Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
материал по теме

Инна Павловна Косенюк

 Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления:

 

1.                   Образовательные программы.

2.                   Организация учебного процесса.

3.                   Единые требования к учащимся.

4.                   Структура уроков.

 

За основу данного материала я взяла третье направление   единые требования к учащимся  это то, что мы с вами, уважаемые коллеги,  в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.

Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:

·          вычислительные навыки учащихся;

·          решение уравнений;

·          решение текстовых задач;

·          речевая культура учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_mezhdu_1_i_2_stupenyu.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.      Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

 Основным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате.

Школьный курс математики нацелен на решение следующих задач:

1. способствовать продвижению школьников в общем развитии, то есть развивать их мышление;

2. дать представление о математике как науке, обобщающей реально существующие и происходящие явления и способствующей познанию окружающей действительности;

3. сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику в жизни.

    Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления:

  1. Образовательные программы.
  2. Организация учебного процесса.
  3. Единые требования к учащимся.
  4. Структура уроков.

За основу данного материала я взяла третье направление -  единые требования к учащимся – это то, что мы с вами в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.

Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:

  1. вычислительные навыки учащихся;
  2. решение уравнений;
  3. решение текстовых задач;
  4. речевая культура учащихся.

Вычислительные навыки учащихся

Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счет, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно,  - это ее Величество «Таблица умножения». Без нее все наши усилия сводятся к нулю.

Решение уравнений

При решении уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход (часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в ответ).

Кстати, об ответе в уравнениях. Может быть, приучать записывать ответ учеников проще начинать в начальной школе, чтобы сразу формировалась привычка, и в пятом классе детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А вот проверку можно вообще оставить на черновике, научив школьников действительно, а не формально ее выполнять. 

Речевая культура учащихся.

    Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи.

Именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

Большинство учителей на уроках математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся –

  1. верным употреблением терминов,
  2. склонением числительных,
  3. логичностью и доказательностью рассуждений.

Многие рекомендуют вести детям словарики – записывать в них новые термины, объяснять смысл пройденных понятий, запоминая одновременно правописание трудных слов.

Учителя стараются на уроках дать детям образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения.

Однако в речи учителей иногда встречаются отклонения от литературных норм.

Так при чтении выражений с переменными можно услышать, например: «а равен двум», «х равно восьми», «2 игрека равно десять», …

В русском языке названия латинских букв х, у, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Надо читать: «а равно двум», «х равен восьми».

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

– «три игрек», а не «три игрека».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

5х=145 -  «пять икс равны ста сорока пяти».

Очень часто на уроках можно услышать, как и учитель и дети небольшой отрезок называют «отрезочек», меньший из углов «уголочек», «треугольничек»,…

Следует помнить, что в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы!

Нет, видимо в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительные».

Редко можно услышать  - даже от дикторов радио и телевидения  - верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже.

Но и мы с вами, согласитесь, грешим иногда неверным чтением выражений с числами.

Знакомы мне некоторые «хитрости», позволяющие обходить трудности в склонении числительных, которые используются в начальной школе.

Например: добавляется слово «число» - « сто двадцать шесть больше числа сто пятнадцать», «к тридцати двум прибавляем двадцать восемь и получаем шестьдесят»,  вместо - «сумма тридцати двух и двадцати восьми равна шестидесяти»…

В результате дети не слышат образцового чтения числительных от взрослых, и не накапливают свой собственный речевой опыт. Будьте бдительны, уважаемые коллеги.

Решение текстовых задач

          Здесь я остановлюсь на:

  1. краткой записи условия;
  2. единицах измерения;
  3. способах записи решения задачи.

       Прочитать условие задачи минимум 2 раза, после этого выполнить краткую запись условия. Я уверена, что вы учите детей различным формам краткой записи:

  1. словесной  (Что она дает? Осмысление условия.)
  2. табличной (Осмысление условия, экономия времени.)
  3. схематической (Осмысление условия, экономия времени, наглядность.)

Лично я отдаю предпочтение схематической форме, правильно выполненная схема – это на половину решенная задача.

Единицы измерения

С единицами времени, длины, массы, как правило, проблем у школьников не возникает.

А вот единицы измерения площадей и объемов требуют дополнительной отработки. В первую очередь здесь хочется обратить внимание на определения единиц измерения площадей и объемов:

  1. квадратным сантиметром называется площадь квадрата со стороной 1 см;
  2. кубическим метром называется объем куба с ребром 1м.

Очень полезен вопрос: «Почему 1 дм кв. = 100 см кв.?»

Очень часто при решении задачи требуется выразить одни единицы через другие. Возникает вопрос, как и где, записать эти преобразования?

Например:

3 м= 3* 10000 см= 30000 см.

Вы видите, что единицы измерения указываются при каждом преобразовании.

Можно записать и кратко:

3 м= 30000 см.

Выполнять эту запись лучше отдельным действием, а не в стороне от решения задачи.

Различные формы записи решения задачи

Универсальный способ – по действиям.  В этом случае нет необходимости указывать единицы измерения в ходе действия, достаточно записать их в скобках в конце действия.

Обязательным является пояснение каждого действия. Ответ при этом записывается кратко с указанием только единиц измерения.

При полном ответе последнее действие не поясняется.

Знаю, что любимый способ начальной школы – запись решения выражением.

Считаю, что это высший пилотаж, поэтому рекомендуется для учеников с хорошей математической подготовкой, чье понимание хода решения не вызывает сомнений.

Надеюсь, в этой статье вы найдете для себя полезные рекомендации. Желаю  успеха!

Литература:

  1. Обеспечение преемственности и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики с I по 9 класс. Лузина Т.А.
    Учитель математики СШ 83 .
  2. Преподавание математики в 5-6 классах :  методическое пособие. В. И. Жохов – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.

Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....

Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой.

В своей статье хотелось затронуть вопросы преемственности в изучении математики между начальной и основной школой....

"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"

Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...