Главные вкладки

    Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    материал по английскому языку

    Дамбаева Дарима Владимировна

    Доклад  "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx27.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Дамбаева Д. В.

    Республиканский базовый медицинский колледж им.Э.Р.Раднаева

          Тестовый контроль, в отличие от традиционного опроса и письменного контроля всегда предполагает некоторое измерение. По этой причине выставляемая по итогам тестирования оценка отличается большой объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, когда выставляемая оценка в определенной степени основана на впечатлении обучающего, его личных симпатиях или антипатиях по отношению к тому или иному обучаемому. Главной отличительной чертой теста является  объективность, гарантируемая определенными измерениями. Такой контроль может служить хорошим средством диагностики трудности языкового материала для обучаемых.

    Если говорить о проверке с помощью тестов различных аспектов обучения языкам, то можно отметить следующее. Тесты для аудирования рекомендуют проводить в соответствии со следующими требованиями: они должны быть построены на материале изучаемой программы и предлагаемых для усвоения устно-речевых упражнений. Такие тесты должны содержать не более 1 -2 % незнакомых слов и иметь продолжительность звучания 1 — 3 минуты в зависимости от стадии обучения. При этом тестовые задания на проверку понимания аудирования следует составлять так, чтобы в качестве вспомогательного средства для их выполнения можно было использовать письмо с целью детального выявления умения выражать свои мысли на иностранном языке. В тестах на аудирования должны содержаться задания на проверку фонематического слуха: на транскрибирование, заполнение пропусков омофонами и омонимами.

    При тестировании уровня обученности  говорению студентам предлагаются неподготовленные диалогические и монологические речевые отрезки в ситуативно-обусловленной беседе. Контроль умений и навыков в этом случае можно осуществить с помощью специально подготовленных ситуаций, включив в них реплики, клише и фразы из учебного материала, предусмотренного программой определенного периода обучения. Очень желательны в таких случаях различные средства наглядности и технические средства обучения.

    Составляя тесты по проверке результатов обучения чтению, необходимо помнить, что основной задачей обучения чтению является формирование умения читать предусмотренные программой обучения тексты в целях извлечения из них нужной информации и передачи их содержания. Процесс тестирования здесь сводится к систематической проверке выполнения комплекса заданий, связанных с целым рядом текстов, подготовленных соответственно для ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего чтения.

    При тестировании обученности письменной речи должны проверяться уровень грамотности и орфографии, умение наполнения содержания письменного задания изученными лексическими единицами в рамках конкретного активного лексического минимума, умение раскрывать содержание письма и соответствовать цели письменного задания, варьировать грамматические структуры и размеры предложений.

    Существуют различные подходы к классификации тестов, используемых для обучения языкам: по назначению, объекту тестирования, цели, структуре, форме выполнения и т.д.

    По назначению различают:  тесты оценки текущей успеваемости; тематические, предназначенные для проверки знаний по определенным пройденным темам; периодические или промежуточные  служат для оценки знаний за определенный промежуток времени; итоговые, оценивающие конечный результат обучения; прогностические, целью которых является выявление способностей обучаемых к изучению иностранных языков; профессиональные, определяющие общий уровень владения языком различными специалистами.

    По объекту  тестирования тесты бывают: проверяющие знания языковых правил (тесты по грамматике и лексике); оценивающие уровень речевой деятельности на иностранном языке (такие тесты проверяют знания по аудированию, устной речи, чтению и письму); комбинированные.

    Для оценки уровня знаний обучаемых в тестах любого типа могут быть использованы следующие типы вопросов: 1)  закрытые вопросы типа «верно — неверно»;  2)  закрытые вопросы множественного выбора с одним верным ответом; 3)  закрытые вопросы множественного выбора с возможностью выбора нескольких верных ответов; 4)  открытые вопросы с кратким ответом; 5)  открытые вопросы с развернутым ответом; 6)  вопросы с альтернативным выбором (например: «Could you (lend, loan) me two dollars?»); 7)  вопросы с завершением (например: «The sun rises in the East and sets in the ...»); 8)  вопросы, предполагающие действие с группировками (например: «Исключите лишнее слово из следующего ряда слов: shout, tell, call, notice»); 9)  вопросы, предполагающие сопоставления (например. «Выделите антонимы в следующих словах ...»).

    Существует определенный перечень требований, которые необходимы  выполнять, составляя тесты определенного  типа. Так, основным объектом тестового контроля лексических навыков будут не просто форма и значение слов некоторого лексического минимума, а умение оперировать такими словами в составе словосочетаний, предложений, определенного контекста. Здесь, как правило, проверяется умение сопоставлять объекты (поиск сходства, различия, тождества), располагать их в каком-либо порядке, проводить различные трансформации, завершения (подстановка недостающих слов) и т.д. Определенные требования предъявляются и к созданию тестов для проверки понимания аудирования, уровня обученности говорению, чтению, письменной речи.

    Тестирование как метод состоит из целого ряда приемов, среди которых особого внимания заслуживает так называемый клоуз-тест. В переводе с английского языка термин  close procedure — «восстановление недостающих элементов текста».  

    Одно из заданий такого теста формулируется следующим образом:

    In the last paragraph of the story «Luncheon» by S. Maugham every 6th word is omitted. Fill each of the numbered blanks in the passage with one suitable word.

    At last she finished. Then 1 ... waiter came up to us 2 ... a very large basket full 3 ... peaches. My guest took one 4 ... them.

    "Coffee?" I asked her 5 ... minutes later.

    "Just an ice-cream 6 ... coffee," she answered.

    The bill came, and when 7 ... had paid it, I had 8 ... whole month before me and 9 ... a penny in my pocket.

    Для успешного выполнения таких тестов большое значение имеют инструкции к заданиям. Они должны быть четкими, содержать всю необходимую информацию о сути задания и способе его выполнения. Например:

    1.  Here is a small story. Fifty words have been taken out of it. You must decide what goes in each blank.

    2.  Before you write anything, read the story quickly. Then read carefully and type a word in each blank. The word must fit the sentence. Type only one word in each blank.

    3.   When you finish, read over the story again and see if all of your words fit.

    По мере усвоения учащимися различных типов заданий инструкции к ним становятся более краткими. Например:

    First, read over the whole story quickly. Then read it carefully and fill in the blanks. Finally, read it again to see that your words make sense.

    Подобные задания легко составлять и с их помощью проверять интегрированные умения и навыки.

    Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Таким образом, информация подобной тестовой ситуации относится, с одной стороны, к организации языка, а с другой — к внеязыковой действительности. Сочетание лингвистических и экстралингвистических особенностей текста дает возможность преодолеть абстрагированность моделей проверяемого языкового материала. Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации.

    Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей. При разработке этого теста преподаватель должен руководствоваться следующими проверенными на практике рекомендациями.

    Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы объемом не менее 100 и не более 300—400 слов, в котором пропускается каждое n-е (т. е. 5-е, 7-е и т. д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста. Приведем пример подобного теста (см. Приложение 1).

    Подготовленный таким способом текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых, и распределяется между ними. Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором — заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Учащиеся вписывают слова в клоуз-тест или записывают свои ответы на специальных опросных листках. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точном понимании текста во всей взаимосвязи лингвистических и экстралингвистических факторов, представленных в нем, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения.

    Таким образом, с помощью данного клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.

    Клоуз-тест может являться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь (в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова.

    При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Учитывая ограниченный объем оперативной памяти, длина предложений в тексте не должна превышать 13—15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек. Данный    клоуз-тест строится по такому же принципу, как и описанный выше, однако здесь необходима большая дистанция между пропущенными словами, которая к тому же не носит такой регулярный характер, как в уже рассмотренном клоуз-тесте, а в текст-основу допускается вносить изменения, для того чтобы обеспечить выбор более подходящего для контроля слова и облегчить для учащихся восприятие текста на слух. При подготовке фонограммы текста первая запись речевого сообщения фиксируется на пленке с пропуском определенных слов. Во второй записи вместо данных пропущенных слов следует сделать паузы длительностью не менее 4—5 секунд, с тем чтобы испытуемые успели записать свой ответ во время этих пауз. Кроме того, во второй записи должен быть особый звуковой сигнал, предупреждающий о пропуске  (постукивание, щелчок и пр.). Пример клоуз-теста для контроля аудирования (см. Приложение 2).

    Клоуз-тест можно использовать и в целях текущего контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели   лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени. Поскольку практически очень трудно подобрать такой текст, в котором предназначенные для пропусков слова были бы объединены в рамках одной темы, то предлагается при построении клоуз-теста исходить из того принципа выборочного исключения подлежащего проверке материала, который считается основным при контроле владения служебными словами (артиклями, предлогами и т. д.). Иначе говоря, контролируемое слово или словосочетание опускается в том месте предложения, где оно находится в соответствии с грамматическими правилами оформления высказывания. Внедрение в практику создания клоуз-теста данного принципа намного расширит возможности преподавателя при организации текущего контроля, ибо исходя из этого принципа, он может подготовить несколько клоуз-тестов за время изучения определенной разговорной темы и таким образом проверить усвоение всего лексического материала в её пределах более экономным путем.

    Оценка качества выполнения всех приведенных выше клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ или отказ от него — 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению (причем выбранное им слово соответствует смыслу всего отрывка), то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля — 0,5 балла, поскольку такой ответ свидетельствует о высоком уровне развития языковой догадки, а не о владении осваиваемым в данный период времени лексическим материалом. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов (которая получается, если все ответы испытуемого были бы правильными) сравнивают с реально набранным количеством баллов.

    Таким образом, можно сказать, что использование тестов при обучении иностранному языку может быть эффективным средством проверки знаний, навыков и умений учащихся.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Банкевич Л.В. Тестирование лексики иностранного языка. – М.: Высшая школа, 2009. –

    156 с.

    2. Кабешева Е.В. О формировании системы тестового контроля по иностранному языку в неязыковом вузе // Высшая школа: проблемы   и перспективы, матер. 6-й Межд. научно-лит. конф. Минск, 23 – 24 ноября 2004г. – Мн., 2004.

    3. Коховец А.Я., Нестерчук Е.Р. Методика составления тестов на основе закрытых вопросов множественного выбора //Высшая школа: проблемы   и перспективы, матер. 6-й Межд. научно-лит. конф. Минск, 23 – 24 ноября 2004г. – Мн., 2004. – 320 с.

    4. Красюк Н.И. Клоуз-тест, его особенности и возможности использования при обучении иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 2 – С. 33-36.

    5. Сорокина А.И.  Проблемы разработки тестов для автоматизации контроля в процессе обучения иностранному языку. – М., 2009. – 156 с.

    6. Шерементова О.Е. Тестирование лексических навыков устной речи // Высшая школа: проблемы   и перспективы, матер. 6-й Межд. научно-лит. конф. Минск, 23 – 24 ноября 2004г. – Мн., 2004. – 230 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                 Charlotte was born on 21st February 1986, in Cardiff, South Wales. In the early years, she (1)___ a normal life but she was clearly a (2)___singer. At the age of eleven, she appeared on, and won, a talent (3)___ on TV. She got recording (4)____  with Sony and her first album, Voice of an Angel, was an instant(5)____. It came out in November 1998 and (6) 600,000 copies. She sang all over the (7)___ in concerts for Bill Clinton, the Queen and even the (8)___ . She was just thirteen and life was  (9)___ extremely good.

                 Her second album, in 1999, was also an (10)___ success, but there were problems. (11)___ said her parents were pushing  (12)___ too hard. She argued with her manager and paid him $2 million to go.  People said that it was the end of  Charlotte’s career. But she then employed her mother, Maria, as her (13)___ and more album successes came in 2000 and 2001.  Charlotte then (14)___ to leave school and concentrate on her career. People said it was a (15)___ decision, but with the help of professional tutor, she passed all her  (16)___ with “A” grades. Everything seemed unbelievably good for the young (17)___.

                Ключ к тесту: 1) had,  2) talented,   3) show,  4) contract,  5) success,  6) sold,  7) world,  8) Pope,  9) good, 10) instant,  11) People,  12) her,  13) manager,  14) decided,  15) bad, 16) exams,  17) star.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    An Address Without a Letter

    Before 1840 there were no stamps. In those days people usually (1)____ much money for a letter when they received it. That is why (2)_____ who were poor did not write letters often. When they sent or (3)____ a letter, it was a very important thing for them. Many people (4)_____ if someone received a letter.

    There is a story from that time about a (5)_____ to a poor woman. One day the postman came to her house to (6)____ her a letter. He told the woman to pay a lot of (7)___, which she did not have.

    The woman looked at the letter, and (8)___ it back to the postman. "I cannot pay for it," she (9)___. Just at that moment a man heard the conversation between the (10) and the woman. He came up to the woman and said, "I (11)___ to help you. Let me pay for your letter. I (12)___ money," The man gave the postman the money he wanted to (13)___ from the woman.

    "I thank you very much," said the woman, "but you must not (14)___ for the letter. It is from my brother. He (15)___ me one letter every three months. He does not (16)___ about himself and his family. He writes only my (17)___ on the letter. then I know that he is (18)___. And as I  cannot pay for the letter, I give it (19) to the postman."

    Ключ к тесту: 1) paid; 2)  people; 3)  received; 4)  knew; 5)  letter; 6) bring/give; 7)  money; 8)  gave; 9)  said; 10) postman; 11)  want; 12) have; 13)  get; 14) pay; 15)  sends; 16)  write; 17) address; 18) well; 19) back.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

    Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

    Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

    Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

    «Тестовая форма контроля знаний на уроках математики»

    Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной обратной связи  (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения учебного ...

    ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира в последнее время значительно возрос, т.к. это не дань моде, а процесс, который жизненно необходим. Владение иностранным языком является неза...

    Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка

    Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...

    Контроль знаний на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

    Формирующая оценка и техники формирующего оценивания...