практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
материал (психология) по теме

Никитина Ирина Алексеевна

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nikitinoy_ia_g.himki_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Педагогическая академия

   Инвариантный академический модуль

«Образование и общество.

Актуальные проблемы педагогики и психологии»

Проектная работа  

 Слагаемые профессионального имиджа педагога

Работу выполнила

Никитина Ирина Алексеевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ Лицея №6 г.Химки

Руководитель

старший преподаватель

кафедры развития образования

Ножичкина Лариса Владимировна

апрель 2012 г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.

2.1.Составляющие профессионального имиджа педагога.

2.2. Функции профессионального имиджа.

  1. Заключение.
  2. Приложение.
  3. Список литературы.

Введение. 

     В  последнее  десятилетие  проблема  модернизации  образования  в России  привлекает  пристальное  внимание  как  общественности,  так  и властных  структур. В системе образования, как в волшебном зеркале, всегда отражается состояние общества в целом.  Кризис общественной системы 90-х годов двадцатого века  в  нашей  стране неизбежно повлек за собой  и  кризис в  системе  образования: распад  тоталитарно - идеологического  управления этой системой вызвал  неясность, неопределенность целей обучения и воспитания. На  преодоление этого кризиса была направлена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая получила дальнейшее развитие в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

   Одной из основных задач  реформирования  системы  образования  является  ориентация образования на человека, его неповторимую индивидуальность и органические потребности в самореализации и самосовершенствовании. Таким образом, в отечественной школе реализуется мировая тенденция к смене основной парадигмы образования:

в современную  эпоху  основной  образовательной парадигмой  становится  антропологический  подход,  реализация антропоцентрической  модели  образования.  Личность становится главным субъектом, а ее всестороннее развитие — главной целью образования.  Достижение этой цели невозможно без совершенствования профессиональной культуры педагога, неотъемлемой частью которой в современных условиях должна быть человековедческая компетентность, владение основами человековедческих технологий. Одной из четырех основных человековедческих технологий является технология формирования имиджа.

     «Имидж — (англ. image — образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком.»(Школьный словарь иностранных слов).

Понятие «имидж» является относительно новым для российского менталитета. Это слово широко вошло в наш лексикон в конце двадцатого века и в обыденном понимании употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. В середине 90-х годов вопросы формирования имиджа привлекли пристальное внимание отечественных психологов, а вышедшее в свет в 1994г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» явилось фактически началом формирования новой области научного исследования — имиджелогии.

   Одно из  понятий современной имиджелогии – профессиональный имидж, т.е. черты облика человека как субъекта деятельности. По мнению психологов, профессиональный имидж стимулирует рост авторитета, отражает степень  профессиональной успешности, выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.   Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Педагогический словарь дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».   Каждый субъект  учебно-воспитательного процесса ( дети, их родители, учителя) имеет свое представление о профессиональном имидже педагога. При этом у каждого педагога есть свой личный имидж в глазах коллег, учеников и их родителей. К сожалению, далеко  не всегда личный имидж педагога совпадает с тем иделом, который хотят видеть ученики. Более того, зачастую и учитель  формулирует такие требования к педагогическому имиджу, которым он сам не соответствует, либо не желая видеть и исправлять свои недостатки, либо не умея грамотно создавать желаемый образ.  

    Таким образом, на мой взгляд, весьма актуальной является проблема   формирования профессионального имиджа педагога.   Тема  моего проекта  - «Слагаемые профессионального имиджа педагога». Работа преследует цель выявить основные составляющие профессионального имиджа педагога, способствующие успешной профессиональной коммуникации.

Задачи данного проекта:

  1. проанализировать представления субъектов образовательного процесса о профессиональном имидже педагога;  
  2. познакомиться с исследованиями психологов по этому вопросу;
  3. обосновать важность формирования имиджа педагога.

Практический результат  работы - выступление на педагогическом совете.

Составляющие профессионального имиджа педагога.

     Как часто, общаясь с детьми, мы говорим: «Учитель — такой же человек, как и все»!  Дети при этом смотрят на нас недоверчиво и смущенно, ведь для большинства из них учитель — особенный человек. Да и мы сами понимаем, что существует некий  специфический имидж учителя, ведь недаром  в непрофессиональной среде учителя, как правило, определяют очень быстро.  Известный отечественный психолог Л.М. Митина видит причину подобного явления  в том, что "...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность..." Опрос, проведенный мною среди коллег, показал, что подавляющее большинство (двадцать из двадцати одного опрошенных) согласны с тем, что профессия себя выдает во взгляде, манере держаться и разговаривать. Семь человек (30% опрошенных) дали более развернутую характеристику специфических черт, «выдающих» учителя: строгий, оценивающий взгляд, громкий «командирский» голос, безапеляционность суждений, стремление вмешаться в ситуацию («лезть не в свое дело»),  желание поучать. Очевидно, что сами педагоги достаточно критично относятся к тем качествам, которые формируют негативный образ учителя. Отвечая на вопрос о том, каким должен быть профессионльный имидж учителя, 62% педагогов назвали в качестве составляющих внешний вид, культуру поведения, культуру речи, профессионализм. 14% учителей понимают под имиджем лишь определенные особенности внешнего облика, а для  24%  имидж определяется только личностными и профессиональными качествами. При этом все соглашаются с тем, что внешний вид учителя играет важную роль в  завоевании авторитета у учеников. По мнению коллег, главное во внешнем виде учителя — аккуратность, опрятность, скромность, сдержанность цветовой гаммы, отсутствие «кричащих» элементов  одежды  и  аксессуаров. Интересно отметить, что характер ответов практически не зависел от возраста респондентов (от 32 до 70 лет).

 35% опрошенных учителей не возражают против введения форменной одежды для учителя, а еще 20% согласны на некоторые элементы единого стиля (аналогично тому, как работники разных банков одеваются в определенной цветовой гамме). Остальные 45% педагогов лицея категорически против какого бы то ни было единообразия в одежде. (При этом почти все высказываются за возвращение школьной формы   для учеников! )

       Опрос, проведенный среди учащихся 9 — 11 классов, показал следующие результаты: 26 учеников (35%) не обращают внимание на внешний вид учителя, а для 49 старшеклассников (65%) внешний вид учителя важен. Первую группу составляют преимущественно мальчики — девятиклассники. Практически все девушки и подавляющее большинство юношей 17 — 18 лет придают большое значение внешнему виду учителя, приводя следующие аргументы: учитель — пример для детей, учитель должен опрятно выглядеть, соблюдать деловой стиль в одежде, не допускать экстравагантности во внешнем виде, чтобы не отвлекать учеников от процесса обучения. Лишь 12% детей утверждают, что личность  учителя  не  влияет  на  их отношение к предмету, а 88% признают,   что отношение к предмету и успешность его освоения в значительной степени зависит от учителя, причем важны не только его профессиональные, но и личностные качества.  Таким образом,  мы видим, что, в основном, представления учеников и учителей об имидже педагога совпадают, причем эти представления в полной мере соответствуют научным взглядам на этот вопрос.

     В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

       Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. И если повлиять на тембр голоса представляется достаточно проблематичным, то все остальные внешние компоненты своего имиджа человек создает сам.  

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, т.е умение грамотно выстроить процесс общения. Коммуникативное мастерство педагога включает умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. Благодаря современному технологичному подходу эта составляющая профессионального имиджа тоже может быть легко освоена.

 Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Поэт Николай Заболоцкий написал : «Не позволяй душе лениться... Душа обязана трудиться...», вот это и есть, пожалуй, главная внутренняя составляющая педагогического имиджа.

        Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.

      Как отмечалось выше, в общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, некий образ — стереотип.  При этом, как показывают исследования отечественных ученых, этот образ меняется во времени, хотя  из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

       Что такое хороший учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос.  Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.    Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.  Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.  В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.    О результатах аналогичного  исследования,  проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям... пятиклассников были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.  Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту. 

     Результаты проведенного мной опроса учеников 9 — 11 классов очень близки к приведенным выше. 70% учеников отдают приоритет таким качествам как доброта, человечность, доброжелательность, уравновешенность.  30% ценят в педагоге отличное знание своего предмета и умение понятно объяснять учебный материал. Среди черт идеального учителя называют чувство юмора, умение наладить дисциплину на уроке, ум, трудолюбие и терпение.  Недопустимым считают дети унижение и оскорбление учителем ученика, пренебрежительное отношение к личности ребенка, несправедливость, физическое наказание, грубость, сквернословие.

       "Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен," — пишет В.М. Шепель.

Функции профессионального имиджа.

 Имидж педагога играет важную роль в его профессиональной деятельности.  Учителя, которые не принимают концепцию имиджа в полном объеме, ограничивают себя и усложняют свой путь к профессиональному успеху.  Имидж — не дань моде, а инструмент, выполняющий определенные функции.  Можно обозначить две группы функций имиджа:

1.Ценностные функции имиджа:

  1. Личностно возвышающая.

 Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

  1. Комфортизация межличностных отношений.

Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

  1. Психотерапевтическая. 

Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.

2.Технологические функции имиджа:

  1. Межличностной адаптации.

Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

  1. Высвечивания лучших личностно-деловых качеств.

Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

  1. Затенения негативных личностных характеристик.

 Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

  1. Организация внимания.

Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

  1. Преодоления возрастных рубежей.

Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Заключение.

    Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».  Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа. Успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю.

    Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя — не только в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы.  Ежеурочное решение дидактических и воспитательных задач приводит к появлению в поведении учителя специфических черт, которые вызывают отторжение у окружающих. Постоянный самоконтроль и осозная целенаправленная работа по формированию своего имиджа могут помочь педагогу преодолеть негативные тенденции межличностного общения. Грамотно созданный имидж, включающий внешние, внутренние и процессуальные (коммуникативные)  аспекты, безусловно, помогает педагогу в решении его профессиональных задач.  

  Без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету.  Интерес к личности учителя  - средство активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая  собственный имидж. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Приложение.

Вопросы для учителей.

Уважаемый коллега!

Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы необходимы мне для  работы по теме «Слагаемые профессионального имиджа педагога». Заранее благодарю за откровенность и понимание. И.А.

1. Что Вы думаете о профессиональном имидже учителя? Какие элементы составляют профессиональный имидж учителя?

2.  Есть ли в Вашем гардеробе одежда, в которой Вы никогда не пришли бы на урок?

    Если да, то что это за одежда?

3. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

4. Как Вы относитесь к идее введения форменной одежды или ее элементов для учителей?

5. Говорят, что учителя «вычисляют» в любой компании. Как Вы думаете, что выдаёт нашу профессию?

6. Ваш пол и возраст.

Вопросы для детей.

Уважаемый ученик!

Прошу Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы важны для нас, учителей. Возможно, они помогут нам добиться большего взаимопонимания. Заранее благодарю за откровенность. Можно не подписываться. Ирина Алексеевна.

1.Имеет ли значение для Вас внешний облик учителя? Ответ постарайтесь объяснить.

2.Какую роль играет, по вашему мнению, личность учителя в восприятии предмета?

3.Назовите пять важнейших качеств идеального учителя. Постарайтесь записать их по мере убывания важности.

4.Что Вы не могли бы простить учителю, хотя простили бы человеку другой профессии?

5. Ваш пол и возраст.

Список литературы.

  1.  Беляева Н.В.  Имидж. Виды имиджей.  -  http://informatiku.idhost.kz
  2. Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. - 2006.
  3. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. - М.,Владос, 2004.
  4. Митина Л.М.  Психология труда и профессионального развития учителя. - М., Академия, 2004.
  5. Суглобова Л.Г.   Слагаемые профессионального имиджа педагога. - http://nsportal.ru/ 
  6. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Ростов н/Д, Феникс, 2005.
  7. Сборник учебных материалов (хрестоматия) по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики. Составители  Л. В. Алфёрова, Е.А.Башмакова и др.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".

Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВведениеВ силу сложившихся в стране социально-экологических и полити...

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивид...

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Секрет успеха профессионального имджа учитиля напрямую будет зависеть от того, насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей....

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Эта работа поможет учителю в условиях реформации школы....

Практико-значимый проект на тему: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».

Работа выполнена в рамках курсов  "Образование общество"....

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

"Слагаемые профессионального имиджа педагога""Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики"....

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Забота учителя о своем имидже-это немаловажная задача его  педагогической деятельности.В презентации раскрываются основные  составляющие  имиджа учителя; предложен тест  М.Снайдера...


 

Комментарии

Работа, на мой взгляд, очень хорошо структуирована и может послужить основой для написания магистерской программы или диссертации.