые мероприятия-  благоустройство территории, установка щитов и знаков.

Изучаемые природные объекты, озера, склоны гор, березовый лес,  растения, животные, видовое многообразия природы.

Выводы:таким образом, можно составить в своей территории экологическую тропу, главное, чтобы она былы учебная, целенаправленная. Можно выбрать кортокие марщруты для учащихся среднего звена. Можно взять для изучения побережья рек, озер, лес, родники  и т. д.

Спасибо за внимание. 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы "ННШ"

Проект перспективного развитиямуниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостанна осн...

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился с учащимися музыкально-хорового центра "Лель"....

Мастер-класс на тему "Создание интерактивных тренажёров в программе Microsoft PowerPoint 2007"

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию интерактивных заданий и тренажёров в программе Microsoft PowerPoint 2007. Данный материал будет полезен учителям начальной школы и среднего звенао...

Видео-мастер-класс по теме: «Создание объёмной сюжетной аппликации «Избушка на курьих ножках» в технике «бумагопластика»

Видео-мастер-класс  в рамках семинара-практикума «Социальное партнерство в рамках реализации программ технической направленности»Смотреть...

мастер -класс по теме " Создание ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания"

Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания".    Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача...

Мастер класс по теме "Создание викторин на платформе Triventy.com"

Если  заинтересовать учащихся  в нужном направлении, то гаджеты очень даже запросто вписываются в учебный процесс и становятся ценными помощниками....