Методический доклад на тему "Организация самостоятельной работы студентов"
учебно-методический материал на тему

Виды и формы самостоятельной работы студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Методический доклад

на тему:

«Организация самостоятельной работы студентов »

Подготовила: Петровская И.А.

Балашов

2017

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более и более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по его заданиям и под его руководством.

В условиях перехода к Федеральным Государственным стандартам 3-го поколения требуются принципиальные изменения организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов.

Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50 % от всего времени изучаемого цикла. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, углублению и расширению знаний, формированию интереса познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин, содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

По дисциплине «Иностранный язык» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов: выполнение лексико-грамматических упражнений, составление кроссвордов, составление тематического словаря, перевод научно-технической литературы, заучивание лексических единиц, составление грамматических таблиц, пересказ лексических текстов, составление и заучивание диалогов, монологов, подготовка слайд-презентаций, написание рефератов, подготовка проектных работ и т.д.

Таким образом, самостоятельная работа развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивает в будущем его стремление к постоянному овладению общих компетенций, таких как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4. Осуществлять поиск  и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Что же требуется для развития самостоятельной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка?

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Студент должен знать, что он будет делать, каков конечный результат.

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Преподавателю нужно вооружить студентов различными приемами учебной деятельности исходя из характера самой деятельности, возможностей студентов данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке.

В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы, справочной литературой (словарем, грамматическим справочником).

В-четвертых, необходимо умение видеть в материале заданий опоры, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы и создавать их при подготовке задания.

Важным является вопрос о времени, которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы. Студентам необходимо ежедневно заниматься 20-30 минут, а в неделю 2-2,5 часа.

Практика показывает, что  для самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются  такие формы заданий как рефераты, компьютерные презентации, эссе, проекты.

В своей работе я использую следующие виды самостоятельной работы: групповая, индивидуальная, парная. Для самостоятельной работы предлагаю обучающимся задания, которые требуют от них творческой деятельности. Это такие задания, которые направляют студентов на самостоятельное собирание материала: создание проектов, написание эссе, создание презентаций.

Для написания эссе на иностранном языке предлагаю студентам такие темы, как: «Традиции моей семьи», «Устройство на работу» и другие. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного  изложения собственных мыслей на иностранном языке.

Студентам очень нравятся задания по созданию презентаций. Для презентаций используются различные темы, как на общие, так и на профессиональные: «Праздники и традиции страны изучаемого языка», «Загрязнение окружающей среды» и т.д.

           Организация самостоятельной творческой работы студентов повышает качество образования и помогает овладевать общими компетенциями и использовать иностранный язык как средство получения новых знаний по интересующей теме.


Литература

 1. Донская Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций через активные формы и методы обучения [Электронный ресурс] // URL: www.1september.ru

2. Качанова И.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при переходе на ФГОС Электронный ресурс] // URL: www.nsportal.ru

3. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы [Электронный ресурс] // www.festival.1september.ru  – 2012.

4. Латыпова Р.Ф. Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей [Электронный ресурс] //  www.nsportal.ru  – 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов

Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...

Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов

Самостиоятельная работа студентов по физической культуре  Практика показывает, что в настоящее время существует большое несоответствие между умственной и физической деятельностью учащихся ССУЗ-о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Вы изучили принципы составления и анализа родословных, что необходимо для выявления, лечения, прогнозирования и профилактики наследственных болезней. Особое место генеалогический метод занимает при ме...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

Учебно - методические материалы для организации самостоятельной работы студентов 2 курса.

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентовВ связи  с введением  в образовательный процесс  нового  Государственного  образовательного  стандарта  в...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»...