Практико-значимый проект на тему: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».
статья по теме

Поликарпова Елена Евгеньевна

Работа выполнена в рамках курсов  "Образование общество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_imidzh_2012.docx66.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области  

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования «Московский  государственный областной

социально-гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико-значимый проект на тему:

«Слагаемые профессионального имиджа педагога».

Выполнил

слушатель группы АИ 18-12

Поликарпова Елена Евгеньевна

Проверил

 к. пед. н., доцент Яковлева Т.В.

г. Коломна 2012

Содержание

Введение.                                                                                                                 3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы имиджа

              педагога.                                                                                             6

  1. Понятие «имидж».                                                                                     6
  2. Социально-психологический аспект имиджа педагога.                           8
  3. Функции профессионального имиджа.                                                     8
  4. Слагаемые профессионального имиджа педагога.                                  10
  5. Кабинет учителя как составляющая часть имиджа.                                17
  6. Влияние стилевых особенностей педагогической деятельности

на формирование имиджа учителя.                                                             19

Глава  2.  Созданию нового имиджа педагога школы.                                21

2.1. Результаты анкетирования «Имидж современного учителя».              21

2.2. План действий по созданию нового имиджа.                                         23

2.3.Тренинговые упражнения в помощь педагогам для овладения

новыми стратегиями поведения в создании имиджа.                                   24

Заключение.                                                                                                           29

Список литературы.                                                                                              32

Приложение.                                                                                                          33

 

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

                                           Л.Н. Толстой

Введение

Педагог – профессия особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся ученики, коллеги, родители. Знания могут быть забыты, но только не образ учителя.

Проблема своеобразия имиджа учителя, исследование его структурных компонентов, оценка качественной взаимосвязи имиджа и педагогического мастерства  учителя в настоящее время является одной из актуальных проблем. Публикации Е.А. Русской, Л.М. Митиной,  В.М. Шепеля, С.Яковлева, Л. Поповой и других доказывают  дискуссионность подходов к  рассмотрению сущности  и своеобразия имиджа  современного учителя.

В школьные годы многие и учатся лучше по тому предмету, который преподает любимый учитель. Ведь известно, что в процессе формирования знаний, наряду с методами преподавания оказывает большое внимание образ учителя. В этом образе проявляется отношение учеников к процессу учения, учебному предмету, учителю и, наконец, к школе вообще. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Ведь учитель несет детям не только знания, особенно сегодня, в период бурного развития высоких технологий. С самого порога класса начинается взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе.

Известно, что воспитать  «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный учитель. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель открывает им «новые горизонты». Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личные качества, создавая, таким образом, свой имидж. 

Актуальность проекта «Слагаемые профессионального имиджа педагога» обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.

Цель: изучить формирование  имиджа современного педагога как одного из условий повышения качества образовательного процесса.

Объектом   исследования является профессиональный имидж педагога.

Предметом исследования – качественные особенности имиджа педагога.

Гипотеза исследования.  Можно гипотетически утверждать, что научно-обоснованное конструирование имиджа, как профессионально важного качества современного учителя, возможно при наличии определённых приоритетных условий и соответствующих методов.

         Исходя из цели и гипотезы исследования, ставятся следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
  2. раскрытие основ построения имиджа учителя;
  3. выявление представлений учителей и школьников об  имидже учителя;
  4. подбор психологических методик и рекомендаций  по формированию педагогического имиджа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся анализ педагогической, социально-психологической, культурологической литературы по проблеме исследования. Методы экспериментального исследования включали в себя: устный и письменный опросы, методы обработки данных интервьюирования и анкетирования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных   материалов  для совершенствования имиджа педагога.

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы имиджа  педагога

  1. Понятие «имидж».

Имидж современного учителя, какой он? Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются? 
        Выбранная тема показалась мне чрезвычайно интересной после того, как я заглянула в словарь иностранных слов, чтобы уточнить значение слова «имидж». «Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо…» [Современный словарь иностранных слов. М., Издательство «Русский язык». 1993. 740 с. С.229]. 
         Имидж – загадочное и красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского – образ, изображение. Причём  под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство  говорить и особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность либо продолжение наших достоинств, либо ещё одна отрицательная черта, мешающая жизни и карьере. Так что, хотим мы или не хотим этого, имидж есть у каждого педагога, независимо от его личных взглядов на эту тему.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

   Имидж –  это

1) облик личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом;

     2) индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой

информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» (В.М. Шепель).

Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности;

стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной

карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.

Главное правило  имиджа  педагога – собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей.

 Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

1.2. Социально-психологический аспект имиджа педагога.

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед школой стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».

Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

1.3 Функции профессионального имиджа.

         Имидж педагога играет важную роль в его профессиональной деятельности.  Учителя, которые не принимают концепцию имиджа в полном объеме, ограничивают себя и усложняют свой путь к профессиональному успеху.  Имидж — не дань моде, а инструмент, выполняющий определенные функции.  Можно обозначить две группы функций имиджа:

1.Ценностные функции имиджа:

  1. Личностно возвышающая.

 Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

  1. Комфортизация межличностных отношений.

Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

  1. Психотерапевтическая.

Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.

2.Технологические функции имиджа:

  1. Межличностной адаптации.

Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

  1. Высвечивания лучших личностно-деловых качеств.

Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

  1. Затенения негативных личностных характеристик.

 Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

  1. Организация внимания.

Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

  1. Преодоления возрастных рубежей.

Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

  1.  Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Как театр «начинается с вешалки», учитель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
       Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Рассмотрим слагаемые имиджа педагога.

Позитивная «Я – концепция».

Я-концепция - это комплекс форм поведения, система отношений человека к себе: это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование.

В зависимости от ситуации педагог формирует Я- образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность «Я-концепции» личности влияет на результативность профессиональной деятельности социального работника. Позитивная «Я-концепция» педагога обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны социального работника. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя.

        Внешний облик.

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии.

  Весь облик учителя должен быть совершенным, внушающим уважение, доверие, расположение к себе учащихся и взрослых. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем с его богатым внутренним миром, любовью к детям, заботой о них.
         Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение  окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.
      Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не  бросалось в глаза.  

Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет.

Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей?

Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку.

Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

       Красноречие.

        Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство – это умение внушать и убеждать словом. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.  Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.
Многозвучным и разным должен быть и голос учителя. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают, шумят, отвлекаются) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой). Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи. Трудно улавливать окраску звука говорящего – тембр, гармонию речи.
Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует имидж.

Мимика, жесты.

Учителя  не только слышат, но и видят. «Невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимики, поза. Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

       Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

Этикет. Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

Образ жизни.

        Немаловажное значение имеет и  образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом.  Имидж его образа жизни – это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер.  Расстановка мебели в  квартире, оформление рабочего места, марка машины  и просто масса мелочей от фирменной ручки до кейса, которыми люди пользуются, несут информацию о них. Кабинет учителя - это его зеркало.  Для формирования позитивного  имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваше авто должно быть чуть лучше, чем у большинства людей того же круга; ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства ваших коллег, как и ваша квартира или загородный дом. Отсюда и главный принцип формирования  имиджа: чуть лучше, чем у всех. Это означает, что лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании людей образовался вопрос: откуда это?

      Очень важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.

Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение уроков на интерактивный уровень, умелая режиссура всего хода урока.  Имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего.

1.5. Кабинет учителя как составляющая часть имиджа.  

Нельзя не отметить значимость состояния учебной комнаты, в которой работает учитель. Ведь первое впечатление о первом учителе каждый новый ученик складывает для себя, лишь только переступив порог кабинета в котором ему предстоит обучаться. Школьники очень впечатлительны и их нельзя спугнуть, чтобы не отбить у них желание учиться. Поэтому учебная комната должна быть комфортна для детей.

Например, цвета стен должны быть выкрашены в не яркие, пастельные тона.  Комната должна быть светлой, просторной. Чтобы дети всегда хотели вернуться в класс снова и снова.

Ученикам очень нравится наличие техники, которая помогает в обучении. Современные дети уже с малых лет знакомы с компьютером, принтером, магнитофоном. Техника окружает нас везде и в школе ребята должны обучаться в соответствии со стандартами, которые нам диктует современная жизнь.

В последнее время появилось множество инновационных предметов техники для обучения. Это и проектор с интерактивной доской, это телевизор. Данные виды техники присутствует в моем кабинете. Я заметила, что ребятам стало намного интереснее учиться, когда они видят много дополнительного материала не только на доске и в учебных пособиях, но и на большом экране проектора или телевизора в виде презентаций по предмету, фильмов, фотодокументов. Я стараюсь на каждом уроке географии  применять технику в обучении ребят, т.к. визуальное восприятие материала запоминается всегда лучше, чем, например, материал на слух.

Так же мне в работе всегда помогает принтер, сканер и копир, ну и, конечно, компьютер. С их помощью я быстрее могу подготовить материал для урока или внеклассной работы. Часто ими пользуются и дети при составлении докладов, речей, конкурсов и сценариев для различных мероприятий.

И, конечно, огромную роль в формировании имиджа класса, а соответственно и имиджа учителя занимает опрятность и чистота кабинета. Всё должно быть гармонично, а без порядка не бывает гармонии. Учебные пособия, мебель, личные вещи учащихся должны быть правильно и ровно расставлены. Дети, конечно, не очень любят идеальный порядок, и многие не умеют поддерживать чистоту на своих рабочих местах и вокруг них, но учитель должен прививать любовь к порядку, т.к. порядок это одно их условий формирования гармоничной личности.

1.6. Влияние стилевых особенностей педагогической деятельности на формирование имиджа учителя.

Согласно современным исследованиям, важную роль в формировании имиджа учителя играют стилевые особенности педагогической деятельности, выделяемые на основе личностных качеств. 

В древнем мире стилем называли литературный слог, индивидуальную творческую манеру. Понятие "стиль" многозначное. Под стилем педагога обычно понимают стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса (учитель - ученик, учитель - учитель, учитель - администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными чертами.

Наиболее распространенной классификацией стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и демократический.         Учитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся.

Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить внимание на то, что учащиеся, как правило, боятся такого учителя. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Атмосфера в классе нерабочая, дисциплина неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие особенности: дистанционные отношения между учителем и учениками, отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Демократический стиль предполагает, что учитель ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению общих задач. Демократический стиль более приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.

Для формирования позитивного имиджа учителю необходимо обладать демократическим стилем взаимодействия с учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и поощрять открытость и доверие учеников.

Глава  2.  Созданию нового имиджа педагога школы.

2.1. Результаты анкетирования «Имидж современного учителя».

Во время проведения практической части были выявлены представления учителей  нашей школы об имидже педагога, а также представления учащихся среднего звена  «Каким должен быть их учитель?»  

В опросе приняло участие 21человек. Опрос, проведенный мною среди коллег, показал, что подавляющее большинство (двадцать из двадцати одного опрошенных) согласны с тем, что профессия себя выдает во взгляде, манере держаться и разговаривать. Семь человек (30% опрошенных) дали более развернутую характеристику специфических черт, «выдающих» учителя: строгий, оценивающий взгляд, громкий «командирский» голос, безапеляционность суждений, стремление вмешаться в ситуацию («лезть не в свое дело»),  желание поучать. Очевидно, что сами педагоги достаточно критично относятся к тем качествам, которые формируют негативный образ учителя.

Отвечая на вопрос о том, каким должен быть профессиональный имидж учителя, 62% педагогов назвали в качестве составляющих внешний вид, культуру поведения, культуру речи, профессионализм. 14% учителей понимают под имиджем лишь определенные особенности внешнего облика, а для  24%  имидж определяется только личностными и профессиональными качествами. При этом все соглашаются с тем, что внешний вид учителя играет важную роль в  завоевании авторитета у учеников. По мнению коллег, главное во внешнем виде учителя — аккуратность, опрятность, скромность, сдержанность цветовой гаммы, отсутствие «кричащих» элементов  одежды  и  аксессуаров. Интересно отметить, что характер ответов практически не зависел от возраста респондентов (от 32 до 60 лет). 35% опрошенных учителей не возражают против введения форменной одежды для учителя, а еще 20% согласны на некоторые элементы единого стиля (аналогично тому, как работники разных банков одеваются в определенной цветовой гамме). Остальные 45% педагогов школы категорически против какого бы то ни было единообразия в одежде. (При этом почти все высказываются за возвращение школьной формы   для учеников!)

       Опрос, проведенный среди учащихся 9 -11 классов, показал следующие результаты: 26 учеников (35%) не обращают внимание на внешний вид учителя, а для 49 старшеклассников (65%) внешний вид учителя важен. Первую группу составляют преимущественно мальчики — девятиклассники. Практически все девушки и подавляющее большинство юношей 17 — 18 лет придают большое значение внешнему виду учителя, приводя следующие аргументы: учитель — пример для детей, учитель должен опрятно выглядеть, соблюдать деловой стиль в одежде, не допускать экстравагантности во внешнем виде, чтобы не отвлекать учеников от процесса обучения. Лишь 12% детей утверждают, что личность  учителя  не  влияет  на  их отношение к предмету, а 88% признают,   что отношение к предмету и успешность его освоения в значительной степени зависит от учителя, причем важны не только его профессиональные, но и личностные качества.  Таким образом,  мы видим, что, в основном, представления учеников и учителей об имидже педагога совпадают, причем эти представления в полной мере соответствуют научным взглядам на этот вопрос.

     Результаты проведенного мной опроса «Портрет хорошего учителя» ученики 9-11 классов  ответили следующее.  70% учеников отдают приоритет таким качествам как доброта, человечность, доброжелательность, уравновешенность.  30% ценят в педагоге отличное знание своего предмета и умение понятно объяснять учебный материал. Среди черт идеального учителя называют чувство юмора, умение наладить дисциплину на уроке, ум, трудолюбие и терпение.  Недопустимым считают дети унижение и оскорбление учителем ученика, пренебрежительное отношение к личности ребенка, несправедливость, физическое наказание, грубость, сквернословие.

       Полученные ответы учителей и учеников не представляли принципиальной разницы. Все сходятся во мнении и под имиджем учителя понимают совокупность качеств: внешний вид, профессионализм, культура поведения,  личностные качества, умение производить впечатление. Причем, 50% опрошенных профессионализм ставят на первое место. По ответам школьников, главное, чтобы учитель был добрым, справедливым, интересным  и современным человеком, любящим детей.

"Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен", — пишет В.М. Шепель.

2.2.  План действий по созданию нового имиджа.

Из книги Н.А. Моревой «Основы педагогического мастерства». «Начальным моментом в создании и осознании необходимости изменения

имиджа является самоанализ. Он будет складываться из нескольких моментов: сначала человек дает оценку себе. Для этого используются специальные анкеты, а также вопросы, которые условно делятся на две категории: чего я хочу изменить и как это сделать. Важно акцентировать свое внимание на следующем: анализируемое качество – это достоинство или недостаток? Как его можно развить или как избавиться от него? Чему еще нужно научиться? Где и в каком объеме можно получить недостающую информацию? Потребуется ли перемены специального изучения или достаточно самообразования?

Затем эти же вопросы задаются разным категориям людей, с которыми

общается человек (коллеги по работе, родители, друзья и др.), и затем полученные данные анализируются и сравниваются.

Следующий момент в плане действий по созданию имиджа это определение, для кого предназначается изменение имиджа. Нужно определить, насколько официальны/неофициальны будут у вас отношения с разными людьми. Эти отношения выражаются через принятие этикетных правил общения, одежды, инструкций, способов общения. Поэтому создаваемый имидж должен быть приспособляемым и к ситуации, и к участвующим в ней людям.

Еще одним шагом в создании имиджа станет работа по достижению его

убедительности. Это можно осуществить с помощью таких приемов, как:

-создание в общении с другими людьми положительных моментов;

-способность найти точки соприкосновения, поэтому в других людях нужно находить то, что объединяет, а не разъединяет вас с окружающими;

-способность уважать ожидания людей; если вы поступаете по-другому, то люди теряются и не знают, чего можно ждать от вас в следующий раз.

Технологическим приемом разработки имиджа является определение

финансовых затрат на создание имиджа. Правильно справиться с этим

поможет список расходов на ближайшие шесть месяцев: какая одежда нужна и сколько стоит, какие книги для обучения нужно купить, сколько истратить на обучение. Определите возможные потребности, которые могут возникнуть у вас вследствие изменения имиджа.

Важным моментом, завершающим создание имиджа, является его презентация.

2.3. Тренинговые упражнения в помощь педагогам для овладения новыми стратегиями поведения.

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных,  требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поэтому  в помощь учителям  были предложены специальные упражнения для овладения новыми стратегиями поведения в создании позитивного имиджа.

Упражнения для развития позитивного самовосприятия.

Контраргументы.

Составьте список ваших слабых сторон.  Разместите  его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить.

Кто я?

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

- Я горжусь собой, когда…

- Я симпатичный человек, потому что…

-У меня есть такие два замечательных качества…

- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал в своей жизни…

Зеркальное отражение суждений.

Группа делится на пары. Один человек описывает какую- либо ситуацию с отрицательной стороны. Второй находит положительные аспекты этой же ситуации.

Все равно, ты - молодец!

Упражнение выполняется в парах. Первый участник начинает рассказ со слов: «мне не нравится в себе». Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная словами: «Все равно, ты - молодец, потому что…»

Упражнения для развития мимической экспрессивности.

Говорящий взгляд.

Скажи одними глазами:

-Потише, вы мне мешаете!

-Молодец! Прекрасный ответ!

-Ты сегодня опять без тетради?!

- Я жду тишины.

- Как ты мог так поступить?!

- Разве ты не слышал?

-Я устала повторять одно и тоже.

-Вы меня разочаровали.

Выбор глазами.

    Все участники располагаются по кругу. Каждый из них взглядом договаривается с кем- либо поменяться местами. По сигналу ведущего меняются местами.

Упражнения на осознание особенностей оформления речи.

Воспроизведи интонацию.

Ведущий произносит фразу с характерной интонацией. Участник должен сохранить интонацию, но произнести другую фразу.

Фраза.

      Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому – как черепаха, второму – как маленький ребёнок, третьему - как робот, четвертому- как пулеметная очередь и т.д.

Упражнения для развития чувствительности к невербальным средствам коммуникации.

Прикосновения.

   Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Важно запомнить приятные прикосновения.

Эмоциональные состояния.

    Участникам дается задание с помощью мимики или жестов, или походки изобразить эмоциональные состояния (гнев, радость, обиду, ожидание и т.д).

    У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, появляются слёзы. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, создать себе настроение.

Способы саморегуляции эмоционального состояния.

Разгладим море.

   Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Попробуйте еще раз.

Шарик.

Вообразите себя туго надутым воздушным шариком. А теперь развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается. Повторите еще раз.

            Приёмы развития интеллектуальной сферы («Подкачка ума»)
1) Установить квоту идей. 
2) Видеть цель (составление плана на каждый день!). «Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформулировать задачу, тем ближе вы подойдете к ее решению». 
3) Не действовать по привычке (менять привычки). 
4) Давать пищу уму (читать, думать, анализировать). 
5) Анализировать содержание текущей информации. 
6) Создать банк данных. 
7) Путешествовать. 
8) «Ловить» мысли, фиксировать их. «Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем вам следует сосредоточиться». 
9) Регистрировать свои идеи, вести журнал. 
10) «Попасть в тон» (развивать способность видеть информацию, предметы, сцены, чудеса, неожиданности («двойное зрение»), идеи). 
11) Применение техник НЛП. 

Памятка: Семь шагов технологии успешного имиджа учителя
1. Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей; 
2. Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему; 
3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным; 
4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии; 
5. Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед; 
6. Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех; 
7. Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт. Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». 

Заключение.

    Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».  Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа. Успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю. Грамотно созданный имидж, включающий внешние, внутренние и процессуальные (коммуникативные)  аспекты, безусловно, помогает педагогу в решении его профессиональных задач.  

Таким образом,  имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.

Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности организации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.          

Имидж педагога рассматривается как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные качества. Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:

  1. имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
  2. мы верим тому, что видим;
  3. мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
  4. мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
  5. хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету.  Интерес к личности учителя  - средство активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая  собственный имидж.

Таким образом, цель работы по изучению формирования  имиджа современного педагога как одного из условий повышения качества образовательного процесса достигнута. Задачи,  представленные в работе выполнены, гипотеза о том, что имидж педагога  оказывает эффективное влияние на процесс становления личности школьника подтверждена. 

От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Список литературы.

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
  2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
  3. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  4. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  6. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, №1, 2001,
  7. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
  8. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
  9. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Приложение.

Вопросы для учителей.

Уважаемый коллега!

Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы необходимы мне для  работы по теме «Слагаемые профессионального имиджа педагога». Заранее благодарю за откровенность и понимание.

1. Что Вы думаете о профессиональном имидже учителя? Какие элементы составляют профессиональный имидж учителя?

2.  Есть ли в Вашем гардеробе одежда, в которой Вы никогда не пришли бы на урок?

    Если да, то что это за одежда?

3. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

4. Как Вы относитесь к идее введения форменной одежды или ее элементов для учителей?

5. Говорят, что учителя «вычисляют» в любой компании. Как Вы думаете, что выдаёт нашу профессию?

6. Ваш пол и возраст.

Вопросы для учащихся.

Уважаемый ученик!

Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы важны для нас, учителей. Возможно, они помогут нам добиться большего взаимопонимания. Заранее благодарю за откровенность. Можно не подписываться.  

1.Имеет ли значение для Вас внешний облик учителя? Ответ постарайтесь объяснить.

2.Какую роль играет, по вашему мнению, личность учителя в восприятии предмета?

3.Назовите пять важнейших качеств идеального учителя. Постарайтесь записать их по мере убывания важности.

4.Что Вы не могли бы простить учителю, хотя простили бы человеку другой профессии?

5. Ваш пол и возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".

Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВведениеВ силу сложившихся в стране социально-экологических и полити...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивид...

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Секрет успеха профессионального имджа учитиля напрямую будет зависеть от того, насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей....

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Эта работа поможет учителю в условиях реформации школы....

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

"Слагаемые профессионального имиджа педагога""Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики"....

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Забота учителя о своем имидже-это немаловажная задача его  педагогической деятельности.В презентации раскрываются основные  составляющие  имиджа учителя; предложен тест  М.Снайдера...