Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в медицине и коррекционно-педагогическом процессе (арт-терапия)
презентация на тему

Мозоль Любовь Николаевна

Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум.

Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоциональной сферы в процессе коррекционно-развивающих часов, а так же в процессе повседневной внеурочной деятельности является общей дидактической и методической проблемой педагогики. Эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся во всех сферах обучения и воспитания. И, наконец, воспитание умения общаться, коррекция эмоционально-волевой сферы у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у подростков таких качеств, как свободного самовыражения, терпимости и внимания к внутреннему миру другого человека, вежливости, настойчивости и уверенности в своих силах. 

Помочь нам в этом призвана арт-терапия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.pptx214.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГС(К)ОУ школа – интернат VIII вида № 11 Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в медицине и коррекционно-педагогическом процессе (арт-терапия) Воспитатель корпуса юношей Мозоль Л.Н.

Слайд 2

И.Г. Песталоцци Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе

Слайд 3

Актуальность Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум

Слайд 4

Актуальность Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоциональной сферы в процессе коррекционно-развивающих часов, а так же в процессе повседневной внеурочной деятельности является общей дидактической и методической проблемой педагогики

Слайд 5

Актуальность Эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся во всех сферах обучения и воспитания

Слайд 6

Актуальность И, наконец , воспитание умения общаться, коррекция эмоционально-волевой сферы у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у подростков таких качеств, как свободного самовыражения, терпимости и внимания к внутреннему миру другого человека, вежливости, настойчивости и уверенности в своих силах Помочь нам в этом призвана арт-терапия

Слайд 7

Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938 ) Понятийный аппарат

Слайд 8

Психогогика - психотерапевтическое учение о воспитании Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом

Слайд 9

Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, переживаний

Слайд 10

Сейчас арт-терапия приобрела чисто педагогическое направление Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции направленность арт-терапии

Слайд 11

Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для любого педагога Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми доступность

Слайд 12

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит Методика понятия

Слайд 13

При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний Методика понятия

Слайд 14

Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения Методика понятия

Слайд 15

Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии ( выразительности, силы проявления чувств, переживаний ) По мнению исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью Им свойственно стремление рисовать Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении достоинство арт-терапии

Слайд 16

Арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний Преимущества арт-терапии

Слайд 17

практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков Преимущества арт-терапии

Слайд 18

продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований Преимущества арт-терапии

Слайд 19

изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов Преимущества арт-терапии

Слайд 20

арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека Преимущества арт-терапии

Слайд 21

арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию Преимущества арт-терапии

Слайд 22

арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире Преимущества арт-терапии

Слайд 23

В понятие арт-терапия входят разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не значимы Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека Многогранность арт-терапии

Слайд 24

Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также: уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле , пластические материалы различной плотности и цвета , бумага разных форматов и оттенков, клей , скотч и т. д. Изобразительные материалы

Слайд 25

Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и ее результатов в глазах детей Используемые материалы

Слайд 26

Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции Коррекционная направленность арт-терапии

Слайд 27

Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов формы арт-терапии

Слайд 28

позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; групповая арт-терапия

Слайд 29

позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений групповая арт-терапия

Слайд 30

Воспитательные Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения задачи арт-терапии

Слайд 31

Воспитательные Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний ) Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом задачи арт-терапии

Слайд 32

Коррекционные Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности задачи арт-терапии

Слайд 33

Психотерапевтические “ Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций задачи арт-терапии

Слайд 34

Диагностические Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции задачи арт-терапии

Слайд 35

Диагностические В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам задачи арт-терапии

Слайд 36

Развивающие Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией задачи арт-терапии

Слайд 37

Развивающие Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения задачи арт-терапии

Слайд 38

Этапы : введение и “разогрев” (10-15% времени), этап изобразительной работы (35-50%), этап обсуждения (30-40 %) Структура работы в арт-терапевтической группе

Слайд 39

Этап 1. Введение и “ разогрев” Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки- напоминалки Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа Структура работы в арт-терапевтической группе

Слайд 40

Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться ?) Структура работы в арт-терапевтической группе

Слайд 41

Этап 3 Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета и представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе Участники не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже Иногда группой сочиняется общая сказка, начинается она с одного произведения, вплетается в следующие, образуя общий сюжет Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами на их выбор Структура работы в арт-терапевтической группе

Слайд 42

Темы , связанные с освоением материалов: кляксы веселые и грустные, добрая и злая клякса, пугающие линии, гномики-талисманы, освободим слона Основные группы тем арт-терапевтической работы

Слайд 43

2 . “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы: нарисованная сказка, мишка в рисунке Основные группы тем арт-терапевтической работы

Слайд 44

3 . Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”: мы люди – я человек, автопортрет, мое имя, я и моя семья Основные группы тем арт-терапевтической работы

Слайд 45

4 . Темы для парных работ: вместе веселее, наша бабочка, рукавички Основные группы тем арт-терапевтической работы

Слайд 46

5 . Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы: удивительное путешествие, семья динозавров, открытки на память Основные группы тем арт-терапевтической работы

Слайд 47

Содержание Пути выполнения Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно слушайте ребенка; проводите с ним как можно больше времени; рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах; постарайтесь общаться не только со всеми детьми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности рецепты избавления от гнева и агрессии ребенка во время занятий:

Слайд 48

Содержание Пути выполнения Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: “Ваше поведение вывело меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогайте меня” и т. д. рецепты избавления от гнева и агрессии ребенка во время занятий:

Слайд 49

Источники информации: Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина . СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции....

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

Здоровьесберегающие технологии обучения школьников. Рациональная организация учебного процесса.

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом с...

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

Обучение детей с ОВЗ на уроках черчения с применением элементов здоровьесберегающих технологий

Презентация содержит информацию о значении предмета, о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на уроках, о диагностике и др....

Применение современных здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют раз...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...


 

Комментарии

Мозоль Любовь Николаевна

Материал может быть использован на МО как воспитателей, так и учителей. Так же рекомендован к ознакомлению преподователям доплнительного образования