Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта по ОБЖ
    статья по теме

    Зеленкова Валентина Денисовна

    Обобщение педагогического опыта по теме "Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    учителя ОБЖ высшей категории Зеленковой В.Д.

    МОУ Речная Основная Общеобразовательная Школа

    Тема педагогического опыта.

    Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий.

    Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.

    Организация  защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях. Соответственно возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

    Практическая значимость опыта состоит в разработке методики воспитания культуры безопасности у подростков в условиях сельской школы.

    Источник изменений.

    По оценкам ученых, в первой половине XXI в. может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных его причин является современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли и многократное превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на биосферу, резкое снижение уровня здоровья населения. В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями.

    Теоретическая база опыта.

    - Воспитание культуры безопасности школьников; Воспитание культуры личной безопасности (Мошкин В.Н.).
    - Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке (Зеленков В.Ю.).
    - Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России; Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций; Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). (Воробьёв Ю.Л.).

    - Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем (Дурнев Р.А.)

    Идея изменений. 

    По оценкам ученых, безопасность жизнедеятельности человека напрямую связана с обеспечением безопасности окружающей среды. Необходимо, чтобы защита окружающей среды стала приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа. Одним из наиболее эффективных (если не единственно возможных) путей достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования.

    Концепция изменений.

    В современной практике обучения курс ОБЖ способствует формированию системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности. В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках других учебных дисциплин) обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, должны совершенствоваться на уроках химии, биологии, обществознания и т.д.
    В практике обучения существует скорее тенденция к такой интеграции, проявляющаяся в эпизодических, преимущественно стихийных и случайных межпредметных связях. Принципиально важно другое. Такого рода интеграционные процессы лишь способствуют, но не обеспечивают реализации тенденции перехода от обучения умениям и навыкам безопасной жизнедеятельности к воспитанию мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к безопасной жизнедеятельности.
    Существует необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры безопасности в учебном процессе.

    Технология опыта.

    Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.

    Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, правилам безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. Но 2 урока ОБЖ в неделю в основной сельской школе не позволяют реализовать эти требования в полной мере. Поэтому большое внимание уделяем межпредметным связям и внеклассной работе, особенно в области экологии. В школе традиционными стали такие мероприятия как «Колесо безопасности», «День здоровья», военизированные эстафеты, ежегодный общешкольный Турслёт,  экологические акции по очистке и озеленению территории и др.

    Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
    - высокая активность участия во внеклассных мероприятиях; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;

    - участие в районных мероприятиях;

    - отсутствие проблем адаптации при поступлении в городские учебные заведения;

    - отсутствие проблем адаптации во время службы в армии

    Адресная направленность опыта. 
    Школьные педагоги.

    Обобщение и распространение педагогического опыта.

    - Журнал «ОБЖ» - статья «Учить и учиться играючи», 6 разработок  комплексных внеклассных мероприятий.

    - Журнал «Военные знания» - статья «Игры на уроках ОБЖ»

    - Сайт ГУ РЦРО при Администрации Оренбургской области в лице Министерства образования Оренбургской области - материалы из опыта работы победителей ПНПО 2006 - план-конспект открытого урока «Международное гуманитарное право».

    - Участие в 1-м Всероссийском совещании «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ» при академии ПКиПРО, г.Москва

    - Участие в 4-м Всероссийском совещании «Развитие курса ОБЖ…», при академии ПКиПРО, г.Москва

    - Участие в межшкольных и районных методических объединениях

    - Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ учащихся экологической направленности.

    - Планы-конспекты открытых уроков с компьютерными презентациями.

    - Общешкольные линейки с компьютерными презентациями на темы «Здоровый образ жизни», «Права школьников», «Вредные привычки» и др.

    - Проведение ежегодных традиционных общешкольных мероприятий по тематике ОБЖ (Турслеты, «Безопасное колесо», «Солдатами не рождаются», Военизированная полоса препятствий и др.)

    - Участие в районных мероприятиях (Турслет, Спасатели и др.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта.

     Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

    Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

    На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

    Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка

    На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

    Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

    Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

    В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

    Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

    Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

    Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

    Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....