Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у обучающихся
статья по теме

Предлагаемая работа, рассчитанная в основном на мастеров производственного обучения средних профтехучилищ, ставит перед собой цель познакомить и дать ряд практических советов о организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие интереса к учебной и трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Формирование интереса к учебной и трудовой

деятельности у обучающихся

В массовой педагогической практике формированию мотивационной сферы личности все еще уделяется мало внимания, хотя необходимость в этом ощущается достаточно остро. У определенной части учащихся профтехучилищ наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии.

Предлагаемая работа, рассчитанная в основном на мастеров производственного обучения средних профтехучилищ, ставит перед собой цель познакомить и дать ряд практических советов о организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие интереса к учебной и трудовой деятельности. Деятельность человека всегда не только объективно, но и субъективно обусловлена, поэтому от того, какие цели ставят перед собой учащиеся, какие у них сформированы потребности и мотивы, зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса. Поэтому воспитание у учащихся желание учиться, развитие у них положительного отношения к учению и труду должно занять в работе каждого преподавателя, всего педагогического коллектива одно из важных мест. Практическому решению этой задачи должна помочь предлагаемая работа.

Под мотивацией мы понимаем - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин "мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - С.210].

При этом мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) -1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно- направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - С.209].

Уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности

Человек характеризуется различной степенью сформированности мотивации, и сложность работы педагога состоит в том, что он в своей деятельности сталкивается с множеством альтернатив. В своей практике преподаватели НУ часто встречаются с учащимися, которые учатся по какому-то предмету плохо, считают его неинтересным, а причиной этого считают то, что в школе, по их мнению, эти уроки были скучные, неинтересные. Во время объяснения материала в ПУ такие ребята невнимательны, отвлекаются. На замечания реагируют болезненно, долго не могут сосредоточиться. Поэтому процесс включения их в деятельность замедлен. Активность они проявляют редко - в моменты проведения практических, самостоятельных работ или во время демонстрации опытов, учебных фильмов, в учении беспомощны, требуют постоянного руководства, подбадривания, помощи.

Интерес к профессии сводится к мотиву материального вознаграждения. Учащиеся часто утверждают, что многие люди работают только из-за денег. Профессиональная деятельность - обычный путь материального обеспечения работника. Здесь важно другое: является ли мотив материального вознаграждения единственным трудовым мотивом, явно оттесняя другие на задний план. Выделяются три уровня мотивации:

Первый (низкий) уровень мотивации характеризуется малочисленностью положительных мотивов учения и труда. В основном это мотивы избежания неудобств, дискомфорта (вынужден учиться, так как этого требуют родители, учителя, мастера) или узко личные (желание как-то устроиться в жизни). Практически ко всем сторонам содержания образования и профессии учащийся относится равнодушно, не сознает важности общего и профессионального образования, свои жизненные планы не связывает с общим образованием и будущей профессией, не испытывает потребности и желания овладевать знаниями, приемами учения, предпочитает несложные виды деятельности. В труде такой учащийся видит только способ удовлетворения своих материальных потребностей. Его поступки детерминированы внешними условиями: в одних ситуациях может проявлять трудолюбие, в других - нежелание работать, лень и т.д. В большинстве случаев он пассивен, безынициативен, не осознает себя членом коллектива.

Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании мотивации, в формировании социально значимых мотивов учения и труда. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность мотивации: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ.

Второй уровень развития мотивации характеризует несколько иное отношение обучающихся к учению и профессии. Понимая значение изучаемых основ наук, они проявляют интерес к учебному предмету, особенного, когда преподаватель или мастер устанавливает связь рассматриваемого вопроса с их будущей профессией, практической деятельностью. В то же время решение задач по математике, физике, написание сочинений и т. п. не увлекает их, более того - они стремятся избежать такой работы, испытывая неуверенность в своих знаниях и умениях. Их привлекает интересный, простой материал, несложные задания, с помощью которых они могли бы получить положительные отметки, достигнуть успехов без особых усилий и напряжения.

Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится, прежде всего, формальное усвоение ценностных ориентаций.

Цели обучения в училище учащиеся этого уровня мотивации видят в том, что оно позволит быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти

цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащееся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве.

Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития мотивации, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов мотивации. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно. Для мотивации третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии. Однако учащиеся этого уровня мотивации еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у них умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательный интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.

Учащихся четвертого уровня мотивации отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией. Свое будущее они уверенно связывают с полученной специальностью. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием. Цели учения эти учащиеся связывают с необходимостью стать квалифицированным рабочим, нужным обществу человеком, они имеют непоколебимые нравственные идеалы, служащие им ориентирами в жизни. Мотивация характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают учение и труд. Направленность мотивации включает потребность глубокого изучения общеобразовательных предметов, специальности, готовность к труду, стремление к самообразованию.

В целом четвертый уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков мотивации.

Определения уровней мотивации даны условно, мы выделили основные доминирующие признаки и показали наиболее характерные присущие каждому уровню. Конечно, у реальных учащихся всегда имеется значительно больше оттенков в различных целях, мотивах, потребностях. Выявление уровней развития мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности обучающихся. Эти знания позволяют фиксировать состояние, и помогают определять и ставить цели воспитания в определенной последовательности. Так, если в группе больше обучающихся первого уровня, то задачи воспитания мотивации должны быть связанны прежде всего с формированием ее предметной направленности, со стремлением преподавателя возбудить у обучающихся заинтересованность предстоящей деятельностью.

Задачи воспитания обучающихся, находящихся на втором уровне развития мотивации, уже выше: более широко проектируется развитие идейности. В этом случае необходимо постановка другой цели воспитать ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.

Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование стремления к труду на благо общества, стремление принести пользу в соответствии со своими возможностями; воспитание уважения к правам и интересам людей труда; формирование потребности в труде; ориентация обучающихся на приобретаемую в училище профессию как нужную народному хозяйству и необходимую самой личности.

Воспитание мотивов учения, положительно в отношения к знаниям, к учению: формирование умения ставить цели учебной деятельности и стремления добиться их; формирование познавательной потребности; воспитание ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым личности и обществу. Выбор цели зависит от особенностей училища, его профиля, традиций, воспитательных возможностей, от контингента обучающихся. Важно выбрать наиболее актуальные, необходимые в данный период, с учетом конкретных условий целей, обсудить их в педагогическом коллективе; наметить основные направления чтобы каждый преподаватель, мастер п/о конкретизируя их в своей работе, вносил воспитательный вклад в общее дело. Необходимо чаще создавать ситуации, в которых обучающиеся включаются в общее дело, отвергают нечестное отношение к учению, труду и т. д. В каждой цели предполагать такие педагогические воздействия, которые тем или иным образом воспитывали бы идейную убежденность, формировали бы готовность к труду и нравственный облик современного человека. Сложность работы мастера при выборе цели состоит в том, что он в своей деятельности сталкивается с множеством альтернатив. Если цели обучения практически жестко обусловлены учебной программой, то цели воспитания мастеру приходится выбирать решая ряд возникающих вопросов. Определение целей воспитания связанно с разработкой программы воспитательных воздействий.

Проведенные наблюдения в группе позволяют предложить следующую примерную программу воспитания мотивации в процессе обучения. В настоящее время у многих обучающихся пришедших в училище, понижен уровень развития мотивации изучения общеобразовательных предметов. Поэтому на первом этапе основное внимание следует обращать на формирование направленности мотивации на содержание и способы учения. Это значит, что в процессе обучения мастер постоянно акцентирует внимание обучающихся на значимости преподаваемых предметов для их будущей профессии, для их общего развития. При этом важно, чтобы обучающиеся сами осознали необходимость овладения знаниями, необходимость самостоятельного применения знаний в практической деятельности. В большей мере формирование этих положительных мотивов способствует развитие у обучающихся умений и навыков труда, развитие интереса к предмету.

Основная цель второго этапа заключается в том, чтобы вызвать у обучающихся интерес к познавательному процессу, убедить их в возможности познать окружающий мир с помощью тех способов, которыми обладает человек. Задача мастера на этом этапе заключается в том, чтобы акцентировать внимание обучающихся не только на содержательной стороне изучаемых вопросов, как это было на первом этапе, но и на умениях учиться, на методах учения. Иначе говоря, мастер должен не только показать факты или результаты научных открытий, но и демонстрировать им процессы, ведущие к открытиям, раскрыть сущность познавательного процесса. Особенности работы мастера заключается в, стимулировании побуждении обучающихся к самостоятельным сравнениям, высказыванию собственных мыслей.

На третьем этапе цели воспитания должны быть направлены на развитие мотивации поисковой деятельности. Здесь нужно не только возбудить стремление, интерес к новому знанию, но и воспитать потребность к самостоятельному приобретении его. На уроках производственного обучения (п/о) необходимо формировать у обучающихся потребность в овладении профессионально-техническим мышлением. Мотивация должна развиваться в направлении овладения обучающимся способов поисковой познавательной деятельности. Важной целью этого этапа является воспитание моральной ответственности перед обществом, чтобы знания и профессиональная подготовка перешли в убеждения. Практическое осуществление данной программы не только возможно, но и необходимо, так как это требует решения правительства связанные с реформой в системе НПО: « Каждый будущий молодой рабочий должен воспитываться как... активный строитель своего будущего».

Применение педагогических средств воспитания мотивации, учет их взаимодействия с условиями протекания педагогического процесса и психологической деятельностью обучающихся является важным требованием эффективной организации процесса воспитания молодежи. К педагогическим средствам воспитания можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, наглядными и техническими средствами обучения. Есть мнение, что достичь желаемых результатов можно, если использовать на практике все имеющиеся средства, однако ясно, что не всякая совокупность средств может обеспечить наилучший результат при малых затратах сил и времени. Каждому преподавателю и каждому мастеру необходимо знать воспитывающие возможности средств, которыми они располагают в конкретных условиях. В содержание учебного предмета заключены объективные возможности возбуждения познавательной потребности, мотивов учения. Специалисты (В.С Ильин, Г.И Щукина, Т.И Шамова) считают, что основные функции содержания труда, учебного материала в воспитании мотивации состоят в том, что они стимулируют развитие некоторых компонентов и признаков мотивации, служат источником развития идейной направленности мотивации. Чтобы реализовать эти возможности содержания развития мотивации, нам необходимо применять ряд приемов побуждения обучающихся к учению. Подводя итог изложенному можно выделить вопросы, которые представляются наиболее актуальными и перспективными для развития теории и практики мотивации. Прежде всего, необходимо целостное формирование мотивации. Формировать надо не только отдельные мотивы, например познавательный интерес, интерес к профессии, а гармонично развивать всю мотивационную сферу. Эта задача может быть успешно решена, если дело воспитания мотивации станет всего педагогического коллектива училища.

Оглавление

1. Гребенюк О.С., Формирование мотивации учения и труда обучающихся ПУ,- Вильнюс, 1990

2  Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Человек и труд. - 2000. - № 1. - С. 169-174.

3. Ковалев        В.И. К проблемам мотивов.- Психологический журнал.-2001

4. Маркова        А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения...

Рабочая программа по учебному курсу "Проектная деятельность для обучающихся 8-9 классов"

Рабочая  программа учебного курса «Проектная деятельность» для 8-9 классов образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее –Программа) сос...

Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)

1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....

Формирование умений необходимых для самостоятельной трудовой деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела

Перед современной коррекционной  школой стоит задача максимально подготовить  и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой  и производственной деятельности. Выпускники коррекц...

Рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подгот...