АНАЛИЗ работы методического объединения учителей русского языка и литературы 10-11 уч. год
методическая разработка по теме

Данная работа содержит подробный анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы. Её могут использовать в своей работе руководители ШМО учителей русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010/2011 учебный год.

Любое МО в школе призвано повышать педагогическое мастерство учителя, распространять лучший его опыт, помогать ему вооружаться теоретическими и практическими знаниями и умениями в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, стимулировать создание и усовершенствование учебно-материальной базы, идти в ногу с требованиями современной жизни.

        Учитывая, что качество учебно-воспитательного процесса определяется прежде всего педагогическим составом преподавателей, особое внимание в работе МО уделялось таким вопросам, как идейно-теоретический уровень учителя, его научный кругозор, методическое мастерство, внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, применение и распространение передового опыта, личный вклад каждого в общее дело.

        Основной задачей прошедшего учебного года являлась работа над проблемой школы «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации образовательного пространства школы».

        Тема МО: «Использование традиционных и инновационных приемов, методов, форм преподавания на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний учащихся с разной мотивацией к обучению».

        Цель работы МО: повышение профессионального уровня учителя через реализацию технологий личностно-ориентированного обучения, других инновационных технологий.

        Перед МО были поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить работу МО по повышению профессионализма учителя в разных формах.
  2. Создавать условия для стимулирования творческой инициативы, профессионального роста и повышения квалификации педагогов, в том числе через участие в ПНПО.
  3. Совершенствовать повышение уровня обученности и качества знаний учащихся по русскому языку и литературе через активизацию работы по применению новых педагогических технологий и методик обучения, в том числе информационных и тестовых.
  4. Систематизировать работу учащихся со слабой мотивацией через личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.
  5. Организовать целенаправленную деятельность учителей с одаренными учащимися через научное общество школьников «Совенок», предметные школы, через урочные и внеурочные занятия, олимпиады, конкурсы, конференции различных уровней.
  6.  Создать условия для организации эксперимента по проведению ГИА в 9-х классах и выпускных экзаменов в форме ЕГЭ за курс средней полной школы в 11-х классах

В течение года прошло 5 заседаний:

1. Сентябрь: организационное заседание (заслушали анализ работы МО за

предыдущий год, составили план работы МО на 2010/2011 учебный год, обсудили планы работы по самообразованию, утвердили календарно-тематическое планирование, изучили нормативно-правовые документы, рассмотрели учебно-методическую обеспеченность к началу учебного года), проанализировали результаты итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку в 2009/2010 учебном году, обсудили участие учителей русского языка и литературы в реализации ПНПО.

2. Ноябрь.  Тема  заседания: «Преемственность в обучении русского языка и литературы между начальным и основным образованием». На заседании рассматривались вопросы:

  1. «Преемственность в обучении русского языка и литературы между начальным и основным образованием» – доклад руководителя МО Юрченко Г.Н., выступления из опыта работы учителей Шерстюк Е.И., Пуртовой Р.Р., Дюрменовой Д.А.
  2. «О новой форме экзамена по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учреждений РФ ( Руководитель МО Юрченко Г.Н., учитель русского языка и литературы Индирбаева Э.А.,).
  3. Орфография и пунктуация: систематизируем знания и готовимся к ЕГЭ. (О подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ (часть А)).
  4. «О проведении школьных олимпиад по русскому языку и литературе в 7-11 классах по текстам УО (итог-справка)».
  5. Особенности работы по русскому языку со слабоуспевающими и одаренными детьми (из опыта работы учителей  Дюрменовой Д.А., Шерстюк Е.И.).

(Выступления учителей прилагаются).

- Был проведен анализ успеваемости и качества знаний учащихся по русскому языку и литературе за I четверть в 5-9 классах, подведены итоги проведения школьных олимпиад по русскому языку и литературе в 7-11 классах. (Справки прилагаются).

3. Январь. Тема заседания: «Актуальные проблемы подготовки и

технология проведения ЕГЭ по русскому языку». Заслушали доклад руководителя МО Юрченко Г.Н. «ЕГЭ по русскому языку: миф под названием «объективность»».

Было проведено практическое занятие по подготовке учащихся в форме ЕГЭ (часть В,С). Учитель русского языка и литературы Индирбаева Э.А. поделилась опытом работы по проведению сжатого изложения. Руководитель МО Юрченко Г.Н. поделилась опытом работы по подготовке и проведению сочинения-рассуждения (9,11 классы). Был проведен анализ успеваемости и качества знаний учащихся по русскому языку и литературе за II четверть в 5-9 классах, за первое полугодие в 10-11. Также были рассмотрены вопросы о ходе подготовки к Декаде русского языка и литературы.

4.Март. Тема: «Технология модульного обучения на уроках русского языка».

С докладом «Технология модульного обучения на уроках русского языка. Работа по модулям в 9 классе» выступила учитель русского языка и литературы Юрченко Г. Н.

Опытом работы по проведению интегрированных уроков поделилась зам.директора по УВР Шерстюк Е.И.   Был заслушан отчет по самообразованию  аттестующегося учителя на высшую квалификационную категорию Юрченко Г.Н. Были рассмотрены вопросы:

  1. повторение на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах;
  2. о подготовке к итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов;
  3. итоги Декады русского языка и литературы.

Проведен анализ успеваемости и качества знаний учащихся 5-9 классов по

русскому языку и литературе за III четверть.

5. Май.  Анализ работы МО за 2010-2011 учебный год, задачи на 2011-2012 учебный год. Проведен анализ успеваемости и качества знаний учащихся 5-9 классов по русскому языку и литературе за IV четверть, 10-11 класс за II полугодие.

(План работы МО учителей русского языка и литературы на 2010/2011 учебный год прилагается).

 Результаты работы МО в 2010/2011 учебном году.

1. Кадры.         Одним из условий получения положительного результата работы МО является стабильность педагогических кадров. В МО за отчётный период в школе работало 6 учителей русского языка и литературы. Все учителя с высшим педагогическим образованием. Среди них два учителя имеют высшую квалификационную категорию (Пуртова Р.Р., Юрченко Г.Н.), четыре учителя – первую квалификационную категорию (Шерстюк Е.И., Дюрменова Д.А., Индирбаева Э.А.,  Ярошенко Н.А.). Два учителя награждены значком «Отличник народного просвещения»: Пуртова Р.Р., Юрченко Г.Н.

С целью повышения своего профессионального уровня учителя через 5 лет проходят курсовую переподготовку.  В 2006/2007 учебном году прошли курсовую переподготовку Юрченко Г.Н., Ярошенко Н.А. В 2007/2008 учебном году – Индирбаева Э.А., в 2009/2010 - Пуртова Р.Р., Шерстюк Е.И., в 2010/2011 – Дюрменова Д.А., Шерстюк Е.И.

Кроме того каждый учитель занимался самообразованием, следил за новинками специальной литературы, по возможности выписывал журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе».

        С целью повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы почти все учителя вели факультативы, индивидуальные занятия по предметам. Дюрменова Д.А., Юрченко Г.Н., Пуртова Р.Р.,  вели также элективные курсы по русскому языку в 9-х классах. Шерстюк Е.И., Дюрменова Д.А., Юрченко Г.Н., Пуртова Р.Р. вели элективные учебные предметы по русскому языку в 10-11 класса. (Темы, разработки элективных курсов, элективных учебных предметов, факультативов прилагаются).

2. Учебная деятельность. 

Основные проблемы, над которыми работало МО в 2010/2011 учебном году, следующие:

  1. изучение и внедрение современных образовательных технологий, в том

числе информационно-коммуникационных, в учебный процесс;

  1. ЕГЭ и его влияние на качество обучения.

        Решая основные проблемы МО, учителя русского языка и литературы второе, третье и четвертое заседания методического объединения посвятили изучению теории по проблемам: «Преемственность в обучении русского языка и литературы между начальным и основным образованием». Опытом работы поделились учителя: Юрченко Г.Н.,  Пуртова Р.Р., Ярошенко Н.А. (2-е заседание МО, ноябрь 2010г.); «О новой форме экзамена по русскому языку в 9-ых классах общеобразовательных учреждений РФ». Опытом работы поделились учителя: Юрченко Г.Н., Индирбаева Э.А. (2-е заседание МО, ноябрь 2010г.); «О подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ (часть А)». Опытом работы поделилась учитель русского языка и литературы Дюрменова Д.А. (2-е заседание МО, ноябрь 2010г.).

         В январе 2011 года была изучена теория по проблеме «Методика проведения сжатого изложения». С докладом выступила учитель русского языка и литературы Индирбаева Э.А. Были обсуждены вопросы по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ (11 класс, часть В,С) и к экзамену по русскому языку в новой форме (9 класс). Опытом работы по подготовке и проведению сочинения-рассуждения в 9,11 классах поделилась руководитель МО Юрченко Г.Н.

         В марте 2011 года была изучена теория по проблеме «Технология модульного обучения на уроках русского языка». Опытом работы по проведению интегрированных уроков поделилась зам.директора по УВР Шерстюк Е.И.

         На заседаниях МО рассматривались как методические, так и учебные вопросы. В течение года проводился анализ уровня успеваемости и качества знаний учащихся (по четвертям, полугодиям и за год), стартовых, промежуточных, итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе, а также анализировались экзаменационные работы учащихся 9,11 классов по русскому языку. (Справки прилагаются).

Так в соответствии с планом работы школы от 21.09.10г. №350/1 «О проведении мероприятий по адаптации учащихся 5-х классов» в течение I четверти проводился контроль по адаптации 5-х классов на II ступени школы по плану. Основной целью проведения мероприятий по адаптации являлась организация учебно-воспитательного процесса, выявление дезадаптированности среди пятиклассников на ранних этапах процесса адаптации, изучение процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе на  II ступень обучения. В ходе мероприятий по адаптации учащихся проводилось обсуждение на МО русского языка и литературы проблемы «Психолого-физиологические аспекты адаптации детей при переходе из начальной в среднюю школу». На I заседание МО был приглашён психолог школы Талалаевская Л.В., которая ответила на ряд вопросов учителей-предметников, касающихся особенностей работы с учениками 5-х классов в начале учебного года. С целью реализации принципа преемственности и смягчения адаптационного периода учащихся 5-х классов зам. директора по УВР Шерстюк Е.И. было посещено ряд уроков в 5-х классах по русскому языку и литературе. В ходе контроля при посещении уроков учителей  Дюрменовой Д.А., Индирбаевой Э.А. было выявлено, что уроки данных учителей соответствуют календарно-тематическим планам, составленным с учетом индивидуальных особенностей и дифференцированного обучения учащихся в разных классах. На посещенных уроках цели были сформулированы в основном четко, ясно, доступно, конкретно с учетом психологических особенностей детей данного возраста. (Анализ посещенных уроков прилагается).

        По итогам контроля по адаптации 5-х классов на II ступени школы были сделаны следующие выводы:

  1. Адаптация 5-х классов проходит в основном успешно. Учащиеся на уроках русского языка и литературы чувствуют себя комфортно.
  2. Учителя, работающие в параллели 5-х классов, хорошо знают психолого-педагогические характеристики учащихся, учитывают их возрастные особенности, создают комфортную атмосферу на уроке, грамотно подбирают формы, методы и приемы работы.

Следует отметить положительную работу учителей Дюрменовой Д.А., Индирбаевой Э.А. по проблеме адаптации учащихся 5-х классов.

  1. Учащиеся 5-х классов в основном подготовлены к переходу на II ступень обучения.
  2. Школьники обеспечены учебниками по русскому языку, литературе.

Рекомендации: при подготовке к урокам учителям следует планировать максимальное использование разнообразных видов работ на уроке, игровых моментов, строго дозировать домашние задания во избежание накопления усталости учащихся. Также учителям-предметникам  использовать на уроке информационные технологии с целью активизации работы учащихся на уроке, более глубокого изучения материала и адаптации учащихся 5-х классов при переходе с I на II ступень школы. (Вопросы о проведении мероприятий по адаптации учащихся 5-х классов рассматривались и анализировались на 2-м заседании МО в ноябре 2010г.)

         В соответствии с планом работы школы, во исполнение приказа директора школы от 07.09.10г. № 328 о проведении тематического контроля «Организация системы повторения на начало 2010-2011 у.г.» с 8 по 25 сентября проводился контроль деятельности педагогов с целью оценки работы учителя по организации повторения пройденного материала на уроке, определения прочности знаний, приобретенных в прошлом учебном году. (Справка по итогам тематического контроля была заслушана на втором заседании МО в ноябре 2010г).

        В соответствии с планом работы школы, приказом директора № 343/1 от 18.09.10г., с целью выявления уровня орфографической грамотности учащихся и распространения педагогического опыта с 14 по 19 сентября проводился тематический контроль по теме «Организация работы по повышению орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 7-х классах». (Справка по итогам тематического контроля была заслушана на втором заседании МО в ноябре 2010г).

        В соответствии с приказом УО от 11.09.10г. № 850 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников», приказом директора школы № 351 от 21.09.10г. «О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011у.г.» с 19 по 23 октября прошли олимпиады по русскому языку и литературе в 7-11 классах. (Справка по итогам проведения школьных олимпиад по русскому языку и литературе в 7-11классах была заслушана на втором заседании МО в ноябре 2010г).

        Согласно работы ВШК приказу директора школы № 277 от 16.10.10г. «О проведении директорских контрольных работ для учащихся 4-9 классов за I четверть», в целях проверки глубины и прочности знаний учащихся за I четверть

с 19 по 20 октября 2010г. были проведены контрольные работы по русскому языку в 6,9 классах. (Справка по итогам проведения контрольных работ по русскому языку за I четверть в 6,9 классах была заслушана и обсуждена на втором заседании МО в ноябре 2010г).

        В соответствии с планом работы МОУ СОШ №5, приказом директора школы № 394 от 02.11.10г., с целью выявления состояния организации обучения предметов русского языка и математики при переходе на новую форму сдачи итоговой аттестации учащихся 9-х классов с 16 по 24 ноября 2010г. был проведен тематический контроль по теме «Использование различных методик в преподавании предметов русского языка и математики при переходе на новую форму сдачи итоговой аттестации ». (Справка по итогам проведения тематического контроля по русскому языку в 9-х классах была заслушана и обсуждена на втором заседании МО в ноябре 2010г).

        Согласно приказу директора школы № 461 от 01.12.10г. «О проведении пробного экзамена по русскому языку в новой форме в 9-х классах», с целью проверки усвоения стандартов образования, глубины и прочности знаний учащимися, а также отработки навыков оформления бланков ответов 5 декабря был проведен пробный экзамен по русскому языку в новой форме в 9-х классах. (Справка по итогам проведения пробного экзамена по русскому языку в 9-х классах в новой форме была заслушана и обсуждена на третьем  заседании МО в январе 2011г).

        Согласно плану работы школы, приказу директора школы  № 493 от 14.12.10г. «О проведении внутришкольного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 10-11 классах», в целях эффективности подготовки учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации и проверки глубины и прочности знаний учащихся 19 декабря 2010г. был проведен внутришкольный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ в 10-11 классах. (Справка по итогам проведения внутришкольного экзамена в 10-11 классах  была заслушана и обсуждена на третьем заседании МО в январе 2011г).

        Согласно плану работы ВШК МОУ СОШ №5, приказу директора № 470 от 05.12.10г. «О проведении контрольных работ для учащихся 2-10 классов за II четверть»,  в целях проверки глубины и прочности знаний учащихся с 14 по 16 декабря в 6-7 классах были проведены контрольные работы по русскому языку.

(Справка по итогам проведения контрольных работ по русскому языку была заслушана и обсуждена на третьем заседании  МО в январе 2011г).

        Согласно приказу УО от 03.12.10г. № 1258 «О проведении мониторинга учебных достижений учащихся», приказу директора школы № 480 от 08.12.10г. «О проведении мониторинга учебных достижений учащихся 9, 11 классов по русскому языку в 2010-2011у.г.», с целью осуществления мониторинга учебных достижений учащихся были проведены срезовые контрольные работы по русскому языку в 9, 11 классах. (Справка по итогам проведения срезовых контрольных работ по русскому языку в 9,11 классах была заслушана и обсуждена на третьем заседании МО в январе 2011г).

        В соответствии с планом работы школы, во исполнение приказа директора школы № 152 от 10.03.11г. «О проведении контрольных работ для учащихся 2-11 классов за III четверть 2010-2011у.г.», с целью проверки глубины и прочности знаний учащихся 2-11 классов с 10 по 18 марта были проведены контрольные работы по русскому языку в 9-х классах. (Справка по итогам проведения контрольных работ по русскому языку в 9-х классах за III четверть была заслушана и обсуждена на четвертом заседании МО в марте 2011г).

         Согласно плану работы школы по подготовке учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме, приказу Департамента образования ЯНАО от 24.12. 2010г. № 1366 и приказа УО от 31.12.2010г. «О проведении   тренировочного тестирования по русскому языку обучающихся 9 кл. в новой форме  в 2010-2011у.г.», с целью проверки усвоения стандартов образования, глубины и прочности знаний учащихся, а также отработки навыков оформления бланков ответов 25 января 2011г. был проведен пробный экзамен по русскому языку в новой форме в 9-х классах. (Справка по итогам проведения пробного экзамена по русскому языку в новой форме в 9-х классах была заслушана и обсуждена на четвертом заседании МО в марте2011г).

        Согласно плану работы школы, приказу директора № 197 от 30.03.11г. «О проведении пробного внутришкольного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 10,11 классах в 2010-2011у.г.», в целях эффективной подготовки учащихся 10,11 классов к государственной (итоговой) аттестации и проверки глубины и прочности знаний учащихся по русскому языку 10 апреля 2011г. был проведен пробный внутришкольный экзамен по русскому языку в 10,11 классах. (Справка по итогам проведения пробного внутришкольного экзамена по русскому языку в  форме ЕГЭ в 10,11 классах была заслушана и обсуждена на пятом заседании МО в мае 2011г).

        

3. Олимпиады, конкурсы, научно-исследовательская деятельность.

Ежегодно учителя русского языка и литературы принимают участие как в школьных, так и в городских, окружных, всероссийских мероприятиях: декадах, олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Согласно приказу директора школы №351 от 21.09.10г. «О проведении школьного этапа всероссийской  олимпиады школьников в 2010/2011 учебном году» с 19 по 23 октября 2010г.  была проведена школьная олимпиада по русскому языку и литературе в 7-11 классах.

Цель проведения: привитие интереса к предмету, работа с одаренными детьми. (Результаты проведения олимпиад отражены в справке по итогам проведения школьных олимпиад по русскому языку и литературе в 9-11 классах за 2010/2011 учебный год. Справка прилагается).

Было отмечено, что учащиеся испытывали затруднения при выполнении следующих заданий: при постановке ударений в словах, объяснении лексического значения слов, происхождении фразеологизмов, в умении определять заимствованные, диалектные слова, находить речевые ошибки в предложении. Также учащиеся затруднялись расположить в нужной последовательности сюжетные события произведения, определить соответствие произведения по жанру, дополнить высказывания цитатами из текста, определить персонажей романа по характерным деталям портрета, испытывали затруднения при интерпретации поэтического текста.

По результатам проведения олимпиад были сделаны выводы, даны рекомендации: учителям русского языка и литературы во внеурочной деятельности обратить внимание на изучение разделов «Лексика и фразеология», «Культура речи», «Словообразование и орфография», «Фонетика». На уроках литературы отрабатывать методику анализа лирических стихотворений, повторить составные элементы сюжета, систематически работать над теорией литературы.

Справка по итогам проведения школьных олимпиад по русскому языку и литературе в 9-11 классах была тщательно проанализирована на втором заседании МО учителей русского языка и литературы 26.11.10г.

При проведении городских олимпиад по русскому языку и литературе в ноябре 2010г. ученица 11а класса Алексеева Н. заняла 3 место по русскому языку (учитель Юрченко Г.Н.), ученица 9б класса Кайнова. В. заняла 4 место по русскому языку (учитель Юрченко Г.Н.), ученица 9а класса Забугина А. заняла 5 место по литературе (учитель Юрченко Г.Н.).

В ноябре 2010г. проходил Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех», в котором принимали участие учащиеся 5-10 классов. Победу в данном мероприятии одержали следующие учащиеся:

1.  Дипломом I степени награждена ученица 8 класса Зонина А. (учитель Юрченко Г.Н.);

2. Дипломом II степени награждена ученица 9 класса Кайнова В. (учитель Юрченко Г.Н.);

3.  Ученик 5 кл. Шеренков Е. занял 6 место в ЯНАО, ученица 9 кл. Сусенкова А. заняла 8 место в ЯНАО.

     МОУ СОШ №5 получила благодарность Центрального оргкомитета «Русского медвежонка» за помощь в организации конкурса.

Учащиеся получили дипломы победителей, ценные подарки, а учителя  Юрченко Г.Н., Индирбаева Э.А. - благодарность от регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» за подготовку победителей и призеров  конкурса.

В ноябре 2010г. проходил городской творческий конкурс юных журналистов «На острие пера». В  номинации «Журналистика» жанр «Интервью»  ученица 11а кл. Рябцева У. завоевала диплом I степени. (Учитель Юрченко Г.Н.).  

В ноябре 2010г. проходил 1-й тур Всероссийского конкурса «Познание и творчество». В номинации «Я знаю русский язык» лауреатами стали учащиеся 7-ых классов: Тихонова Т., Толстоногова А., Москаленко Д., Яковлева А., Кирьянов Н., Грибанов Е., Бирючинских А., Каракаева А., Манжос М., Ефремова А., Буртеев А., Мирошниченко К. (Учитель Ярошенко Н.А.) В номинации «Вдохновение» (литература) лауреатами стали учащиеся 7-ых классов: Тихонова Т., Толстоногова А., Яковлева А. (Учитель Ярошенко Н.А.). Ярошенко Н.А. за подготовку лауреатов получила свидетельство Всероссийского конкурса «Познание и творчество» в номинации «Русский язык и литература», а также Благодарность за поддержку и развитие юных талантов от председателя Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Л.Ю. Ляшко. В городском конкурсе детских и молодежных творческих работ «Россия моей мечты!» в номинации «Эссе», ученица 7а кл. Алексеева Е. завоевала диплом II степени. (Учитель Индирбаева Э.А.  

  1. Инновационная деятельность.

Учителя нашего объединения продолжают осваивать инновационные

формы работы, ими были разработаны следующие уроки:

  1. Юрченко Г.Н. (технология модульного обучения, технология системных опорных конспектов В.Ф. Шаталова, технология диалогового обучения, дифференцированное обучение)
  1. Обобщающий урок «Не с разными частями речи» - 7 кл.
  2. Степени сравнения имен прилагательных – 6 кл.
  3. Спряжение глагола – 6 кл.
  4. Сложное предложение – 9 кл.
  5. Изучение творчества Пушкина – 8 кл. Урок-экспозиция «И вновь со мною Пушкин говорит…»

6) «Это было со мной и с моею страной» (Поэзия Анны Ахматовой) – 11 кл.

7)«Русское зарубежье. Люди и судьбы» (По творчеству З. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Набокова, З. Серебряковой) – 11 кл.

  1. Пуртова Р.Р. (Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, технология проблемного обучения)
  1. Урок-практикум по изучению рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» - 11 кл.
  2. Урок-анализ по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» - 10 кл.
  3. Любовная лирика А.С. Пушкина – 10 кл.
  4. Разряды количественных числительных – 6 кл.
  1. Шерстюк Е.И. (Технология системных опорных конспектов В.Ф. Шаталова, технология блочно-модульного обучения)
  1. Склонение имен существительных – 6 кл.
  2. Местоимение как часть речи – 6 кл.
  3. Знаки препинания в сложносочиненном предложении – 9 кл.
  4. Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем – 9 кл.
  1. Дюрменова Д.А. («Педагогика сотрудничества», технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр)
  1. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными – 9 кл.
  2. Числительные, обозначающие целые числа – 6 кл.
  3. Знаки препинания при причастном обороте – 7 кл.
  1. Индирбаева Э.А. («Педагогика сотрудничества»)
  1. Имя числительное как часть речи – 6 кл.
  2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения – 9 кл.
  3. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
  1.  Ярошенко Н.А. («Педагогика сотрудничества», технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр)
  1. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
  2. Смысловые группы наречий.
  3. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.

5. Внеклассная работа.

В соответствии с планом работы школы, приказом директора школы №116 от 06.03.11г. «О проведении предметных декад» с 25.04-06.05.2011г. в школе проводилась Декада русского языка и литературы, посвященная творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Цель поведения Декады – привитие интереса к урокам русского языка и литературы, искусству слова, выявление и развитие наиболее талантливых учащихся, воспитание читательского интереса.

 Результаты проведения Декады отражены в справке по итогам проведения Декады русского языка и литературы. (Справка прилагается).

Итоги Декады показали, что учителя русского языка и литературы ведут целенаправленную работу по привитию интереса к предметам русского языка и литературы, привитию любви к русскому слову и воспитанию читательского интереса, по выявлению и развитию способностей талантливых учащихся, повышению квалификации и профессионализма учителей.

Содержание Декады интересно и актуально, поэтому в ней принимали участие не только сильные и слабые учащиеся, но и их родители.

План Декады выполнен на хорошем и высоком уровне. (Список проведенных мероприятий прилагается).

При проведении Декады применялись следующие формы мероприятий: конкурсы, КВН, выпуск тематических стенгазет, посвященных творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, викторины, турниры, игры, презентации рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Все положительные и отрицательные моменты при проведении Декады были глубоко и детально проанализированы на четвертом заседании МО учителей русского языка и литературы в марте 2010г.

6.Участие учителей в работе МО, педсоветах.

Все учителя неоднократно выступали на заседаниях МО, тексты

выступлений прилагаются к протоколам.

        30.11.2010г. проходил тематический педсовет по теме «Состояние уровня готовности учащихся 4-5 классов к обучению в средней школе». С докладами по теме «Дальнейшие пути совершенствования организации преемственности обучения при переходе учащихся из начальной школы в основную» выступили руководитель МО Юрченко Г.Н., учитель русского языка и литературы Пуртова Р.Р.

        26.02.2011г. проходил тематический педагогический совет по теме «Толерантность: семья, любовь, авторитет». С докладом по теме «Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей» выступила зам.директора по УВР Шерстюк Е.И.

   

7. Подготовка учащихся к итоговой аттестации.

В 2010/2011 учебном году все учащиеся 11-х классов школ города (в том числе и наши учащиеся) будут сдавать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. В течение года учителя русского языка Шерстюк Е.И., Дюрменова Д.И., работающие в 11-х классах, изучали необходимую литературу по подготовке и проведению ЕГЭ, занимались дополнительно с учащимися и делились с коллегами приобретенными знаниями. На втором заседании МО учителей русского языка и литературы от 26.11.10г. учитель русского языка Дюрменова Д.И. выступила перед коллегами с докладом по теме «Орфография и пунктуация: систематизируем знания и готовимся к ЕГЭ». Дина Аюбовна поделилась   опытом  работы по   подготовке  учащихся к экзамену   в форме ЕГЭ

(часть А). На этом же заседании МО выступила Шерстюк Е.И., которая рассказала о тестировании как средстве повышения качества знаний учащихся. ЕГЭ проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются тестовые задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. Елена Ивановна рассказала о том, как она работает с тестами на уроках русского языка. Шерстюк Е.И. и Дюрменова Д.И., работающие в 11-х классах, сообщили, что ими созданы тесты по всем трем типам заданий:

Разделы: 1 тип заданий (тесты):

  1. Фонетика
  2. Морфемика
  3. Словообразование
  4. Морфология
  5. Орфоэпия
  6. Орфография

               2 тип заданий (тесты):

  1. Синтаксис
  2. Пунктуация
  3. Культура речи

                3 тип заданий (тесты):

  1. Текст как речевое произведение
  2. Языковые средства выразительности
  3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа по данным тестам ведется как на уроках русского языка, так и на элективных учебных предметах.

На третьем заседании МО в январе 2011г. было проведено практическое занятие по теме «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». Опытом работы по подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ ( часть В,С) поделились учителя русского языка и литературы Пуртова Р.Р., Шерстюк Е.И.

В течение года велась активная подготовка учащихся 9-х классов к экзамену по русскому языку в новой форме. Опытом работы делились учителя Индирбаева Э.А., Юрченко Г.Н., которые в прошлом году уже проходили с учащимися 9-х классов ГИА по русскому языку в новой форме. На втором заседании МО (ноябрь 2010г.) с докладом по теме «О новой форме экзамена по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений РФ» выступили: руководитель МО Юрченко Г.Н., учитель русского языка и литературы Индирбаева Э.А. На третьем заседании МО (январь 2011г.) опытом работы по проведению сжатого изложения в 9 классе поделилась учитель русского языка и литературы Индирбаева Э.А. Опытом работы по подготовке к сочинению-рассуждению (9,11 классы) поделились  руководитель МО Юрченко Г.Н., учитель русского языка и литературы Пуртова Р.Р.

8.Результаты стартовых и итоговых контрольных работ.

По результатам стартовых и итоговых контрольных работ наблюдается рост

успеваемости и качества знаний учащихся.

характеристика

5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

1

Успеваемость

Стартовая раб.

Итоговая раб.

88,9%

93,2%

89%

93%

89,9%

100%

77%

85,4%

77,6%

78,4%

2

Успеваемость

Стартовая раб.

Итоговая раб.

48,3%

54,7%

46,8%

48,2%

37%

38,6%

35%

37,7%

35%

38%

Анализ успеваемости и качества знаний стартовых и итоговых работ по

русскому языку отдельно по классам прилагается.

Рост качества знаний учащихся наблюдается у следующих учителей

Шерстюк Е.И. (6б), Юрченко Г.Н. (5а,7в,8б),  Дюрменова Д.А. (6в,9б), Индирбаева Э.А. (9а), Ярошенко Н.А. (7б), Пуртова Р.Р. (5б,в).

9.Анализ работы учителей за последние 3 года

  1. Качество знаний по предметам гуманитарного цикла в школе II ступени

Парал-лель

Год

Предмет

Год

Предмет

Год

Предмет

2006-07

Рус. яз.

Литер.

2007-08

Рус. яз.

Литер.

2008-09

Рус. яз.

Литер.

5 кл.

48%

82%

57%

70%

54,2%

71%

6 кл.

51%

64%

40%

66%

50%

81%

7 кл.

42%

56%

50%

65%

36%

69%

8 кл.

46%

64%

39%

56%

46%

62%

9 кл.

51%

65%

52%

65%

40%

51%

Итого

48%

66,2%

48%

64,4%

45%

67%

  1. Качество знаний по предметам гуманитарного цикла в школе III ступени.

Парал-лель

год

Предмет

Год

Предмет

Год

Предмет

2006-07

Рус. яз.

Литер.

2007-08

Рус. яз.

Литер.

2008-09

Рус. яз.

Литер.

10 кл.

57%

69%

49%

59%

52%

61%

11 кл.

67%

73%

70,4%

82%

42%

49%

Итого

62%

71%

60%

71%

47%

55%

Понижение качества знаний учащихся II ступени по русскому языку на 3%

за 2007-08 учебный год по сравнению с 2008-09 учебным годом произошло за счет выбытия 2-х учащихся с высокой мотивацией к обучению. Повышение качества знаний учащихся II ступени по литературе на 3% за 2008-09 учебный год произошло за счет личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучению.

        Понижение качества знаний учащихся III ступени по русскому языку на 13%, по литературе на 16% по сравнению с предыдущими годами произошло по причине отсутствия мотивации к обучению у большинства обучающихся, ослабленного контроля со стороны родителей за учебной деятельностью учащихся, недостаточной психологической готовности одиннадцатиклассников к сдаче экзаменов по русскому языку в форме ЕГЭ.

        10. Кабинетная система. 

Потенциальные возможности русского языка как учебного предмета реализуются лишь тогда, когда урок оснащен современными средствами обучения. Наиболее благоприятные предпосылки для комплексного использования средств обучения создает учебный кабинет, который является одновременно и творческой лабораторией словесника, помогает ему совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Согласно плану работы школы на 2010/2011 учебный год с 26 по 27 ноября 2010 г. проходил смотр учебных кабинетов. Была создана комиссия в количестве 7 человек, в состав которой входили члены администрации, инженер по охране труда, зам. директора по АХЧ, председатель профсоюзного комитета. В ходе проверки было выявлено следующее. Все аттестованные кабинеты русского языка и литературы (211, 212, 217, 218, 313) укомплектованы в основном необходимым учебным оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения – методической литературой, книгами для учителя, учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, типовыми заданиями, тестами, текстами для контрольных работ, материалами по проведению ЕГЭ. В кабинетах 211, 212 имеется большая видеотека. Методический и дидактический материалы во всех кабинетах в основном систематизированы. Во всех аттестованных кабинетах имеются паспорт кабинета и перспективный план работы кабинета. При проверке было выявлено, что во всех кабинетах русского языка и литературы имеются телевизоры, но компьютеры установлены только в 212, 218 каб.

В кабинетах 211, 212, 217, 313 имеются съемные и постоянные стенды информационного характера. Образцовыми в эстетическом оформлении являются каб. 212 (зав. каб. Юрченко Г.Н.), каб. 313 (зав. каб. Пуртова Р.Р.), каб.217 (зав. каб. Ярошенко Н.А.), кааб. 218 ( зав. каб. Дюрменова Д.А. ). Комиссией было отмечено качественное оформление уголка с символами России в кабинете 313   (зав. каб. Пуртова Р.Р.).

В течение 2008/2009 учебного года был сделан капитальный ремонт кабинетов 217 (зав. каб. Ярошенко Н.А.), 218 (зав. каб. Дюрменова Д.А.) силами родителей учащихся данных классов. В 2011/2012 учебном году кабинеты необходимо оснастить уголками класса, постоянными и съемными стендами информационного характера. Косметический ремонт следует произвести в кабинете 211 (зав. каб. Индирбаева Э.А.)

11. Планы на будущий 2011/2012 учебный год.

  1. наладить взаимопосещение уроков с целью обмена опытом;
  2. принимать активное участие в различных детских предметных конкурсах

и олимпиадах, а также в профессиональных конкурсах;

  1. организовать участие учителей в дистанционной эвристической

олимпиаде «Эйдос», «Интернет-олимпиадах», «Русский медвежонок» с целью выявления талантливых ребят и подготовки их к конкурсам и олимпиадам различного уровня;

  1. организовать посещение уроков русского языка и литературного чтения

в начальной школе с целью сохранения преемственности при переходе в среднее звено;

  1. продолжить работу по организации использования ИКТ как на уроках,

так и во внеурочное время с целью активизации познавательной деятельности учащихся, оптимизации УВП в целом;

  1. уделить особое внимание составлению и реализации индивидуальных

планов по самообразованию;

  1. продолжить работу учителей русского языка и литературы по

организации освоения информационно-коммуникационных технологий.

Руководитель МО                                                                              Г.Н.   Юрченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей русского языка и литературы Суздальского района

По итогам конкурса методических обединений района мы стали лауреатами...

анализ школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Дается полный анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за год...

План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011/2012 учебный год

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при составлении плана работы  МО учителей русского языка и литературы на учебный год....

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №85

Этот документ позволяет познакомиться с этапами деятельности нашего м/о в этом учебном году....

Анализ работы методического объединения учителей татарского языка и литературы

Анализработы  методического объединенияучителей татарского языка и литературы...

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....