Главные вкладки

    Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)
    статья по теме

     

     

    В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования. В этой связи необходимо развивать у студентов ответственность за ход и результаты своей самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком и следует повышать их познавательную активность при решении профессиональных задач. Одним из способов организации самостоятельной работы и повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам является использование компьютера, и ресурсов Интернет в частности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов

    в практику преподавания английского языка .

    (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

    В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования. В этой связи необходимо развивать у студентов ответственность за ход и результаты своей самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком и следует повышать их познавательную активность при решении профессиональных задач. Одним из способов организации самостоятельной работы и повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам является использование компьютера, и ресурсов Интернет в частности.

    Методические возможности Интернет ресурсов при изучении иностранного языка неограниченны. Основными компонентами сети Интернет являются формы телекоммуникации, к которым относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео, веб-конференции, и информационные ресурсы, которые содержат текстовый, аудио и визуальный материал.

    Применение современных образовательных ресурсов сети имеет ряд положительных моментов:

    1. неограниченный доступ к аутентичной информации по любой теме;
    2. использование Интернет-радио, телевидения, подкаста;
    3. возможность просмотра игровых и анимационных фильмов;
    4. наличие системы гиперссылок, что делает восприятие информации нелинейным. Так, читая текст в электронном виде в режиме on-line, пользователь может обратиться за дополнительной информацией к различным справочникам, словарям и другим статьям по изучаемой теме;
    5. дружелюбный интерфейс, предлагающий логичную структуру поиска, хранения и обработки информации.

    Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям базовый набор услуг, которые могут быть активно использованы на уроке иностранного языка:

    1. электронная почта (E-Mail);
    2. телеконференции (Usenet);
    3. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее не Web-сервере;
    4. публикация дневников (blogs) и форумы.

    Самостоятельная работа, как вид познавательной учебной деятельности, определяется следующими факторами: целью и этапом работы, источником информации и местом выполнения, формами выполнения (письменная, устная, индивидуальная, коллективная). Целью самостоятельной работы студентов нелингвистических специальностей по иностранному языку в вузе является формирование навыков работы с иноязычными профессионально ориентированными источниками информации.

    Эффективность самостоятельной работы студентов по иностранному языку с информационными ресурсами сети Интернет в значительной мере будет зависеть от качества учебных сайтов, методических рекомендаций по работе с ними и четких инструкций со стороны преподавателя. В связи с этим приведем примеры некоторых надежных сайтов, которые могут быть полезны при поиске информации по изучению языка специальности. Под «надежными» следует понимать действующие, примененные на практике, сайты свободного доступа, представленные издательствами, специализирующимися в ELT (Oxford University Press -OUP, Cambridge UniversityPress — CUP, МасМillan и др.) и масс-медийными корпорациями (Voice Of America — VOA, ВВС и др.). На таких сайтах пользователь гарантированно найдет корректный аутентичный материал:

    Oxford University Press (OUP) — www.oup.com/elt

    На следующих разделах сайта OUP представлен дополнительный материал к учебным пособиям по EST ‘Express series’, ‘Oxford English for Carriers’, ‘Tech Talk’.www.oup.com/elt/students/;www.oup.com/elt/global/products/expresswww.oup-com/elt/tecktalk/;www.oup.com/elt/global/products/oefc

    Cambridge University Press (CUP) — www.cambridge.org/.

    Разделы www.cambridge.org/elt/professional и www.cambridge.org/elt/infotech предоставляют дополнительные материалы в сфере ESP для юристов, экономистов и студентов, изучающих компьютерные науки.

    Pearson Longman — www.pearsonlongman.com/

    Раздел www.pearsonlongman.com/technicalenglish содержит материалы к учебному пособиюTechnical English. На сайте помещены материалы по отдельным отраслям промышленности.

    Voice Of America (VOA) — www.voanews.com/english

    Данный раздел сайта представлен новостными и научно-популярными программами, статьями различной тематики (от искусства до высоких технологий). К каждой статье или программе прилагается версия для печати.

    VOA вводит понятие special English — язык, имеющий простую лексико-грамматическую организацию, и адресованный той части аудитории, для которой английский не является родным:www.voanews.com/specialenglish

    ВВС — www.bbc.co.uk/

    Сайт имеет сходную структуру и наполнение с VOA и представлен теле- и радио программами, печатными статьями. Раздел www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/ представлен материалами по ELT, содержит грамматические тесты, статьи и рекомендации методического характера для учителей и преподавателей иностранного языка, ссылки на другие источники по ELT.

    Cool English — www.coolenglish.co.uk/

    Электронная версия журнала Cool English содержит юмористические статьи о путешествиях, культуре и традициях англоязычных стран, интервью со звездами музыки и кино, статьи о мировых событиях, науке и политике. Сайт имеет архив.

    Study Sphere — www.studysphere.com/index

    Каталог образовательных сайтов на английском языке. Предметный указатель и дружелюбный интерфейс обеспечивают доступ к разного рода информации.

    www.nate.vsu.ru/links.html — содержит обширный перечень адресов ELT сайтов.

    При интеграции информационных ресурсов сети Интернет роль происходит изменение роли преподавателя в учебном процессе, она направлена на сотрудничество и творчество со студентами, на осуществление совместного поиска и анализа результатов. Педагог выступает в роли консультанта, который направляет деятельность обучаемых, способствует их самостоятельному исследовательскому поиску. Можно сказать, что основной задачей преподавателя иностранного языка является – научить студентов ориентироваться в глобальном объеме информации и самостоятельно добывать знания из мировых информационных ресурсов.

    По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом [Гультяев 2002:305]:

    1. чтение текстового материала – 10 %
    2. восприятие информации на слух – 20 %
    3. восприятие визуальной информации – 30 %
    4. сочетание визуальной и аудио информации – 50 %
    5. обсуждение информации с другими – 70 %
    6. данные, полученные на основе собственного опыта – 80 %
    7. объяснение учебного материала другому – 90 %.

    Если преподаватель стремится приблизить процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студента, то эффективно будет использование метода проектов. Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения определяются самим учащимися на основе их интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей [Сокол И.А 2008:17]. Студенты могут подготовить индивидуально, либо в паре или небольшой группой доклад или презентацию. Формирование навыков подготовки презентации и умение писать краткие доклады очень важно, более того, в процессе подготовки студенты отрабатывают лексику, связанную с их специальностью и выполняют научно-исследовательскую работу. С помощью Интернет ресурсов и сервисов, можно переложить метод проектов для самостоятельного обучения, применив шаблоны, предназначенные для создания проблемно-поисковых web-заданий, которые можно найти на сайте Filamentality по адресуhttp://www.kn.pacbell.com/wired/fil/

    Название сайта символизирует творческое использование Интернет-ресурсов в образовательных целях, так как отражает связь между Интернет-ресурсами (filaments of the web) и умственным развитием (mentality) их пользователя.

    Следуя пошаговым инструкциям виртуальной учебной среды Filamentality, преподаватель в зависимости от целей обучения может создавать пять типов различных по степени сложности выполнения и подготовки заданий с использованием Интернет-ресурсов и размещать их на образовательном портале SBC Knowledge Network Explorer. Основой всех типов заданий являются отобранные преподавателем ссылки на Интернет-ресурсы по определённой теме, что позволяет использовать межпредметные связи на занятиях по английскому языку.

    Задания в форматах Hotlist и Scrapbook способствуют поиску фактической информации по изучаемой тематике. Но если формат Hotlist предполагает создание аннотированного списка ссылок по определённой теме, то формат Scrapbook требует создания коллекции мультимедийных материалов по теме на основе аннотированного списка ссылок на мультимедийные ресурсы.

    Задания в форматах Treasure Hunt, Subject Sampler и WebQuest предназначены для изучения материала, требующего глубокого анализа и выработки собственной позиции студента по изучаемой проблеме.

    Выполнение задания в формате Treasure Hunt облегчает студентам поиск информации, позволяющей ответить на поставленные преподавателем вопросы фактического характера по изучаемой теме.

    С целью развития критического мышления студентов неязыкового профиля на занятиях по английскому языку, преподавателям следует обратить особое внимание на разработку заданий в форматах Subject Sampler и WebQuest. В целом ряде исследований [Cromwell 1992, Paul 1992, Stroup 2006] отмечается, что разработчики учебных программ по иностранному языку не уделяют должного внимания развитию умений студентов, способствующих критическому осмыслению окружающего мира, себя и своего места в этом мире. Вместе с тем, развитие критического мышления обучающихся должно стать приоритетной целью образовательного процесса в вузе, так как оно способствует: пониманию прочитанного материала, пересмотру и обновлению быстро устаревающей технической информации, самостоятельности в мышлении и поступках [Cromwell 1992, Paul 1992].

    Задания, разработанные в формате Subject Sampler, опираются на сопереживание студента событиям, описанным в примерах, заранее подобранных преподавателем по определённой тематике. В процессе работы с личностно-ориентированным заданием студент высказывает, а иногда и изменяет своё эмоциональное отношение к изучаемой проблеме.

    Проблемные задания с элементами ролевой игры в формате WebQuest направлены на активизацию самостоятельности мышления студента и его участие в разработке совместных решений в процессе проектной деятельности с другими участниками учебной группы. Универсальная технология WebQuest особенно хорошо работает при изучении проблематики, которая получила широкий резонанс в обществе.

    Для студентов, как будущих специалистов, важным компонентом их подготовки является умение писать деловые письма (чаще всего электронные). Информационные ресурсы сети Интернет предлагают огромное количество аутентичных материалов для письменной практики, которые научат правильному оформлению письма, тону, структуре. Например, полезным будет следующий сайт: http://owl.english.purdue.edu/handouts/pw/p_emailett.html Можно предложить студентам задание написать деловое электронное письмо преподавателю. Это будет намного реалистичнее, чем просто набрать его на компьютере и сдать на проверку в печатном виде. В свою очередь, преподаватель может ответить на письмо со своими комментариями.

    Обязательным условием успешной организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку является ее контроль, который на всех этапах обучения должен носить плановый систематический характер. Он может быть групповым и индивидуальным, машинным и безмашинным – выбор за преподавателем. В качестве эффективного средства организации ресурсов сети Интернет могут стать LMS — Learning Management Systems (/Системы управления обучением/), типа Blackboard, WebCT, Learning Space. Эти интегрированные образовательные среды в своем арсенале имеют набор инструментов, позволяющих представить теоретический материал, систематизировать изучение предмета по времени, предложить студентам тесты и задания на проверку и закрепление материала и автоматизировано проверить их, собрать статистику по посещениям студентов, информацию об учебных успехах и достижениях, организовать дискуссии и чаты, предложить проектную работу.

    Перечисленные выше способы организации самостоятельной учебной деятельности студентов, основанные на использовании Интернет ресурсов и сервисов, имеют одно бесспорное преимущество – они, в большинстве своем, бесплатны, но требуют от преподавателя больших интеллектуальных, творческих и временных затрат.

    Таким образом, самостоятельная работа студентов нелингвистических специальностей по иностранному языку в вузе носит многофункциональный характер: помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков автономного приобретения знаний и развитию информационной культуры, учит совершенствовать знания на протяжении всей жизни.

     

    Библиографический список:

    1. Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов.- СПб.: Учитель и ученик: Корона принт, 2002. — 400с.
    2. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. М., 2008. – С. 16-20.
    3. Cromwell L.S. Assessing critical thinking // Critical thinking: Educational imperative. – San Fransisco, 1992. – P. 37 – 50.
    4. Paul R. Critical thinking: Why, why, and how // Critical thinking: Educational imperative. – San Fransisco, 1992. – P. 3-24.
    5. Stroup R.R. Integrating critical thinking throughout ESL curricula // TESL Reporter. – 2006. – Vol.39 (2). – P. 42-60.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"

    СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М.            Зада...

    Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

    Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

    Гуманитарная направленность преподавания физики при организации самостоятельной работы студентов

    Главная задача обучения – вооружить студентов методологией познания, научить самостоятельно овладевать современными знаниями, дополнять их в зависимости от профессиональной необходимости. В статье пре...

    "Интеграция очных и дистанционных форм обучения в практике преподавания английского языка в колледже" (из опыта работы)

    В данной статье я описала свой опыт использования СДО (системы дистанционного обучения) в практике обучения студентов колледжа английскому языку....

    Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка

    В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...

    доклад Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» в медицинском колледже

    В статье раскрываются основные моменты организации самостоятельной работы студентов в медицинском колледже. Рассматривается один из видов самостоятельной работы - это рабочая тетрадь на тему "ари...