Выступление на МО воспитателей " Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе школы VIII вида.
статья по теме

Актуальность данной темы не стоит объяснять. Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_vospitateley.rar416.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе школы VIII вида.

Слайд 2Актуальность данной темы не стоит объяснять. Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления.    

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес воспитателя в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитателя.                                                                      

  Сейчас,  при переходе от индустриального общества к информационному,  главной задачей  является  Слайд 3увеличение  роли информации и информационных телекоммуникаций, создание единого информационного пространства. И если мы хотим ускорить этот переход, нам необходимо искать новые ресурсы в процессе воспитания, которые могли бы быть использованы воспитателями и классными руководителями  в частности.

 Использование ИКТ и его применение зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности могут быть применены данные технологии. Так же использование информационных технологий позволило мне видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем: Слайд 4

  1. Происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания.
  2. Интегрированное изучения предметов.
  3. Взаимодействие процессов обучения и воспитание.
  4. Познание мира осуществляется в результате создания его модели.

Слайд 5

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения».1 От воспитателя зависит как организовать во внеурочную деятельность с помощью презентаций  таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

     Как пример - применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе, существенно облегчающее трудозатраты по ведению документации воспитателя, а значит,  оставляющее больше времени для работы с учениками.   Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь группы.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.

В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.      Рассмотрим возможные применения компьютерных технологии на практике:

  1. Как пример - презентация дает возможность воспитателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия. Она  обеспечивает  воспитателю возможность для

.Слайд 6

  1. информационной поддержки;
  2. иллюстрирования;
  3. использования разнообразных упражнений;
  4. экономии времени и материальных средств;
  5.  расширения образовательного пространства занятия.
  6. возрастание мотивации к учебе.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

Слайд 7

  1. концентрация внимания;
  2. включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  3. более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  4. повышение интереса к изучению предмета;

Применение компьютера, мультимедиа, ИКТ на занятии по экологии позволило мне сделать занятия более интересным и наглядным. Презентации способствуют превращению занятие в интерактивное действие. Презентация  с красочными видами природы может стать декорацией для  создания и разыгрывания учебных ситуаций: экскурсий, диалогов, сцен. Наблюдая сначала за красотой окружающего мира, а затем за последствиями негативного влиянием человека на наш мир учащиеся самостоятельно делают вывод о хрупкости нашей планеты 

Многие экологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие абстрактного мышления школьников происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину экологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. С помощью компьютера можно смоделировать сложные экологические процессы и закономерности. ИКТ помогают  мне в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы учащихся, объяснении и закреплении нового материала.

Слайд 8

В группе я использовать следующие методические приемы:

  1. Использование мультимедиа воспитателем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
  3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
  4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.

Применяя ИКТ,  я могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении клубных часов, родительских собраний, выступление на МО воспитателей, педсоветах. 

 Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими, упрощается  процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь группы.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.

В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.     

Сейчас,  при переходе от индустриального общества к информационному,  главной задачей  является увеличение  роли информации и информационных телекоммуникаций, создание единого информационного пространства.

И если мы хотим ускорить этот переход, нам необходимо искать новые ресурсы в процессе воспитания, которые могли бы быть использованы воспитателями. 

Любое начинание, любое нововведение – это колоссальный труд. Особенно, если результаты нужны хорошие, а видно их не сразу. На первый взгляд может показаться вся бессмысленность внедрения ИК технологий в преподавание. Как бы трудно не было нам, воспитателям работать с компьютером, все равно придется шагать в ногу со временем.

Работая над решением проблемы формирования ключевых компетенций у учащихся, используя различные формы работы,  используя ИКТ, я стараюсь уделять большое внимание накоплению учащимися богатого багажа знаний, который ребята смогут применять в разнообразных областях своей деятельности, развивать навыки самостоятельного поиска и работы с информацией.

И так можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе Слайд 9

  1. ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;
  2. растет интерес школьников к участию в районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;
  3. все чаще воспитатели используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;
  4. каждый воспитатель работает над созданием методической копилки;
  5. воспитатель работает над созданием электронного банка «Портфолио»
  6. расширяется использование ИКТ в профилактической работе.

Рост воспитателя сегодня значительно возрастает, но не как источника информации. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Мы должны быть современными, знать, чем живут сегодняшние дети. Если педагог сумеет сформировать у учащихся такие социально адекватные ценности, как: Слайд10

  1. потребность в получении знаний;
  2. умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;
  3. выбор наиболее оптимальных путей для решения  учебных задач;
  4. планирование своей образовательной деятельности;
  5. позитивная самооценка;

Такой педагог будет считаться современным, качественно выполняющим свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Использование информационных технологий в условиях коррекционной школы VIII вида

Статья предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида...

Доклад на методическое объединение воспитателей "Работа по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

      Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образов...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе школы-интерната "

Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.Воспитанники  с интеллектуальными нарушениями  нуждаются в специал...

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе школы - интернат.

Использование средств ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся школы-интерната....