Технологическое образование - источник формирования внепредметных знаний.
статья по теме

Проценко Елена Николаевна

В правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zhurnal_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как шаг к реализации идей на практике.

Проценко Е.Н.

МОУ «Гимназия №159»

        В правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

        «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за  судьбы страны, за её социально-экономическое процветание» (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политики России на современном этапе»).

        В современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями. Ученик считается компетентным, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

        В Стратегии модернизации Российского образования в структуре ключевых компетентностей, выделены:

· компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

· компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

· компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

· компетентность в бытовой сфере;

· компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

        Практически все указанные компетентности могут формироваться в образовательной области «Технология». Технологическое образование располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей, которых нет в других образовательных областях. Оно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных внепредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Именно на это ориентирован метод проектов.

Метод проектов является уникальной возможностью для его участников не только реализовать свои потенциальные возможности, но также вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определенной проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, и достичь результата конкретный практического результата этой деятельности, то есть стать более компетентным в тех или иных вопросах.

Программными установками на выполнение проектных работ являются те, чтобы при выполнении учебных проектов школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии, изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

        Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы. Это, своего рода, контрольная работа по технологии. Варианты проектов могут быть различными. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся. Работу над проектом можно продолжить и дома. Любой проект должен быть направлен на изготовление нового, конкурентно-способного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя.

        Проектное обучение использую в своей работе уже 7 лет. Дети с удовольствием выполняют как долгосрочные так и краткосрочные проекты. Опыт показывает, что в процессе работы над проектом активизируется познавательная деятельность учащихся, развиваются творческие способности и практические навыки. Использование проектного обучения на уроках требует от учителя большой ответственности и профессиональной компетентности. Но это дает свои результаты: в процессе выполнения проектов учащиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Какова роль учителя в проектной деятельности? Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

        Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

        Задание проекта моделируется жизненной ситуацией. Первым шагом в методическом решении проблемы стала разработка системы заданий которые можно обозначить как «проблемно-ситуационные задания». Эти задания разработаны по основным направлениям: «Культура дома. Художественно декоративное творчество», «Экономика домашнего хозяйства».

        Учащиеся выполняют проекты по темам «Изящное рукоделие», «Дизайн современного костюма», «Элемент композиции в интерьере», «Современная Классика», «Территория стиля», «Покупатель и продавец», «Безработный и работодатель» .

        Такие проекты позволяют проявить готовность использовать в проблемной ситуации не только технологические знания, но и привлекать знания по общеобразовательным предметам.

         Метод проектов позволяет формировать такие социально значимые умения, как умение планировать и организовывать свою работу, принимать решения, работать в коллективе, пользоваться справочной литературой, самостоятельно добывать информацию, в том числе и из различных источниках в социуме.

        Проектное обучение позволяет формировать ключевые компетентности которые помогают социально адаптироваться учащимся, обладать не только суммой академических знаний, но и совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческому подходу к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Список использованной литературы:

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001;
  2. Пичугина Г.В. «Компетентностный подход в технологическом образовании».//Школа и производство. - 1. - 2006. - с.10 – 15;
  3. Самохина А. "Обучение через делание": использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников //Учитель. -  4. -2003. - с.22-31;
  4. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

  Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».

Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...

"Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"

quot;Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"...

Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню учителя «Учитель – источник мудрости и знаний»

День учителя - один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы, устраивают концерты.Данный сценарий разрабо...

Программа муциципальной методической площадки "Формирование инновационной модели технологического образования"

Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном простр...

Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений по теме «Animals» с закреплением грамматики - образование превосходной степени имен прилагательных»;

Класс: 5Тема урока: AnimalsТип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель: создание условий для развития способностей обучающихся к отбору, анализу, презентации информа...