Подготовка учащихся к предметной олимпиаде
олимпиадные задания по теме

Из опыта работы с одаренными детьми. Выступление на окружном семенаре учителей технологии ЮЗАО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_uchashchihsya_k_predmetnoy_olimpiade.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к предметной олимпиаде

Теоретическая и практическая подготовка учащихся к олимпиаде на различных этапах имеет свои особенности. Мне предложили поделиться опытом подготовки учащихся к российской олимпиаде. Об этапах проведения  мы неоднократно рассказывали на окружных семинарах и показывали защиты детских проектов.  

Российская олимпиада включает в себя: тестирование, выполнение практических заданий и защиту творческих проектов.

Теоретические знания участников проверяются с помощью тестовых заданий, которые составлены с учетом всех разделов образовательной области «технология»( кулинария, материаловедение, машиноведение, конструирование, моделирование, технология изготовления швейного изделия, рукоделие, уход за одеждой, интерьер, электротехника, информатика, экономика, вопросы самоопределения. Тестирование включает 40 заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, сформулировать правильный ответ, установить правильную последовательность операций,  выполнить творческое задание. На тестирование отводится 1 час. Не возможно подготовить учащихся к олимпиаде за короткий промежуток времени. Только систематическая работа может дать положительный результат. Но эта работа нацелена НЕ  на подготовку победителей олимпиады, а на формирование знаний, умений. После каждого раздела программы проводится проверка знаний учащихся с помощью тестов….. Эти тесты были составлены для 5 – 9 классов методическим советом учителей технологии. Некоторые я составила сама. Систематическая работа с тестами позволяет определить  реальный уровень знаний учащихся.

Творческие задания по моделированию позволяют оценить навыки школьников  в нанесении на выкройку модельных особенностей и знаний последовательности технологической обработки изделия.  Для каждой параллели разработан дидактический материал по моделированию  швейных изделий. Разработаны задания с различной степенью сложности ( дифференцированный подход).

Следующий конкурс -  выполнение практической работы. Участники должны выполнить технологическую обработку узла по подробным иллюстрированным технологическим картам.  Для этого они должны быть компетентными в работе с технологической документацией и иметь сформированные трудовые навыки.

Результаты этого конкурса наглядно показывают сформированность технологических умений  по владению ручными инструментами, навыками работы на швейной машине, умением читать и применять в работе технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению, правильные безопасные приемы работы. Этот вид практической работы требует особого внимания при чтении инструкционной карта, знания терминологии, точного, последовательного и  аккуратного выполнения задания. Для формирования навыков работы с технологической документацией  с 5 класса на уроках использую инструкционные карты по выполнению швов и поузловой обработки. В инструкционных картах  «Машинные швы» графическое изображение выполнено вспомогательными линиями. Учащимся предлагается самостоятельно дорисовать шов. Тем самым развиваем  пространственное воображение, абстрактное мышление. Непосредственно перед городской и  российской олимпиадах пользуемся тестами предыдущих олимпиад, которые печатаются в каждом  №6  журнала «Школа и производство». Можно пользоваться  примерами тестов и практических заданий  включенными в рабочие тетради «Технология»  6-7 класс, а также сборником «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии».

Более подробно хочется остановиться  над выполнением  творческого  проекта. Метод проектов нацелен на формирование ключевых компетентностей учащихся:

  1. Готовность к разрешению проблем - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цель, планировать результат, разрабатывать алгоритм действия;
  2. Технологическая компетентность – понимание инструкций, описание технологий,  четкое соблюдение технологии;
  3. Готовность к самообразованию -  выявлять пробелы в знаниях и умениях, оценивать необходимость информации, осуществлять информационный поиск;
  4. Готовность к использованию информационных ресурсов делать аргументированные выводы, принимать решения на основе осмысления информации;
  5. Готовность к социальному взаимодействию – использовать ресурсы других людей и продуктивно взаимодействовать с ними;
  6. Коммуникативная компетентность – готовность получать информацию в диалоге, представлять и отстаивать свою точку зрения.

         Этапы проекта всем хорошо известны. Роль учителя при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако  на всех этапах учитель выступает как помощник.

Цель учителя – формирование ключевых компетентностей учащихся. Алгоритм достижения дидактических целей выражается в наборе методов и приемов, обеспечивающих и сопровождающих исследовательскую деятельность учащихся.

Принято говорить о том, что работа над проектом начинается с проблемы.

С. И, Ожегов «Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.». На мой взгляд,  в основе творческого проекта должно быть желание творить, созидать…. Художник - пейзажист не думает о том, кому он подарит свою картину, Кутюрье проектирует свои изделия не для массового производства. Они творят, создают шедевры. Для меня выполнение творческого проекта это в первую очередь творческое развитие детей. Красивая созданная вещь своими руками всегда найдет применение. Не знаю как у вас, но у меня в работе чаще случается так.  Увидев, что-то интересное, красивое хочется создать подобное, или использовать в новой работе.

 Важнейшим условием метода учебных проектов является наличие у учащихся  интереса к предстоящей деятельности. Но возникнуть на пустом месте он не может. Ребятам просто не хватает "базы", на основе которой у них могли бы возникать вопросы. Поэтому вначале необходимо создать условия для пробуждения такого интереса.

Формой подготовки "почвы" в  проекте может стать, целенаправленная задуманная педагогом, экскурсия в музей декоративно – прикладного искусства, беседы, знакомство с творчеством русских модельеров, или юбилейная дата (Пушкин, 60-лет победы), или заказ на пошив костюмов сестер милосердия для студентов ХГФ МПГУ.

Результатом подготовки к проекту, помимо хорошего настроения, наглядного знакомства, яркого впечатления  учащиеся "созревают" для постановки  цели  проекта.

После того, как у учащихся создана необходимая "база", учителю легче подвести ребят к появлению у них идеи проекта. Иногда для этого требуется просто показать, как в принципе (не конкретно, а в самых общих чертах) может выглядеть будущий проект.

Главное достигнуто:  есть интерес, есть идея. И можно делать следующий шаг: конкретизировать  цель проекта.

Когда цель проекта точно сформулирована, начинается непосредственная деятельность по ее осуществлению.

Учащиеся в полной мере используют и развивают навыки, полученные в ходе уроков технологии. На этом этапе работа над проектом идет как на уроке, так и после него.

Здесь тоже есть свои "сучки и задоринки": у кого-то не сразу получается; у кого-то получается, но не то; у кого-то пропадает интерес.

Но всё же, когда результат уже вырисовывается, Боже, какая это радость и для учеников и для учителя. И эта радость стоит затраченных усилий.

Для поиска необходимой информации учащиеся обращаются к дополнительной литературе, средствам массовой информации и системе Интернета.

На этом этапе мы  формируем ключевую компетентность учащихся в готовность к использованию информационных ресурсов  и  самообразованию.

Учащийся должен уметь  делать аргументированные выводы, принимать решения на основе осмысления информации. Правда, самостоятельно к этому приходят немногие, в основном здесь требуется "руководящая и направляющая" роль учителя, который не только определит круг источников информации, но и обсудит результаты поиска, скорректирует формулировку проблемы. Мы работаем с учащимися 5-9 классов. Не стоит ждать, что они сами смогут сформулировать проблему, это могут сделать самостоятельно учащиеся  10-11 классы, при условии, что с ними в начальной и основной школе работали по методу проектов.  Учащиеся 8-9 классов  могут назвать некоторые причины существования проблемы, но сформулировать её они могут только с помощью учителя. На этом этапе работы формируется одна из ключевых компетентностей учащихся - готовность к разрешению проблем  т.е способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цель, планировать результат, разрабатывать алгоритм действия.

 На технологическом  этапе задача учителя: контролировать запланированные действия, мотивировать учащегося  к самоконтролю, наблюдать за правилами безопасности.   Учащиеся на этом этапе формируют технологическую компетентность т.е  понимание инструкций, описание технологий,  четкое соблюдение технологии.

Защита проекта – представление проектной разработки. Защита проекта может быть представлена в различных жанрах. В основе защиты проекта может быть монологическая речь, иначе трудно оценить уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся. Однако составляющей частью защиты проекта могут быть стихи ,песни, танцы, которые способствуют раскрытию темы проекта. Хорошим дополнением служат наглядные пособия, слайды, использование аудио и видеотехники.

После защиты проекта, на различных этапах олимпиады,   желательно задавать разнообразные вопросы, уточняющие на понимание и раскрытие темы. Если после защиты задается много вопросов, это значит, что была затронута интересная проблема и найдены пути её решения. Если учащийся не смог ответить, на какой - либо вопрос,  необходимо обсудить с ним возможные варианты ответов.  Вопросы позволят  оценить уровень сформированности коммуникативной компетентности учащегося.

 Только систематическая и кропотливая работа может дать положительные результаты.

 Учитель технологии

школы № 930 ЮЗОУО

Бутрякова Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».

 Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

подготовка учащихся к предметной олимпиаде

Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по химии...

Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"

В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам...

Справки для подтверждения приказов о подготовке учащихся к предметным олимпиадам, о членстве в составе жюри

Справки для подтверждения приказов о подготовке учащихся к Всероссийским предметным олимпиадам, а также о членстве в составе предметного жюри муниципального этапа предметных олимпиад...

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа»...