Программа муциципальной методической площадки "Формирование инновационной модели технологического образования"
методическая разработка

Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10» г. о. Чехова

Программа муниципальной

методической  площадки

«Формирование инновационной

 модели технологического образования»

г. Чехов, 2017г.

Раздел I.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Формирование инновационной модели технологического образования»

Разработчики

программы

Учитель технологии, к.п.н.-  Пронина Раиса Васильевна

Заместитель директора по учебной работе, к.э.н.- Жуликова Ольга Вячеславовна

Исполнители основных

мероприятий программы

Педагогический  коллектив школы, учителя технологии, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Цели программы

Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.

Задачи  программы

Задачами программы являются:

  1. Разработка и апробация инновационной модели технологического образования.
  2. Создание системы диагностики личностных и учебных возможностей учащихся в овладении образовательной областью «Технология».
  3. Преодоление негативного отношения к технологическому образованию, формирование позитивного общественного сознания и толерантности.
  4. Организация процесса профессионального и личностного роста педагогов технологии и дополнительного образования.
  5. Организация специальной социально-педагогической помощи обучающимся, их родителям в профессиональной ориентации.

6. Выявление социально-педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического    образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.

7. Разработка  и апробация учебно-методического сопровождения учащихся в овладении образовательной областью «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы

2017 - 2022 г.г.

Порядок

управления

реализацией

Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:

  • Нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников технологического образовательного пространства;
  • Социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
  • Аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом.
  •  Кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов
  • Информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы.

Материальный ресурс - подготовка и развитие
материально - технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в технологическом пространстве.

Порядок

мониторинга хода и

результатов реализации

Виды мониторинга:

- «входной» –  определение начального, первичного состояния исследуемого объекта;

- «промежуточный» – выявление промежуточных результатов, причин отклонений от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации;

- «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов.

Этапы реализации Программы развития

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.

2        этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися  экспериментальных классов, оценка целесообразности использования имеющихся социально - педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства.

Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и
общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2022г.

Основные направления                 реализации программы

Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

- разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

- внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения;

- апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию.

Ожидаемые результаты

реализации программы

Основными результатами реализации инновационной модели технологического образования предположительно будут:

  • Создание модели ОО, обеспечивающего успешность ребёнка в образовательном пространстве и в социуме.
  • Готовность обучающихся к продолжению образования и включению в трудовую деятельность.
  • Степень реализации каждым учащимся права на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
  • Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы.
  • Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания образования и технологического подхода к его реализации
  • Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
  • Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
  • Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.

Управление Программой

Управление реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Раздел II.  ПРОГРАММА

Пояснительная записка

   В последнее время в нашей стране преподаванию «Технологии» уделяется много внимания. Президент РФ Владимир Путин на съезде машиностроителей в апреле 2016 года отметил: «...Мы много делаем для развития дополнительного образования в технической сфере. Нам нужно, безусловно, подумать и о том, как качественно изменить преподавание школьного предмета «Технология», чтобы ребята могли закреплять базовые знания, полученные при изучении физики, химии, других предметов в практической, проектной деятельности. И ключевой вопрос - это оборудование для обучения. Конечно, подготовка учителей не менее важна».

О концепции преподавания «Технологии» говорила и министр образования РФ Ольга Васильева, выступая в Общественной палате: «В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям».

В настоящее время активно обсуждается новая Концепция технологического образования в стране. Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Аспекты  технологического образования школьников в системе      трудового     обучения   отражены в работах ученых О.А. Кожиной, Ю.В. Крупской, Л.В. Левицкой,     А.В. Марченко, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров. Растет спрос на рабочие профессии. Решение данных вопросов  отражено в концепциях «Предметной и   образовательной    областей       «Технология»:       современный       аспект»      И.Б. Готской и В.М. Жучкова, «Политехнического образования в современных условиях» П.Р. Атутова, в которых политехническое образование является составной частью воспитания молодежи и направлено на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.

В общеобразовательных учреждениях внедряются новые технологии трудового обучения и воспитания. Однако   существует ряд проблем, связанных с содержанием программ, методикой преподавания, мотивацией учащихся к освоению предметной областью «Технология».

Не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, в том числе для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.

Недостаточно используется человеческий, материальный, информационно- технологический и воспитательный потенциал предметной области для решения действительно важных проблем школьной жизни, формирования уважения к интеллектуальному труду, патриотическому воспитанию на основе выдающихся достижений отечественной техники.

Содержание действующих федеральных программ  данной области  основано  на гендерном принципе  деления класса на подгруппы девочек и мальчиков, что недопустимо в сельских школах, где количество детей в классах не позволяет делить класс на подгруппы. В связи с этим преподавание предмета  «Технология»  осуществляется  в смешанных группах.  Гендерный принцип разделения содержания технологического образования не обеспечивает возможности освоения технологий, в прошлом предназначенных только для противоположного пола. Учащиеся не в полной мере получают знания, развивают умения и навыки по основным разделам программы.

Распространенная методика преподавания технологии не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода. Недостаточно используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы;  структура преподавания не обеспечивает развитие творческой активности обучающегося; критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического  образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки. Оценивается освоение приемов примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и (или) отмирающих производств.

Традиционный курс технологии не обеспечивает достаточной мотивации. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась. Реальные образовательные результаты по предметной области «Технология» сегодня малозначимы для обучающихся: не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и  высшего образования; не ориентированы на широкий спектр современных профессий; получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.

Возникают противоречия. С одной стороны - интересы нашей страны требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства. С другой стороны – в образовательных организациях не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, а также для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.

Преодоление названных противоречий обусловило выбор темы программы муниципальной площадки и его актуальность. Проблема данного исследования заключается в следующем: необходимость пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего. Внедрения в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология». Тем самым на выходе из школы получить образованного, социально-устойчивого выпускника, готового осознанно получить выбранную профессию в настоящее время становится актуальным и необходимым.

      I. Назначение и цель разработки программы

           Цель программы - определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.

            Объект исследования – процесс обучения и воспитания учащихся в условиях инновационной модели технологического образования.

Предмет исследования – формы и методы образовательного и воспитательного процессов начального, среднего и старшего звеньев в рамках технологического образования.

Гипотеза исследования:     внедрение в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология» в  школе будет успешным, если реализуется:

  • инновационная модель технологического образования на основе системно-деятельностного подхода предполагающая:

- теоретическое  обоснование пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего;

- разработку структуры и содержания образовательной области «Технология» на основе применения модульного обучения и организации внеучебной деятельности по предмету;

- выявление педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе обучения образовательной области «Технология» и внеучебной деятельности;

  • разработано учебно-методическое   сопровождение технологического образования и создание условий для реализации программы на всех ее этапах.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты задачи:

  1. Разработать и апробировать инновационную модель технологического образования.
  2. Создать систему диагностики личностных и учебных возможностей учащихся в овладении образовательной областью «Технология».
  3. Преодолеть негативное отношения к технологическому образованию, сформировать позитивное общественное сознание и толерантность.
  4. Организовать процесс профессионального и личностного роста педагогов технологии и дополнительного образования.
  5. Организовать специальную социально-педагогическую помощь обучающимся, их родителям в профессиональной ориентации.

6. Выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического    образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.

7. Разработать  и апробировать учебно-методическое сопровождение учащихся в овладении образовательной области «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.

II. Этапы и сроки реализации программы

           Экспериментальной базой внедрения инновационной программы технологического образования является муниципальная общеобразовательная организация «Средняя школа №10» Чеховского муниципального района Московской области.

             Этапы и сроки реализации программы:

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.

2        этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися  экспериментальных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства

Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2022г.

Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:

  • нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников технологического образовательного пространства;
  • социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
  • аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом;
  •  кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов;
  • информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы;
  •     материальный ресурс - подготовка и развитие
    материально - технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в технологическом пространстве.

III. Организация направлений исследовательской деятельности
в
 рамках программы развития

Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

- разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

- внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения;

        - апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию

В образовательном процессе

В системе дополнительного образования

Во взаимодействии с

социумом

Диагностика учебных и

личностных возможностей

учащихся по технологической грамотности

Формирование и развитие творческих способностей, креативности в выборе проектов

Социальная защита прав

учащихся в образовательном процессе

Адаптация и мотивация

обучающихся к освоению образовательной области «Технология»

Организация работы кружков технической направленности, нацеленных на формирование и развитие творческих способностей

Привлечение родителей и общественности к участию в образовательном процессе

Дифференциация и

индивидуализация

обучения (индивидуальный

образовательный маршрут для одаренных учащихся и учащихся с задержкой развития)

Воспитание инициативы, самостоятельности, умения

анализировать свои возможности  и принимать решение

Адаптация и социализация учащихся в социуме (участие в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности)

Отбор форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки

Создание системы досуговой работы с учащимися во внеурочное время

Привлечение специалистов для осуществления досуговой работы во внеурочное время (экскурсии на предприятия, центры профориентации)

Использование здоровьесберегающих технологий в

 образовательном процессе

Система мер по воспитанию негативного отношения к      вредным привычкам и

формированию потребности к здоровому образу жизни

Развитие здоровьесберегающих традиций в школе и семье

Реализация программы: доступность образования

Профессиональная ориентация        

Определение миссии технологического образования

            Методы и конкретные методики исследования, порядок и место применения.

Мониторинг образовательного процесса, наблюдение, анкетирования, беседы, тестирования, посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, анализ полученных данных, изучение мотивации учебной деятельности, самооценки и тревожности личности учащихся, определение изменений  качества знаний, уровня обученности и уровня развития личности.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Нравственно-духовные параметры:

- повышение технологической культуры;

- обеспечение заинтересованности учащихся в развитии национальной экономики;

- владение технологиями экологической безопасности окружающей среды;

- готовность к общественно-полезной деятельности;

- готовность к осознанному выбору профессии.

Количественно-объективные показатели:

- участие педагогов в научно-практических мероприятиях (конференции, мастер-классы, публикации, конкурсы) по технологическому образованию и  воспитанию школьников;

- участие учащихся в выставках декоративно-прикладного творчества;

- реализация проектов по технологии;

- мониторинг успешности обучающихся и выпускников.

IV. Мероприятия по реализации программы

                Исследовательско-аналитический, опытно-экспериментальный, диагностический этап предполагает:

- проведение заседаний педагогических советов, семинаров по вопросу изучения работы технологического образования, повышение профессиональной компетенции педагогов;

- мониторинговое исследование участников образовательного процесса, создание базы данных;

- разработка вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного  подхода к его реализации;

- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы : консультирование, диагностика.

             Опытно-практический, внедренческий, проектно-деятельностный этап включает:

- разработку и внедрение модели технологического образования, включающую междисциплинарное взаимодействие участников образовательного процесса;

- реализацию вариативных программ технологического обучения учащихся;

- создание методических учебных пособий;

- реализация программы технологического образования;

- мониторинговое исследование участников образовательного процесса;

- проведение семинаров по распространению  опыта работы;

- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы.

Теоретико-методологический, обобщающий этап предполагает:

- обобщение и анализ материалов по теме программы на заседаниях педагогического совета и методических объединениях;

- проведение муниципальных семинаров, круглых столов, конференций по теме программы;

- публикации в профессиональных средствах массовой информации по теме программы.

             Системные задачи, решение которых позволит реализовать цель инновационной деятельности:

- разработка нормативно - правовой базы технологического образования;
- организация взаимодействия участников реализации программы;

- привлечение к решению задач инновационной деятельности социальных партнёров;

- обеспечение профессионального и личностного роста педагогов;

- мониторинговые процедуры эффективности технологического  образования;

- отслеживание содержания образования через аттестацию по триместрам, тематическую итоговую аттестацию;

- формирование толерантности и позитивного отношения к технологическому образованию;

- организация и проведение мероприятий по изучению и распространению опыта работы.

V. Результаты исследовательской деятельности

Основными результатами реализации исследовательской деятельности предположительно будут:

  • Создание инновационной модели технологического образования, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология».  
  • Степень реализации каждым учащимся права на получение технологического образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
  • Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы в вопросах технологического образования и воспитания.
  • Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного подхода к его реализации.
  • Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
  • Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
  • Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.

• Описание форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки.

  • Создание для обучающихся условий и возможностей получения технологического образования, переживания состояния социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.
  • Обеспечение согласования педагогического влияния на обучающихся всех субъектов учебно-воспитательного взаимодействия.

Литература

  1. Баканова, Н. С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): учебно-методическое пособие / Н. С. Баканов. — М.: Генезис, 2001. — 32 с.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.
  3. Гормин,  А.  Модели  индивидуальных  траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74
  4. Шипицина Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России. М.: Права человека, 2001. - С. 57-58.
  5. Шубович,  М.М.  Психолого-педагогическое просвещение  как  фактор  развития  педагогической культуры  родителей/  Н.Ш.  Валеева,  М.М. Шубович // Вестник Казанского государственного технологического университета, №4. – Казань: Изд-во Казан.  гос.  технол. ун-та, 2009.–С.356-362.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10» г. о. Чехова

Программа муниципальной

методической  площадки

«Формирование инновационной

 модели технологического образования»

г. Чехов, 2017г.

Раздел I.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Формирование инновационной модели технологического образования»

Разработчики

программы

Учитель технологии, к.п.н.-  Пронина Раиса Васильевна

Заместитель директора по учебной работе, к.э.н.- Жуликова Ольга Вячеславовна

Исполнители основных

мероприятий программы

Педагогический  коллектив школы, учителя технологии, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Цели программы

Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.

Задачи  программы

Задачами программы являются:

  1. Разработка и апробация инновационной модели технологического образования.
  2. Создание системы диагностики личностных и учебных возможностей учащихся в овладении образовательной областью «Технология».
  3. Преодоление негативного отношения к технологическому образованию, формирование позитивного общественного сознания и толерантности.
  4. Организация процесса профессионального и личностного роста педагогов технологии и дополнительного образования.
  5. Организация специальной социально-педагогической помощи обучающимся, их родителям в профессиональной ориентации.

6. Выявление социально-педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического    образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.

7. Разработка  и апробация учебно-методического сопровождения учащихся в овладении образовательной областью «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы

2017 - 2022 г.г.

Порядок

управления

реализацией

Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:

  • Нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников технологического образовательного пространства;
  • Социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
  • Аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом.
  •  Кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов
  • Информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы.

Материальный ресурс - подготовка и развитие
материально - технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в технологическом пространстве.

Порядок

мониторинга хода и

результатов реализации

Виды мониторинга:

- «входной» –  определение начального, первичного состояния исследуемого объекта;

- «промежуточный» – выявление промежуточных результатов, причин отклонений от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации;

- «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов.

Этапы реализации Программы развития

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.

2        этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися  экспериментальных классов, оценка целесообразности использования имеющихся социально - педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства.

Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и
общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2022г.

Основные направления                 реализации программы

Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

- разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

- внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения;

- апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию.

Ожидаемые результаты

реализации программы

Основными результатами реализации инновационной модели технологического образования предположительно будут:

  • Создание модели ОО, обеспечивающего успешность ребёнка в образовательном пространстве и в социуме.
  • Готовность обучающихся к продолжению образования и включению в трудовую деятельность.
  • Степень реализации каждым учащимся права на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
  • Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы.
  • Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания образования и технологического подхода к его реализации
  • Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
  • Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
  • Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.

Управление Программой

Управление реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Раздел II.  ПРОГРАММА

Пояснительная записка

   В последнее время в нашей стране преподаванию «Технологии» уделяется много внимания. Президент РФ Владимир Путин на съезде машиностроителей в апреле 2016 года отметил: «...Мы много делаем для развития дополнительного образования в технической сфере. Нам нужно, безусловно, подумать и о том, как качественно изменить преподавание школьного предмета «Технология», чтобы ребята могли закреплять базовые знания, полученные при изучении физики, химии, других предметов в практической, проектной деятельности. И ключевой вопрос - это оборудование для обучения. Конечно, подготовка учителей не менее важна».

О концепции преподавания «Технологии» говорила и министр образования РФ Ольга Васильева, выступая в Общественной палате: «В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям».

В настоящее время активно обсуждается новая Концепция технологического образования в стране. Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Аспекты  технологического образования школьников в системе      трудового     обучения   отражены в работах ученых О.А. Кожиной, Ю.В. Крупской, Л.В. Левицкой,     А.В. Марченко, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров. Растет спрос на рабочие профессии. Решение данных вопросов  отражено в концепциях «Предметной и   образовательной    областей       «Технология»:       современный       аспект»      И.Б. Готской и В.М. Жучкова, «Политехнического образования в современных условиях» П.Р. Атутова, в которых политехническое образование является составной частью воспитания молодежи и направлено на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.

В общеобразовательных учреждениях внедряются новые технологии трудового обучения и воспитания. Однако   существует ряд проблем, связанных с содержанием программ, методикой преподавания, мотивацией учащихся к освоению предметной областью «Технология».

Не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, в том числе для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.

Недостаточно используется человеческий, материальный, информационно- технологический и воспитательный потенциал предметной области для решения действительно важных проблем школьной жизни, формирования уважения к интеллектуальному труду, патриотическому воспитанию на основе выдающихся достижений отечественной техники.

Содержание действующих федеральных программ  данной области  основано  на гендерном принципе  деления класса на подгруппы девочек и мальчиков, что недопустимо в сельских школах, где количество детей в классах не позволяет делить класс на подгруппы. В связи с этим преподавание предмета  «Технология»  осуществляется  в смешанных группах.  Гендерный принцип разделения содержания технологического образования не обеспечивает возможности освоения технологий, в прошлом предназначенных только для противоположного пола. Учащиеся не в полной мере получают знания, развивают умения и навыки по основным разделам программы.

Распространенная методика преподавания технологии не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода. Недостаточно используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы;  структура преподавания не обеспечивает развитие творческой активности обучающегося; критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического  образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки. Оценивается освоение приемов примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и (или) отмирающих производств.

Традиционный курс технологии не обеспечивает достаточной мотивации. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась. Реальные образовательные результаты по предметной области «Технология» сегодня малозначимы для обучающихся: не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и  высшего образования; не ориентированы на широкий спектр современных профессий; получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.

Возникают противоречия. С одной стороны - интересы нашей страны требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства. С другой стороны – в образовательных организациях не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, а также для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений.

Преодоление названных противоречий обусловило выбор темы программы муниципальной площадки и его актуальность. Проблема данного исследования заключается в следующем: необходимость пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего. Внедрения в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология». Тем самым на выходе из школы получить образованного, социально-устойчивого выпускника, готового осознанно получить выбранную профессию в настоящее время становится актуальным и необходимым.

      I. Назначение и цель разработки программы

           Цель программы - определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном пространстве Московской области и Чеховского района, разработка инновационной модели технологического образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов.

            Объект исследования – процесс обучения и воспитания учащихся в условиях инновационной модели технологического образования.

Предмет исследования – формы и методы образовательного и воспитательного процессов начального, среднего и старшего звеньев в рамках технологического образования.

Гипотеза исследования:     внедрение в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология» в  школе будет успешным, если реализуется:

  • инновационная модель технологического образования на основе системно-деятельностного подхода предполагающая:

- теоретическое  обоснование пересмотра содержания технологического образования в школе от начального до общего;

- разработку структуры и содержания образовательной области «Технология» на основе применения модульного обучения и организации внеучебной деятельности по предмету;

- выявление педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе обучения образовательной области «Технология» и внеучебной деятельности;

  • разработано учебно-методическое   сопровождение технологического образования и создание условий для реализации программы на всех ее этапах.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты задачи:

  1. Разработать и апробировать инновационную модель технологического образования.
  2. Создать систему диагностики личностных и учебных возможностей учащихся в овладении образовательной областью «Технология».
  3. Преодолеть негативное отношения к технологическому образованию, сформировать позитивное общественное сознание и толерантность.
  4. Организовать процесс профессионального и личностного роста педагогов технологии и дополнительного образования.
  5. Организовать специальную социально-педагогическую помощь обучающимся, их родителям в профессиональной ориентации.

6. Выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность деятельности учителя в процессе внедрения программы технологического    образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.

7. Разработать  и апробировать учебно-методическое сопровождение учащихся в овладении образовательной области «Технология» на уроках и внеурочной деятельности.

II. Этапы и сроки реализации программы

           Экспериментальной базой внедрения инновационной программы технологического образования является муниципальная общеобразовательная организация «Средняя школа №10» Чеховского муниципального района Московской области.

             Этапы и сроки реализации программы:

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников технологического образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в экспериментальных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.

2        этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников технологического пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися  экспериментальных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования технологического образовательного пространства

Сроки: январь 2018г.- декабрь 2021г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация, участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2022г.

Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:

  • нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников технологического образовательного пространства;
  • социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
  • аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом;
  •  кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов;
  • информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы;
  •     материальный ресурс - подготовка и развитие
    материально - технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в технологическом пространстве.

III. Организация направлений исследовательской деятельности
в
 рамках программы развития

Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

- разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательной организации и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

- внедрение новых элементов содержания технологического образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения;

        - апробация примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ по технологическому образованию

В образовательном процессе

В системе дополнительного образования

Во взаимодействии с

социумом

Диагностика учебных и

личностных возможностей

учащихся по технологической грамотности

Формирование и развитие творческих способностей, креативности в выборе проектов

Социальная защита прав

учащихся в образовательном процессе

Адаптация и мотивация

обучающихся к освоению образовательной области «Технология»

Организация работы кружков технической направленности, нацеленных на формирование и развитие творческих способностей

Привлечение родителей и общественности к участию в образовательном процессе

Дифференциация и

индивидуализация

обучения (индивидуальный

образовательный маршрут для одаренных учащихся и учащихся с задержкой развития)

Воспитание инициативы, самостоятельности, умения

анализировать свои возможности  и принимать решение

Адаптация и социализация учащихся в социуме (участие в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности)

Отбор форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки

Создание системы досуговой работы с учащимися во внеурочное время

Привлечение специалистов для осуществления досуговой работы во внеурочное время (экскурсии на предприятия, центры профориентации)

Использование здоровьесберегающих технологий в

 образовательном процессе

Система мер по воспитанию негативного отношения к      вредным привычкам и

формированию потребности к здоровому образу жизни

Развитие здоровьесберегающих традиций в школе и семье

Реализация программы: доступность образования

Профессиональная ориентация        

Определение миссии технологического образования

            Методы и конкретные методики исследования, порядок и место применения.

Мониторинг образовательного процесса, наблюдение, анкетирования, беседы, тестирования, посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, анализ полученных данных, изучение мотивации учебной деятельности, самооценки и тревожности личности учащихся, определение изменений  качества знаний, уровня обученности и уровня развития личности.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Нравственно-духовные параметры:

- повышение технологической культуры;

- обеспечение заинтересованности учащихся в развитии национальной экономики;

- владение технологиями экологической безопасности окружающей среды;

- готовность к общественно-полезной деятельности;

- готовность к осознанному выбору профессии.

Количественно-объективные показатели:

- участие педагогов в научно-практических мероприятиях (конференции, мастер-классы, публикации, конкурсы) по технологическому образованию и  воспитанию школьников;

- участие учащихся в выставках декоративно-прикладного творчества;

- реализация проектов по технологии;

- мониторинг успешности обучающихся и выпускников.

IV. Мероприятия по реализации программы

                Исследовательско-аналитический, опытно-экспериментальный, диагностический этап предполагает:

- проведение заседаний педагогических советов, семинаров по вопросу изучения работы технологического образования, повышение профессиональной компетенции педагогов;

- мониторинговое исследование участников образовательного процесса, создание базы данных;

- разработка вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного  подхода к его реализации;

- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы : консультирование, диагностика.

             Опытно-практический, внедренческий, проектно-деятельностный этап включает:

- разработку и внедрение модели технологического образования, включающую междисциплинарное взаимодействие участников образовательного процесса;

- реализацию вариативных программ технологического обучения учащихся;

- создание методических учебных пособий;

- реализация программы технологического образования;

- мониторинговое исследование участников образовательного процесса;

- проведение семинаров по распространению  опыта работы;

- психолого-педагогическое сопровождение реализации программы.

Теоретико-методологический, обобщающий этап предполагает:

- обобщение и анализ материалов по теме программы на заседаниях педагогического совета и методических объединениях;

- проведение муниципальных семинаров, круглых столов, конференций по теме программы;

- публикации в профессиональных средствах массовой информации по теме программы.

             Системные задачи, решение которых позволит реализовать цель инновационной деятельности:

- разработка нормативно - правовой базы технологического образования;
- организация взаимодействия участников реализации программы;

- привлечение к решению задач инновационной деятельности социальных партнёров;

- обеспечение профессионального и личностного роста педагогов;

- мониторинговые процедуры эффективности технологического  образования;

- отслеживание содержания образования через аттестацию по триместрам, тематическую итоговую аттестацию;

- формирование толерантности и позитивного отношения к технологическому образованию;

- организация и проведение мероприятий по изучению и распространению опыта работы.

V. Результаты исследовательской деятельности

Основными результатами реализации исследовательской деятельности предположительно будут:

  • Создание инновационной модели технологического образования, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Технология».  
  • Степень реализации каждым учащимся права на получение технологического образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
  • Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы в вопросах технологического образования и воспитания.
  • Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания технологического образования и системно-деятельностного подхода к его реализации.
  • Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
  • Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
  • Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.

• Описание форм и методов преподавания образовательной области «Технология», развивающих общеучебные умения и навыки.

  • Создание для обучающихся условий и возможностей получения технологического образования, переживания состояния социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.
  • Обеспечение согласования педагогического влияния на обучающихся всех субъектов учебно-воспитательного взаимодействия.

Литература

  1. Баканова, Н. С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): учебно-методическое пособие / Н. С. Баканов. — М.: Генезис, 2001. — 32 с.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.
  3. Гормин,  А.  Модели  индивидуальных  траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74
  4. Шипицина Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России. М.: Права человека, 2001. - С. 57-58.
  5. Шубович,  М.М.  Психолого-педагогическое просвещение  как  фактор  развития  педагогической культуры  родителей/  Н.Ш.  Валеева,  М.М. Шубович // Вестник Казанского государственного технологического университета, №4. – Казань: Изд-во Казан.  гос.  технол. ун-та, 2009.–С.356-362.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"

Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...

Методическое пособие "Современная модель диагностики эффективности предоставляемых образовтельных услуг в дополнительном образовании"

Данное пособие предназначено  педагогам  дополнительного образования для   оценивания  результативности своей деятельности. Особенность доп. образования - отсутствие стандарто...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...

Модель (технологическая схема) по разработке адаптированной основ-ной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В методических рекомендациях отражены теоретико-методологические, нормативно-правовые, практические аспекты разработки адаптированной  основной образовательной программы  начального общего о...

Современные модели и формы методической работы в региональной сфере образования

Аннотация: для пропаганды опыта лучших педагогов необходимо организовывать недели педагогического мастерства и методические декады, в рамках, проведения которых педагоги проводят открытые занятия и ме...