Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся на уроках математики и информатики.
методическая разработка по теме

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство народного образования Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Селтинская средняя общеобразовательная школа.

Реферат

Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся на уроках математики и информатики.

Выполнила: Караваева Любовь Анатольевна, учитель математики и информатики   высшей квалификационной категории (МБОУ Селтинская средняя общеобразовательная школа с. Селты Селтинского района Удмуртской Республики)

Село Селты, 2012 год.

Содержание

  1. Введение                                                                                                    3

Обоснование выбора темы.

  1. Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках.                        5
  1. Цели контроля знаний и умений.                                                   5
  2. Функции контроля знаний и умений учащихся.                           6
  3. Формы контроля знаний и умений учащихся                               7
  1. Использование тестовых технологий на уроках информатики           9
  1. Основные понятия.                                                                          9
  2. Общие требования к тестовым заданиям и тестам                       10
  3. Формы тестовых заданий.                                                               11
  1. Использование тестов в учебном процессе.                                          19
  2. Заключение.                                                                                               21
  3. Литература                                                                                                 23
  4. Приложения.                                                                                              24

ВВЕДЕНИЕ

        Очередная реформа системы образования, связанная с введением образовательных стандартов, вновь актуализировала проблему контроля учебных достижений.

       Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным, и он применяется именно при итоговом контроле знаний и умений учащихся для определения, соответствует или нет уровень подготовки выпускника уровню требований, заданному в стандарте. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки многие педагоги считают тест.

Методикой тестового контроля я заинтересовалась с начала своей педагогической деятельности; и наряду с другими формами контроля знаний применяю тестовый.

Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках информатики, для меня послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

  1. более рационально использовать время урока;
  2. охватить больший объем содержания;
  3. быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
  4. сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
  5. тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их;
  6. контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;
  7. во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;
  8. тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся -  заниматься, опережая группу с расширением знаний, а слабым  - освоить обязательный минимум в приемлемом для них темпе;
  9. правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность.
  10. использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.

Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования. При этом опыт предыдущих лет показал, что учащиеся не всегда могут продемонстрировать свой уровень знаний из-за излишнего волнения. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

В данном реферате я вижу своей целью рассмотреть виды контроля знаний и умений учащихся, использование тестовых технологий, функции и формы тестовых заданий.


2. Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках.

2.1. Цели контроля знаний и умений учащихся

      Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

   -диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

   -учет результативности отдельных этапов процесса обучения;

   -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

    Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, нам кажется, является основной.

      Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

     С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в  его рамки задачи следующего этапа работы.  Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

     Цели контроля знаний и умений учащихся:

   -помочь учащимся определить, насколько усвоенные ими новые знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

   -получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся  знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);

   - получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

      При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения  и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.  

 2.2. Функции контроля знаний и умений учащихся.

        Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

        Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

        Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

       Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

       Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

       Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентирующей. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

       Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

       Функции контрольного этапа, должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу, как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), можно полагать, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

        Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке только как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели, и они вряд ли будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Мы не отрицаем всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении материала, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

       Подводя итог всему сказанному, можно выделить контролирующую, ориентирующую и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся.      

2.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

       Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках информатики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

        Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

        К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или недостижении учащимся требований государственного стандарта. В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

       Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.

        Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

          В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

   -устный или письменный опрос,

  - карточки

   -краткая самостоятельная работа,  

  -практическая или лабораторная работа

  -тестовые задания,

  - зачёт.

Остановлюсь подробнее на такой форме контроля как тест.

3. Использование тестовых технологий на уроках информатики.

3. 1 Основные понятия.

Остановлюсь на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся.

Рассмотрю подробнее определение теста.

Система заданий.

Все задания теста должны обладать системообразующими свойствами: принадлежать к одной теме или дисциплине; быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии); взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике.

Специфическая форма.

Форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной.

Определенное содержание.

Термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам.

Возрастающая трудность.

Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание каждого задания затрачивалось не более двух минут.

По количеству заданий различают следующие виды тестов:

короткие (до 20 заданий)

средние (20-500 заданий)

 длинные (более 500 заданий)

3. 2 Общие требования к тестовым заданиям и тестам.

Предметная чистота.

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

Формальная чистота.

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

Надежность.

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.

Содержательная корректность.

Текст любого содержания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.

Краткость заданий.

Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

Однозначность ответа.

Все учащиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким образом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.

Время тестирования должно быть минимальным.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состоящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый ученик), проводится апробация теста. Засекается время, необходимое для опроса каждого ученика, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного учащегося. Это время и принимается как расчетное.

Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве.

Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.

Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда я намеренно в начале теста ввожу несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.

Также иногда включаю 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

Вариативность содержания.

Тест должен включать в себя следующие элементы:

  1. имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета);
  2. номер варианта (чем больше, тем лучше, мин.-4);
  3. указание уровня усвоения.

3.3. Формы тестовых заданий.

На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это:

  1. закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных),
  2. открытые тестовые задания,
  3. задания на установление соответствия,
  4. задания на установление правильной последовательности.

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы – процесс не менее творческий, чем создание и культурное применение тестов.

Закрытые тестовые задания.

Исторически первой является форма заданий, где есть несколько готовых ответов, из которых только один правильный. Задания такой формы стали применяться с начала 20 –х г.г. и получили название закрытых.

Закрытые тестовые задания – это задания 1 и 2 уровня усвоения (Уровни усвоения – приложение 1). Наименее удачными считаю задания с двумя возможными вариантами ответа, так как велика вероятность угадывания. Её можно снизить, указав не менее четырех ответов. В то же время ответов не должно быть более чем 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты. Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.

Составляю тестовые задания на выбор правильного ответа по принципам:

  1. альтернативы – приводятся два полярных или 3 варианта ответа,
  2. противоположности – допускается более широкая вариативность ответа (3-4 варианта, среди которых чаще всего встречаются антонимы),
  3. удвоенного противопоставления,
  4. градуирования – варианты ответов строятся ступенчато и чаще представляют собой количественные значения,
  5. сочетания – варианты ответа строятся из сочетаемых между собой комбинаций слов,
  6. кумуляции (накопляемости) – ответы строятся так, что последующий аккумулирует предыдущие.

Оформляя тестовые задания, я придерживаюсь следующих правил:

Инструкция для ученика обязательно должна присутствовать до формулировки задания (-й).

Само задание набирается шрифтом большего размера или выделено, чем ответы. Это необходимо для лучшего психологического восприятия информации и обдумывания ответа.

Варианты ответов начинаются с цифр или букв, затем ставится точка или скобка «)» и далее, после пробела, идет сам ответ с маленькой буквы. Ответы должны быть расположены ниже текста самого задания.

Методика составления тестового задания закрытой формы.

Сначала формулирую вопрос, на который ученик должен знать ответ, затем записываю точный и немногословный ответ и, наконец, из ответа исключаю ключевое слово (формулу, знак, символ, букву и т.п.); правильный ответ и 1-4 правдоподобных, но неправильных ответа перечисляются под определенными номерами ниже задания (посредине листа).

Понятие «правдоподобный ответ» требует некоторого истолкования. Правдоподобные, но все-таки неправильные ответы, играют не меньшую роль, чем само задание, так как неправдоподобные ответы легко различаются учениками от правильного ответа, что приводит к неудаче: задание «не работает» из-за плохой формулировки ответов. Ответ должен как бы привлекать к себе учащихся с той или иной структурой подготовленности.

Примеры тестовых  заданий закрытой формы.

1) Тестовые задания, составленные по принципу альтернативы:

выбрать номер правильного ответа.

Цифровые телевизионные станции аналоговые сигналы:

        1. передают                2. не передают

выбрать номер правильного ответа.

Основное  периферийное устройство, обеспечивающее ввод в компьютер информации – это:

  1. мышь
  2. клавиатура
  3. сканер

2) Тестовое задание, составленное по принципу удвоенного противопоставления:

выбрать номер правильного ответа.

У матричного принтера по сравнению со струйным

  1. выше производительность и выше качество печати.
  2. выше производительность и ниже качество печати.
  3. ниже производительность и ниже качество печати.

3) Тестовое задание, составленное по принципу градуации:

выбрать номер правильного ответа.

Исполнимые файлы имеют расширения:

  1. doc, txt
  2. txt, sys
  3. sys, com
  4. com, exe.

4) Тестовое задание, составленное по принципу кумуляции:

выбрать номер правильного ответа.

Минимальная комплектация ПК состоит из:

  1. монитора, системного блока, клавиатуры.
  2. монитора, системного блока, клавиатуры, мыши.
  3. монитора, системного блока, клавиатуры, мыши,      принтера.

Задания подобного рода используются при проведении ЕГЭ по математике, информатике, обществознанию, биологии, английскому языку и т.д. Поэтому освоение учащимися данного типа тестов продуктивно не только на уроках информатики.

Открытые тестовые задания.

Если до начала 80-х г.г. задания закрытой формы были самыми распространенными, то затем большую популярность приобретают также задания открытой формы. Это задания второго и третьего уровня усвоения.

В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, ученик дописывает ответ (на отдельном листе).

Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.

Методика разработки тестовых заданий открытой формы.

Сначала формулирую вопрос, на который ученик должен знать ответ, исключаю ключевое слово (формулу, знак, символ, букву и т.п.), а вместо него ставлю прочерк. Длина прочерка должна примерно соответствовать длине слова (формулы, схемы, выражения и т.п.), которое должно быть вписано учащимся. Необходимо так сформулировать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложения. В противном случае трудно будет понять смысл задания.

Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть инструкция для учащегося:
«
дополнить». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, к чему дополнить, как дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным.

Примеры тестовых заданий открытой формы:

1. дополнить.

47 бит = ___(Кбайт).

2. дополнить.

3510 = 43Х , Х= __. 

Задания на установление соответствия.

 Эта форма тестовых заданий появилась сравнительно недавно. Тестовые задания на соответствие – это задания первого, иногда второго уровня усвоения.

Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множества. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «установить соответствие». Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.

Методика составления тестовых заданий на соответствие.

Основываясь на учебном материале, создаю два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой. Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого – заглавными буквами. В конце задания пишется слово «Ответ» и ставятся цифры левого столбца с пробелами для соответствующих букв правого.

Для комфортного психологического восприятия задания, обдумывания ответа имеет значение и шрифт, которым набрано задание. Необходимо также учитывать, что число строк в левом столбце не должно быть больше, чем 4-5. В идеальном составленном тестовом задании каждой строке левого столбца должна соответствовать лишь одна строка правого.

Примеры тестовых заданий на установление соответствия:

1. установить соответствие 

КЛАВИША

СЛУЖИТ ДЛЯ

  1. Сaps                Lock

          2.   Enter

          3.   Delete

          4.   Esc

А) удаления символа

Б) ввода команд

В) отмены последней команды

Г) включения цифровой клавиатуры

Д) фиксации режима заглавных букв

Е) перемещения курсора

Ж) переключения между режимами редактирования текста: вставки и замены.

Ответ:  1___, 2___, 3___, 4___.

2. установите соответствие между каждым видом информации и соответствующей классификацией (соедините стрелками)

Специальная

Тактильная

Аудиальная

Числовая

Звуковая

Визуальная

Личная

Общественная

Комбинированная



По способу восприятия


По общественному значению


По способу представления

3. сопоставьте устройства и их функциональные назначения

  1. Монитор
  2. Клавиатура
  3. Мышь
  4. Системный блок
  5. Принтер
  6. Колонки
  7. Сканер
  1. Обработка информации
  2. Передача информации
  3. Ввод информации
  4. Вывод информации
  5. Хранение информации

Ответ:  1___, 2___, 3___, 4___, 5___, 6___, 7___.

Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях,  порядка выполнения какой-либо работы и т.д. Они являются заданиями второго и третьего уровня.

Методика разработки тестовых заданий на установление правильной последовательности.

Ученику дается инструкция «установить правильную последовательность», в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимости можно сделать подзаголовок (заглавными буквами), который поможет ученику сориентироваться, о чем идет речь.

При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алгоритм контролируемой деятельности. Строки задания (кроме подзаголовка) набираю маленькими буквами.

В тестовые задания данного вида иногда включаю лишние элементы, но при этом в инструкцию добавляю слова: «…и найти лишние элементы». Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное – не более 12.

Задание считается выполненным правильно, если ученик установил совершенно правильный порядок в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно.

Примеры тестовых заданий на установление правильной последовательности.

  1. установить правильную последовательность действий при информационном моделировании

Анализ объекта моделирования и выделение всех его известных свойств

Постановка цели моделирования

Формализация

Анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования

Выбор формы представления модели

Анализ выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение существенных свойств

Анализ полученной модели на непротиворечивость

2. установить правильную последовательность действий  и найти лишние элементы

I

Необходимо скопировать файл Primer.txt из папки А в папку Б

  1. Правка  копировать
  2. Выделить файл Primer.txt
  3. Перейти в папку А
  4. Перейти в папку Б
  5. Правка  Вырезать
  6. Открыть файл Primer.txt
  7. Правка  Вставить

II

Необходимо переместить файл Primer.txt из папки Б в папку А

Ответ:

I ______________________. Лишние элементы __________________

II _____________________        . Лишние элементы __________________

3. установить правильную последовательность действий  и найти лишние элементы

Фрагмент программы, определяющей первый неотрицательный элемент массива:

  1. FOR I=1 TO N DO
  2. B=A[I]
  3. A[I] =B
  4. IF A[I]>0 THEN
  5. FOR I=N DOWNTO 1
  6. IF 0<=A[I] THEN

Ответ________. Лишние элементы________.

4. Использование тестов в  учебном процессе.

На уроках информатики тестовый контроль я  использую для текущей, тематической и рубежной проверки.

Актуализацию ранее изученного материала часто провожу в форме диктанта на термины. У учащихся на столах находятся заранее приготовленные чистые листы, которые подписываются с указанием класса и номера варианта. Затем на доске появляются пять терминов для каждого варианта (или их диктую). Эти термины учащиеся объясняют в течение 5 минут письменно. За объяснение каждого термина ставится 1 балл, отсюда пятибалльная система оценивания. Время выполнения строго ограничено, что исключает списывание.

Если изученный материал содержал какие-либо классификации, то на этапе актуализации знаний использую задания на установление соответствия. Время выполнения задания стандартное — 5 минут. В таком задании трудно подобрать нужное количество терминов, поэтому задание оценивается по-другому: безошибочная работа – «отлично», с одной ошибкой – «хорошо», две ошибки – «удовлетворительно», в других случаях считается, что учащийся не справился с заданием.

В конце изучения объемной темы на этапе актуализации использую тематические тесты закрытого типа, содержащие до 10 заданий. Например, по темам  «Электронные таблицы», «Графический редактор» и другие. (Приложение № 2 )

Иногда использую и смешанные тесты. Например, по теме «Кодирование информации». (Приложение 3)  

Тесты с выбором ответа, содержащие  более 10 заданий провожу на уроках развития и закрепления знаний и умений, уроках по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности, уроках проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

 Тестирую учеников после объяснения материала, примерно за 15 минут до окончания урока. Затем провожу обсуждение теста. При обсуждении не только закрепляются усвоенные знания, но и развивается речь учащихся. На уроке ученики учатся работать с тестом.

Для текущего контроля можно использовать диктант на термины и диктант наоборот (тест с открытым ответом), а также зависимые задания тестовой формы – несколько заданий любого типа по определенной узкой теме, с содержательной зависимостью ответов. Например, по теме «Литерные величины». (Приложение №  4)  Цель: проверка знаний ключевых понятий темы: тесты первого уровня усвоения оцениваются, результаты видны сразу при опросе учащихся. Поэтому, по необходимости, можно уделить время на уроке для коррекции знаний, ликвидации пробелов. Для самоконтроля можно предложить учащимся заполнить таблицу ситуаций моделирования по аналогии – одна из форм открытого теста, направленная, с одной стороны на закрепление усвоенных знаний, с другой стороны на формирование творческого мышления.

В 2006-2007 учебном году  начала пробовать с учащимися составлять компьютерные тесты в офисных программах: MS Word, MS Excel, MS Power Point. Но они, как и любой тест, имеют свои плюсы и минусы. В 2011-2012 учебном году при  составлении тестов пользуюсь программами :   MyTest X, Mega Test и другими.    

В конце учебного года в 8 и 10 классе провожу итоговую проверочную работу по темам данного учебного модуля. (Приложение № 5)

В своей работе также использую демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике и математике (Приложение 6)

Опыт работы предыдущих лет показывает, что работа с тестами благотворно сказывается на развитии знаний и умений учащихся и вырабатывает психологическую адаптацию к условиям проверки знаний на любом уровне (контрольная работа, экзамен, вступительные испытания в ВУЗы)

Заключение.

Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные  и самостоятельные работы. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы. С помощью тестов можно опросить каждого ученика по всем разделам и темам предмета, что позволяет достигнуть беспробельных знаний.

Хочется отметить еще одну особенность тестов, хорошо известную тем учителям, которые уже давно пользуются ими, - тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. К тому же, хорошие результаты тестирования помогут учителю психологически подготовить учеников к контрольной или зачету, сняв ряд проблем, о которых говорилось выше. При тестовом контроле знаний не возникает конфликтов между учителем и учеником, даже при плохом результате у учащегося сохраняется положительный психологический настрой на обучение. Тест учит не только на правильном материале, но и на неправильном. Тестовый контроль объективен и беспристрастен, и именно в таком контроле заинтересовано современное общество. Тестовый контроль позволяет установить место каждого ученика по уровню знаний, это способствует  развитию чувства состязательности, здорового честолюбия, что необходимо специалисту в современных условиях. Тестирование учащихся на всех этапах обучения позволяет учебному заведению достигнуть необходимого и обязательного стандарта знаний.

У тестового контроля знаний, как и у других форм контроля, есть свои недостатки. К ним можно отнести следующее: изначальные затраты времени на изготовление пакета тестов по предмету очень большие; при бланковом тестировании тратится много бумаги; списывание; не развивается речь учащихся. Однако эти проблемы решаемы. Избежать траты бумаги можно, если проводить не бланковое, а компьютерное тестирование. Составляя тест в нескольких вариантах можно избежать списывания. Обсуждая задания и ответы после тестирования можно решать проблему развития речи учащихся.

Самым существенным недостатком тестового контроля на современном этапе является обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала. Существует устоявшийся стереотип о том, что тестами можно проверить лишь самый минимальный уровень усвоения учебного материала – уровень узнавания и простого воспроизведения. Однако измеряемый уровень знаний зависит от уровня сложности содержания контрольного задания, а не от его формы.

 Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: нет сомнения в том, что умение составлять грамотные тестовые задания и целые тесты необходимо каждому педагогу. Использование тестовых технологий при правильном понимании функций тестов, знание различных форм тестовых заданий и чёткое определение целей тестирования могут значительно расширить возможности учителя при планировании контроля знаний и умений учащихся, снять проблемы субъективированности оценки, чётко определять дальнейшую коррекцию в пробелах знаний учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная  и  образовательная  функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка.–М.:Знание,1980.
  3. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  4. Лисенкова С.М. Об использовании опыта учителей новаторов // Советская Россия. –1983. 23 августа.
  5. Л. А Анеликова Тесты. Информатика и информационные технологии 6 – 11 классы. Дрофа 2004 г
  6. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 8 – 9 классы.Москва, «Вако», 2005 год
  7. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике 10 класс. Москва, «Вако», 2006 год
  8. Житкова О.А, Кудрявцева Е. К. Тематический контроль по информатике. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах. Москва «Интелект – центр», 2004 год
  9. А. Г. Гейн и другие. Информатика. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2003 год
  10. С. Симонович и другие. Специальная информатика. Учебное пособие. Москва, АСТ пресс, 2001 год
  11. Демонстрационный вариант ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся

Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...

Использование элементов игры при контроле знаний и умений учащихся на уроках биологии

Описание опыта в создании системы проверки и оценки знаний и умений учащихся из разнообразных форм с включением элементов игры...

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.

Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся....

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Доклад  "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год...