«Работа с лексическим материалом в начальной школе»
методическая разработка по теме

Кандаловская Елена Владимировна

Данный материал можно использовать для создания и расширения методической темы, связанной с преподаванием иностранных языков в школе, особенно для начинающих и молодых специалистов. В работе выявлены основные особенности восприятия школьного материала детей 6-10 лет. В работе перечислены разные средства обучения детей начальной школы, которые помогут учителю сделать обучение оптимально эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  тема :

«Работа с лексическим материалом в начальной школе»

Автор  -  Е.В. Кандаловская

        Всем прекрасно известно, что педагогика – это наука о воспитании человека, которая включает в себя образование, обучение и развитие. В центре учебного процесса находится ребёнок с его потребностями и психологическими особенностями, присущими определённому возрасту. В данном случае мы рассматриваем начальную школу. При работе с детьми младшего школьного возраста  мы должны учитывать основные психологические особенности детей 6 – 10 лет, такие как:

  1. несформированность мыслительных операций;
  2. непродолжительность концентрации внимания;
  3. непроизвольность внимания, памяти (память имеет по преимуществу наглядно-образный характер);
  4. приобретение знаний через практическое действие;
  5. формирование способностей к рефлексии.

        Итак, зная основные особенности восприятия младших школьников, его неустойчивость и неорганизованность, но в то же время его остроту и свежесть, зная, что внимание младших школьников недостаточно устойчиво и ограничено по объёму, мы должны придумать, как продуктивнее работать с лексикой (ввод, отработка, закрепление, контроль).

        Мышление у детей развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.  Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь очень важен накопленный жизненный опыт

        I. Прежде всего это визуальные средства обучения. Это разнообразные макеты, карты, диаграммы, рисунки, игрушки, а также другие средства воздействия на зрительную память. Если это новая тема «Animals» («Животные»), то лексика вводится через презентацию и отработку нового языкового материала с использованием визуальных опор (это могут быть игрушки, которые дети могут не только увидеть, но и потрогать;  возможна демонстрация игрушек, принесённых самими детьми, что вызывает большой восторг, желание показать её и назвать).

Метод демонстрации очень важен, но мотивирует детей больше материал, принесённый из дома (картинки, фотографии из семейного альбома, если речь идёт о теме «My family» – «Моя семья»). Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего «Я» и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества.

        Дети гордятся своим сильным папой и красивой мамой, им хочется показать их и, конечно, им интереснее рассказывать о них, а не об абстрактной картинке.

        У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы служат признаками этого инстинкта. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности. А значит, ролевые игры являются ключом к успеху. Если взять тему «Animals» («Животные»), то детям достаточна лишь мелочь, чтоб превратиться в какое-либо животное (мелкая деталь костюма).

        Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, ощущать, пробовать. Как это использовать? Продолжая работать с темой «Animals», мы используем текстильный подход. Игры: «Догадайся на ощупь»; «Догадайся по вкусу» (тема; «Food» - “Еда”).  Но при этом необходимо соблюдать оптимальное количество демонстрации. Если их мало, то от недостатка наглядности снизится качество обучения. Если же их много, то их избыток пресытит учащихся, рассеет их внимание.

        II. Аудиальные средства обучения.
Это речь учителя, магнитофон и другие предметы, информацию о которых учащиеся воспринимают посредством слуха.

        Речь учителя состоит из нескольких элементов. Это – информационный, убеждающий, воодушевляющий, развлекающий и призывающий к действию.

        Здесь мне бы хотелось подчеркнуть особое средство поддержания внимания при работе с лексикой – это юмор. При работе с младшим школьным возрастом я стараюсь использовать  разнообразные несуразности, шутки, иронию. В теме  «Let mi entroduce myself» («Позвольте мне представиться») я намеренно допускаю смешные ошибки, что вызывает у детей не только смех, но и желание сыграть роль учителя, взрослого и  исправить ошибку. Здесь развивается и внимание, и контроль, и анализ.

        При помощи вербального общения происходит не только передача знаний, но и обеспечивается управление познавательной деятельностью. Таким образом  учитель управляет знаниями учащихся, рассказывая им о том, что им в данный момент необходимо знать. Что здесь важно выделить? Изучая тему «Colours » («Цветы»), мы не только должны ввести новые лексические единицы, но и осветить те вопросы по этой теме, которые необходимы. Здесь можно использовать такую игру, как «Светофор», где мы не только тренируем цвета, но и обучаем правилам дорожной безопасности, что очень актуально на сегодняшний день.

        Урок не должен сводиться только к процессу передачи учащимся определённой суммы сведений, предусмотренной программой. Урок должен быть нацелен на формирование  личности школьника, его общего развития.

        Сейчас мне бы хотелось остановиться на вопросе, какие существуют пути повышения эффективности при работе с лексикой в начальной школе.

Создание на каждом уроке таких условий, чтобы материал усваивался не механически, а осознанно.

При подготовке к уроку учитель должен продумать объём новых лексических единиц, с которыми будет знакомить учащихся, а также методы, приёмы и средства, которые позволят овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался на самом уроке.  Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное. Возникает вопрос, как сделать так, чтобы ребёнок, который не умеет писать, читать, запомнил новую лексику урока.

  1. Задействовать внимание всех детей (лексические игры с мячом, лексические цепочки).
  1. Стихи и песни с новой лексикой (использование ритма, музыкальности);
  2. Ролевые игры;
  3. Игры: «голосование» (здесь возможна отработка любой лексики «Animals», «Food», «Colours», «Countries».
  1. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы. Здесь работает принцип природосообразности. У детей различные природные особенности, ими детерминируются течение и результаты педагогического процесса (работа в парах, в мини-группах).
    Диалоги «Mutings», о которых говорилось выше, это одновременно и коллективная работа (могут участвовать более двух человек), и ролевая игра, и работа с диалогической речью (умение отвечать на вопрос и задавать самому, умение поддерживать беседу), и умение перевоплощаться. На данном этапе урока работают
  1. Широкие познавательные мотивы (ориентация на эрудицию);
  2. Мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли и позиции в классе).

Здесь работают социальные, познавательные и коммуникативные мотивы.

        При работе с лексическим материалом (как и с любым другим) важен интерес учащихся, что является одним из сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.

        Какие же существуют закономерности действия интереса в обучении лексике?

  1. Увлечённое преподавание (если это стихи, то не механическое заучивание, а инсценировка, стихотворение-сценка).
  2. Чередование форм и методов обучения.
  3. Показ достижений учащихся, создание ситуаций успеха (всем людям свойственно желание быть признанными), но соперничество надо поддерживать осторожно. Человек – существо конкурирующее, соперничество должно больше напоминать спортивное соревнование, где победы и неудачи чередуются, но азарт остаётся всегда.
  4. Взаимообучение (в парах, в микрогруппах)
  5. Педагогический такт, мастерство (должны быть проявлены организаторские способности – подвести итоги сделанному, показать детям, сколько они узнали; дидактические способности – наглядно, доступно, ясно подобрать материал; перцентивные  способности – умение проникать в духовный мир воспитуемых (чтоб на уроке не было слёз разочарования ребёнка; коммуникативные суггестивные способности).

Если в вышесказанном материале говорилось о работе с лексикой, умении интересно и познавательно преподать её, то как же провести контроль изучаемого материала.

В младшей начальной школе, конечно, это проведение устного опроса, но при этом должны соблюдаться основные требования:

Опрос должен быть интересен быть интересен всему классу.

Вопросы, задаваемые ученику, должны привлекать внимание всего класса. Это может быть опрос с мячом (бросать мяч со словом то одному, то другому, не давая им возможности отвлечься, возможно работа индивидуально с учеником перед классом с тем же мячом). Опрос с цветным магнитом (выложить цвета на доске в заданном учителем порядке) и т.д. Это текущий контроль. А в качестве итогового контроля можно использовать монологические высказывания детей,  диалоги, возможен и письменный контроль (счёт, цвета и т.д.), но он должен быть оформлен в виде рисунков. Но как подсказывает практика из моего опыта итоговый контроль лучше проводить в виде постановки сказок «Теремок», «Колобок», «Золушка» (где можно использовать всю пройденную лексику).

        Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и в творчество.

        В процессе итогового контроля задействован не только учитель и ученик, но и родители, которые с нетерпением ожидают выступления, готовят костюмы, слушают и сами проверяют роли.

        Здесь работает та самая коммуникативная цепочка: учитель – ребёнок – родитель, которая является одним из важных звеньев в учебном процессе.

        Важной частью контроля является оценивание деятельности ребёнка. После того, как ребёнок рассказал диалог, показал оценку, правильно ответил на поставленный вопрос, обязательно нужна вербальная оценка учителя. Такая оценка не имеет строгих критериев, но в большинстве случаев является доминирующей в формировании у ученика самооценки. Вербальные оценки всегда окрашены эмоционально, следовательно, они всегда доступнее для понимания ученика.

        Оценивая ученика, я заранее ввожу терминологию оценивания («very good» - «очень хорошо» и «good» - «хорошо»). Слово «bad» – «плохо» – должно отсутствовать при оценивании деятельности учащихся. В течении года можно и желательно увеличивать количество оценочных прилагательных («great», «wonderfut», «O`K». Поскольку повторение их очень часто, сами того не замечая, дети их запоминают и сами оценивают деятельность других учащихся и свою, используя лексику иностранного языка, что вызывает большой интерес, т.к. дети проецируют себя на место учителя.

        Интерес и желание – это главный двигатель успешного обучения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование автономии обучающихся на примере работы с лексическим материалом»

Новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания,...

Работа над лексическим материалом по теме "Дом семьи Вайгель".

Данный урок был разработан для учащихся 5 класса (первый год обучения), изучающих немецкий язык  как второй иностранный по УМК "Wir-1". В ходе урока используются такие технологии, как проблемное ...

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка в специальной (коррекционной) школе

С проблемой усвоения лексического материала учениками коррекционной школы сталкиваются многие учителя. Многие специалисты отмечают следующие основные черты детей с задержкой психического развития: пов...

Этапы работы над лексическим материалом (на примере испанского языка)

В данной работе рассматривается роль лексического материала в изучении иностранного языка, а так же основные этапы работы с лексикой на уроке...

Рабочие материалы логопеда начальной школы.

Тексты для  отработки навыков грамотного письма у учащихся начальной школы....

Методическая разработка по работе с лексическим материалом по теме "Юридические и физические лица" в рамках учебной дисциплины "Деловой французский язык"

Методическая разработка  по формированию навыков работы с  лексическим материалом по теме "Юридические и физические лица"  в рамках изучения дисциплины "Деловой французск...

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка

Роль лексики в овладении иностранным языком очень важна. Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно п...