Конспект урока "Культура и религия"
методическая разработка (5 класс) по теме

Королева Людмила Леонтьевна

Дополнительный материал для преподавателей ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__kultura_i_religiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: «Основы мировых религиозных культур».

Урок 3.

Тема. Культура и религия.

Цель урока:

  1. Заложить основы формирования духовной культуры учащихся;

Задачи:

-формировать понятие культура (духовная и материальная); проследить связи религии и культуры;

- сформировать представление о достижениях материальной и духовной культуры и побудить к развитию чувства прекрасного у учащихся;

- активизировать стремление стать человеком культурным через понимание общечеловеческих ценностей (добро и зло, справедливость).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

а) объявить тему урока, цели;

Тема. Культура и религия. (сл.1)

Сегодня на уроке вы узнаете: (сл.2)

  1. Что такое культура.
  2. Как связаны религия и культура.
  3. Каким должен быть культурный человек.

  1. Повторение домашнего задания.

(сл.3)

  1. Как вы понимаете слово -  религия?
  2. Что такое ритуал?
  3. Какие религии называют мировыми?
  4. Какие религии относятся к традиционным религиям России?
  5. Покажите на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Укажите, какие религии они исповедают.
  6. Какие религии преобладают в области, городе, селе?

  1. Ознакомление с новым материалом.

Каждая из религий внесла свой бесценный вклад в культуру. Когда мы говорим «культура», то представляем дворцы, музеи, театры и  библиотеки.

Мы говорим «культурный человек», «культура поведения». Так что же означает слово «культура»?

Чтение учащимися определения слова «культура» на стр.8 (сл.4)

  1. Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории.

Культура

Духовная

Материальная

Схема дополняется учащимися в процессе игры. На карточках написаны слова -  с понятиями духовной и материальной культуры. (Орудия труда, мебель, одежда, посуда,  здания, храмы, дворцы, крепости, иконы, книги, картины, стихи, музыкальные произведения, идеи, добро, зло, справедливость, красота, религия, скромность, ответственность и др.) класс делится на группы. Учащиеся должны соотнести эти понятия с понятиями духовной и материальной культуры. Для проверки правильности выполнения на экране появляется вторая часть схемы. (сл.5)

Идеи и образы, воплощенные  в произведениях великих писателей, художников, ученых, зодчих, скульпторов, музыкантов.

Понятия  добра и зла, справедливости и красоты, религия, нравственные нормы человека

Культура

Духовная

Материальная

Орудия труда

Предметы повседневной жизни

Здания, храмы, дворцы, крепости, иконы, книги

Вывод:

  1. На основании этого дети отвечают на вопрос: «Что такое культурный человек? Что входит в понятие культура поведения?»

Культурный человек – это образованный человек, знающий и понимающий искусство и литературу, умеющий вести себя в обществе, наделенный нравственными качествами (ответственность, трудолюбие, уважительность, любовь  и терпимость к людям, честность, неравнодушие) (сл.6)

  1. Связаны ли религия и культура?
  1. Отличаются ли храмы различных религий по стилю? (Иллюстрации)
  2. Искусство зодчих мы можем наблюдать благодаря сохранившимся храмам.
  3. Искусство скульпторов наблюдаем, рассматривая старинные статуи.
  4. Живописцы всех времен писали картины на религиозные сюжеты.
  5. Музыкальные произведения связаны с религией.
  6. Религия нашла свое отражение в поведении человека, языке.

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли  связи с религией и необходимы  для её существования. Необходимо место для её ритуалов, поэтому связь религии и архитектуры особо очевидны.

Архитектура                    Литература                       Живопись

Религия

Скульптура                   Музыка                      Язык, поведение

1. Связь религии с архитектурой. (сл.7)

Что общего и что различает эти здания?

2. Связь религии с литературой. (сл.8)

М.Ю.Лермонтов «Молитва»

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну
молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила
благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Когда человек обращается к молитве?

Подчеркните слова (или назовите), которые связывают это стихотворение и религию.

Какую молитву имеет в виду М.Ю.Лермонтов?

В чем связь стихотворения и религии?

  1. Связь религии с живописью. (сл.9)

«Явление Христа народу» Александра Иванова

Содержание картины.

Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит. То есть, он ждет и уже видит Христа.

- В чем проявляется связь этой картины с религией?

- Какие чувства написаны на лице Иоанна? (Огненный взор, движения наполнены страхом и надеждой).  Он прозревает идущего вдали Мессию

- Как ведут себя остальные люди?

  1. Связь религии с музыкой. (сл.10)

П.И.Чайковский «Отче Наш»

- Какие чувства вызывает у вас данная музыка?

  1. Связь религии со скульптурой, искусством. (сл.11)

- Кого изобразили в виде скульптур? (Зевс, Будда, Артемида)

  1. Связь религии с языком и поведением. (сл.12)

Выражения религиозного характера применяемы и неверующими людьми: «Бог с тобой», «Спасибо», «Слава Богу», «Боже упаси».

Поведение: в трудные минуты – перекрестятся.

Вывод: неразрывная связь культуры с религией.

  1. Повторение изученного. (сл.13)

- Как вы понимаете, что такое культура?

- Приведите примеры материальной и духовной культуры.

- Приведите примеры влияния религии на культуру.

Домашнее задание: (сл.14)Поговорив с бабушками и дедушками, родителями, приведите примеры использования религиозных выражений неверующими людьми.

(На Бога надейся, а сам не плошай.

Иди с Богом.

Вот тебе Бог, а вот и порог.

На все воля Божия.

Не поминай имя Бога всуе.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

План-конспект урока "Возникновение религий"

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с появлением религий, с основными заповедями христианской религии. Также этот урок можно использовать и на уроках Основы духовного развития и воспита...

конспект открытого урока "Религия древних греков2

план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...

конспект открытого урока "Религия древних греков2

план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...

конспект открытого урока "Религия древних греков2

план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...