Война: история в песнях
методическая разработка по теме

Солодухина Татьяна Константиновна

Великая отечественная война 1941-1945 годов навсегда осталась в сердцах воевавших и послевоенного поколения. Нынешняя молодёжь может судить об истории лишь по старым фильмам, патриотическим песням и рассказам тех немногих, которым удалось дожить до настоящего времени. Эхо войны докатилось до нас, благодаря этим героям, в словах песен. Истинный смысл патриотизма, героизма и отваги, заключённых в этих музыкальных произведениях, открывает нам программа «Война: история в песнях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_o_voyne.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Война: история в песнях

Великая отечественная война 1941-1945 годов навсегда осталась в сердцах воевавших и послевоенного поколения. Нынешняя молодёжь может судить об истории лишь по старым фильмам, патриотическим песням и рассказам тех немногих, которым удалось дожить до настоящего времени. Эхо войны докатилось до нас, благодаря этим героям, в словах песен. Истинный смысл патриотизма, героизма и отваги, заключённых в этих музыкальных произведениях, открывает нам программа «Война: история в песнях».

Священная война

Песня, о которой мы будем вспоминать, стала самым ярким и запоминающимся символом Великой Отечественной Войны

Причём стала она таким символом с самых первых военных дней, и остаётся такой по сей день. Песня «Священная война».

Говоря об этой знаменитой песне нельзя не сказать о том, что многие исследователи причисляют её к весьма редкому песенному жанру — военному гимну. Строго говоря, эта песня — выразитель главных целей, ради которых сражается армия. Написать такую песню действительно тяжело, ведь она должны быть принята народом. В этом смысле композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач справились с этой задачей на все 100. Их военный гимн стал истинно народной песней, слова которой одинаково подходили для всех сражавшихся с нацизмом патриотов вне зависимости от их гражданства, веры, национальности.

В 70-80-е годы в основном с подачи зарубежных идеологов в СССР распространялись слухи о том, что «Священная война» была написана ещё до революции и о том, что её написал какой-то немец, даже о том, песню эту авторы сидели в камере под угрозой расстрела. Но никто из советских граждан не знал историю этой песни, руководствуясь лишь легендами вокруг неё.

На самом деле история песни выглядит так: она была написана в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Первая публикация текста состоялась в газете «Правда» 24 июня. Тогда же ансамбль Красной армии начал репетиции над её исполнением и записью. То, что уже с 27 июня 1941 года эту песню ежедневно передавали по радио и то, что ансамбль Красной армии в этот же день провожал этой песней эшелоны с войсками с Белорусского вокзала — не более чем легенда.

На самом деле, до середины осени «Священная война» находилась не в фаворе у руководства страны. Высшее политическое и военное руководство до определённого момента надеялось переменить ход пограничных сражений, не призывая на войну всю страну, силами одной кадровой армии. Однако эти надежды не оправдались. С 15 октября 1941 года, когда в стране был развёрнут массовый призыв в ополчение, «Священную войну» начали ежедневно передавать по радио, а военные оркестры включили её в свой обязательный репертуар. С этого момента «Священная война» и стала главным обязательным пунктом программы при проводах на фронт.

Марш защитников Москвы

11 ноября 1941 года читатели газеты « Вечерняя Москва» среди фронтовых сводок и репортажей прочли новое стихотворение поэта Алексея Суркова «Песню защитников Москвы».

В те дни на страницах советских газет и журналов появлялось множество произведений, посвящённых обороне столицы. Стихи Алексея Суркова могли остаться в числе не самых популярных произведений военных лет, однако помог случай: среди читателей газет оказался молодой композитор Борис Мокроусов.

В те дни Борис Мокроусов работал над фронтовым журналом, посвящённым обороне Москвы. Так сложилось, что для одного из выпусков он написал маршевую мелодию, на которую прекрасно легли стихи Алексея Суркова.

Композитор связался с поэтом, вместе они оперативно доработали текст и музыку, именно так появился на свет знаменитый «Марш защитников Москвы». Тот самый марш, который стал основной темой фильма «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой», удостоенный в 1941 году самой престижной кинонаграды в мире — знаменитого «Оскара».

Катюша

Знаменитая песня «Катюша», описана композитором Матвеем Блантером и написана поэтом Михаилом Исаковским.

Впервые песня «Катюша» была представлена широкой публике 27 ноября 1938 года на концерте в колонном зале Дома союзов. Собравшимся в зале офицерам песня настолько понравилась, что первой исполнительнице «Катюши» Валентине Батищевой трижды пришлось исполнять её на бис.

Вполне логично, что эта песня стала одной из самых популярных песен советских пограничников. Однако историков до сих пор волнует вопрос — почему по названию этой песни получили название знаменитые советские миномёты серии БМ.

Лично нам наиболее правдоподобной кажется следующая версия. Осенью 1941 года перед бойцами одного из дивизионов реактивной артиллерии выступала с концертом Лидия Русланова, которая в конце концерта спела песню «Катюша». Бойцы были настолько восхищены исполнением, что написали имя Катюша на бортах своих боевых машин.

Косвенно это подтверждается тем, что в июле 1941 года, когда «Катюша» впервые была применена по немецко-фашистским бойцам, собственно прозвище «Катюша» реактивные миномёты ещё не носили. А уже в сентябре 1941 года, когда под Одессу был отправлен 8-й отдельный гвардейский реактивный миномётный дивизион, прозвище «Катюша» у реактивных миномётов уже было.

Так или иначе, но именно под этим прозвищем реактивные миномёты прошли путь от Москвы до Берлина, и именно с ними у всех сейчас ассоциируется эта песня.

Тёмная ночь

В 1942 году, после контрнаступления под Москвой Красная армия пыталась перейти в решительное наступление по всем фронтам с целью разгромить и изгнать фашистских захватчиков из Советского Союза.

Увы, сил для этого не хватило. Стало понятно, что война затянется надолго. Обе воюющие стороны стали опираться на долговременные укрепления, сооружали окопы. В этих условиях неизбежно изменилась и тональность военных песен, появились песни, посвящённые ежедневным мыслям и чувствам фронтовиков, более лиричные, чем те, которые писались до войны и в первые дни после её начала. Первой из таких песен по праву считается песня «Тёмная ночь», написанная в 1942 году композитором Богословским и поэтом Агатовым.

Большинству из нас эта песня известна в исполнении Марка Бернеса под аккомпанемент гитары. Именно так была спета песня в 1942 году для фильма «Два бойца». Однако не Бернес был её исполнителем. Ещё в 1942 году с этой песней на фронтовых концертах выступал Леонид Утёсов. И он же в 1942 году первым записал её для своей пластинки.

Провожальная

Песня, которую мы предлагаем вам вспомнить, стоит особняком в ряду знаменитых песен военных лет.

К этой песне не имеет никакого отношения политическое управление Красной армии, её текст не проходил цензуру, её очень редко исполняли большие оркестры и знаменитые исполнители. В современных нотных изданиях она носит название «Провожальная», но большинству из нас она больше известна по первым строкам «22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война…»

К сожалению, мы не можем точно сказать, кем и когда была точно написана эта песня. Известно, что за основу музыки был взят знаменитый вальс «Синий платочек», а текст был написан в первые дни войны, во всяком случае, никак не позже 29 июня, ведь это самая ранняя датировка текста, сохранившаяся в архивах.

Историки сходятся на том, что песня была написана в Киеве и почти наверняка исполнялась 24-25 числа при отправке эшелонов с мобилизованными на фронт солдатами. Однако существует легенда, основанная на воспоминаниях нескольких ветеранов, о том, что эта песня была написана бойцами бронепоезда №43 и впервые исполнялась вечером под Киевом 22 июня.

В годы войны «Провожальная» была одной из самых популярных народных песен. Её не издавали официально на пластинках и нотных изданиях, её не исполняли оркестры и фронтовые бригады, но зато эту песню неизменно исполняли на проводах на фронт будущих солдат, на перронах вокзалах.

Три танкиста

Мы предлагаем вам вспомнить одну из самых популярных песен военных лет. Песню, которая получила свою известность благодаря фильму «Трактористы», снятому в 1939 году. Речь идёт о песне, написанной композитором Дмитрием Покрассом и поэтом Борисом Ласкиным. Песня «Три танкиста».

Индустриальное развитие Советского Союза, нарастающее увеличение военной техники создали спрос на песни и фильмы, посвящённые новой армии. Дело в том, что Красная армия массово пересаживалась с лошадей на танки, с каждым годом росло количество танковых бригад и дивизий, а темы песен и фильмов по-прежнему оставались старыми, связанными с Гражданской войной. Многие деятели советской культуры ломали головы над созданием произведений, посвящённых танкистам. Проблема была в том, что мирная жизнь не давала достаточно сюжетов для описания жизни бронетанковых войск. Именно поэтому новая песня о советских танкистах появилась только в 1939 году. Годом ранее, летом 1938 года, японские войска вторглись на территорию Советского Союза. Результато для японцев был ошеломляющий — советские пограничники при поддержке боевых частей дальневосточных армий разгромили японские войска.

Съёмочный процесс фильма «Трактористы» был начат с размахом. Для участия в фильме были выделены настоящие танки. Однако популярность песни превзошла популярность фильма. Год спустя, когда фильм вышел на экраны, не усвоившие урок японские милитаристы, снова напали. На этот раз на Монголию, у которой с СССР был договор о военной помощи. Поначалу японцам сопутствовал успех, однако всё изменилось, когда объединённые советско-монгольские войска возглавил молодой талантливый генерал Георгий Жуков. Смелый захват танками японских групп привёл практически к её полному уничтожению. Неудивительно, что песня «Три танкиста» стала восприниматься как победа сразу в двух войнах с японцами.

Своеобразный исторический круг замкнулся летом 1945 года, когда японцам вновь довелось проверять на себе тяжесть советских танкистов. Песня, написанная в 1939 году и посвящённая событиям на озере Хасан, стала самой популярной песней того времени.

Марш авиаторов

Из всех достижений Советского Союза в довоенные 30-е годы наиболее ярким символом успеха в строительстве, экономике, промышленности и армии была, безусловно, авиация.

Граждане Советского Союза вполне законно гордились достижениями своей страны в такой важной отрасли, как авиастроение. Неудивительно, что одной из самых популярных советских песен был «Марш авиаторов» — официальный гимн советских ВВС, написанный поэтом Павлом Германом и композитором Юлием Хайтом.

К сожалению, в последние годы получила распространение версия создания марша, бросающая тень и на саму прославленную песню, и на её авторов. Согласно ней, музыка «Марша авиаторов» была украдена её авторами у фашистов из их марша. В качестве доказательства этой версии её сторонники часто приводят в пример фильм «Триумф воли», в котором молодые нацисты под музыку этого марша обливаются водой.

Особенно популярной эта идея стала благодаря ведущему радио «Свобода» Севе Новгородцеву. Запущенная им утка оказалась настолько живучей, что многие наши сограждане до сих пор в неё верят. Хотя достаточно почитать официальную историю создания песни и воспоминания композитора Юрия Хайта, чтобы убедиться в том, что всё было как раз наоборот. Именно нацисты без зазрения совести украли музыку популярного советского марша.

Дело в том, что «Марш авиаторов» был написан Хайтом и Германом ещё в 1920 году по заданию политуправления Киевского военного округа, а фильм «Триумф воли» был снят только в 1934 году. Конечно, в словах Хайта и текстах советских энциклопедий можно усомниться, однако сохранились издания нот и текстов с «Маршем авиатора», датированных 1925 и 1926 годами.

Что касается истории песни, то её текст стал как бы прологом бурному развитию советской авиации. И даже несмотря на огромные потери в начале Великой Отечественной войны, советские лётчики с первых её дней показали вторгшимся врагам, что в их официальном гимне не даром были слова «И верьте нам на всякий ультиматум, воздушный флот сумеет дать ответ».

«Марш авиаторов» был главной песней наших лётчиков на протяжении всей войны и по сегодняшний день является гимном российских лётчиков.

Бери шинель, пошли домой

Хотя песня эта была написана через 30 лет после великой победы, многие ветераны-фронтовики считают, что она точнее прочих передаёт те чувства и ощущения, которые испытывали солдаты в победном мае 1945 года.

Это неудивительно, ведь стихи к ней писал фронтовик Булат Окуджава, а музыку — композитор Валентин Левашов, в годы войны руководивший различными армейскими коллективами. У многих эта песня связана с фильмом Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…», где она звучит в самом конце. Однако Левашов и Окуджава писали её на заказ для другого фильма — «От зари до зари», вышедшего на экраны в 1975 году. Так получилось, что Леонид Быков, занятый съёмками своего фильма, «От зари до зари» не видел, а песню услышал по радио. Она ему настолько понравилась, что он снял несколько сотен метров плёнки для этой песни. Узнав, что песня уже звучит в другом фильме, после двухдневного раздумья Быков не отказался от своей идеи. Единственное, что он сделал — это сократил текст, в фильме она сразу начинается с третьего куплета. В течение двух лет песня, прозвучавшая сразу в двух фильмах, стала одной из самых популярных песен, посвящённых военной тематике. Её исполняли многие артисты. Среди них такие популярные как Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, сам Булат Окуджава. Мы выбрали версию в исполнении группы «Чайф», как нам показалось, исполненную не менее проникновенно, чем их предшественники.

Прощание славянки

История главного российского военного марша, знаменитое «Прощание славянки».

Этот марш был написан ещё в 1912 году композитором Василием Агаповым не под заказ, а по вдохновению. Дело в том, что главной эмоциональной темой 1912 года была Первая Балканская война, в которой балканские народы сражались за свою независимость от Турции. Именно этой войне Василий Иванович посвятил свою маршевую мелодию.

Сразу после издания в 1912 году на грампластинке, марш стал самой популярной военной мелодией в России. Именно под звуки этого марша в 1914 году отправлялись российские солдаты на фронта Первой Мировой Войны. Не утратил он своей популярности и в советское время, издаваясь с нотных сборниках военных оркестров.

К сожалению, сейчас связь времён утрачена. На последнем параде в честь Дня независимости «Прощания славянки» не было. Чем эта мелодия не угодила современному украинскому руководству мы не знаем. Может быть тем, что в фильме «72 метра» под эту мелодию из Севастополя уходят моряки, не желающие служить в украинском флоте? Гадать можно долго…

Варяг

Предлагаем вам вспомнить, пожалуй, самую боевую песню в истории российских моряков XX века.

История создания этой песни в своём роде уникальна. Дело в том, что в 1904 году, сразу после подвига «Варяга» было написано сразу несколько сочинений и песен по поводу подвига легендарного крейсера. Среди прочих было и стихотворение немецкого поэта Рудольфа Грейнца. Именно его в 1904 году перепечатали российские журналы в переводе Елены Студентской. Именно этот текст стал основой для знаменитой песни. Кто написал музыку к этой песне, музыковеды очень долго спорили. Однако сошлись на мнении, что это был военный музыкант, участвовавший во встрече «Варяга» и «Корейца» Александр Турищев.

Несмотря на то, что песня была написана ещё в царское время, она благополучно пережила и революцию, и гражданскую войну, обретя новую популярность с началом Великой Отечественной Войны. Эта песня обрела истинную популярность, став боевым гимном советских моряков. Эта песня стала программой, идеологией советских военных моряков. Всю историю войны, как и легендарный «Варяг», ни один советский боевой российский военный корабль не спустил флага перед лицом противника.

В советское время песню несколько раз пытались переделать. Однако, как это часто бывает, популярностью пользовалась именно та версия, сюжет для которой дала сама жизнь. Она была связана с историей линкора «Марат», который был полузатоплен налётами немецкой авиации в ледяных водах Финского залива. Он продолжала отбивать атаки с воздуха. «Марат» стал подлинным символом мужества моряков-балтийцев. Именно ему была посвящена знаменитая переделка, в которой название «Марат» заменили на «Варяг».

Одессит Мишка

Композиция, ставшая музыкальным воплощением героической обороны Одессы, знаменитая песня «Одессит Мишка».

Песня родилась осенью 1942 года из боли от неожиданного падения Одессы, когда оборона нашего города считалась одним из немногих успешных моментов в целом трагичного 1941 года.

В августе-сентябре 1941 года благодаря работе фронтовых журналистов и работников информ-бюро, весь Советский Союз знал о том, что одесский гарнизон, состоящий из обескровленных дивизий приморской армии, ополченцев и отрядов моряков, не просто защищает город от пятикратно превосходящего противника, но и бьёт его, переходя в контрнаступление. Весь Советский Союз знал о том, что одесситам сотнями сдаются в плен деморализованные румыны, рассчитывавшие взять Одессу всего за три дня.

Мирный торговый город всего за несколько недель превратился в настоящую крепость, ощетинившуюся тремя рядами обороны и начавшую выпускать всё необходимое для себя оружие, в том числе танки и бронепоезда. Одесситы совершенно серьёзно готовились сражаться не только на подступах к городу, но и в самой Одессе.

Вот как описывал свои впечатления и ощущения от того времени Леонид Утёсов: «Мы гордились Ленинградом, гордились Москвой и оплакивали Одессу, сражённую в неравной борьбе. Поэт Владимир Дыховичный написал тогда песню «Мишка-одессит», композитор Михаил Воловац сочинил музыку, а я, взволнованный событиями, запел: «Широкие лиманы, зелёные каштаны…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания песни "Баксанская"

Представленный материал включает:Исследование раскрывает историю создания песни, её реальную и литературную версии, рассказывает о популярности песни в наши дни.Творческое задание в виде теста по мате...

План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.

Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...

Внеурочное мероприятие "История одной песни Великой Отечественной войны. Огонек"

Разработка мероприятия включает план, описание хода с указанием деятельности ведущего и учащихся, краткий конспект мероприятия, приложения: презентация по теме «История одной песни Великой Отече...

Методическая рекомендация: «Сценарий музыкальной композиции для торжественной линейки, посвященной 66 годовщине со Дня Победы в Великой отечественной войне. История в песнях»

Сценарий торжественной линейки в школе, который включает в себя текст ведущего,подробный план расстановки детей,музыкальную композицию на тему военных песен,приложение с нотным и текстовым материалом....

История создания песни Священная война

Эта презентация об истории создании песни "Священная война"...

Презентация Е. Сокол. Тема Войны в Авторской песне

Песни В. Берковского, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы О Великой Отечественной войне...

Технологическая карта внеурочного мероприятия "Война в одной песне"

Мероприятие предназначено для обучающихся 8 классов. Цель- развитие хорового навыка и паториотическое воспитание подростков....