Мартирос Сарьян
статья по теме

Поповян Наталья Викторовна

Биография. Творчество. Стихи, посвященные Сарьяну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_martirosa_teatr_saryanam.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мартирос

Сарьян

(материалы к классному часу)

Подготовила учитель ИЗО и МХК  МБОУ Чалтырской СОШ №1 Поповян Н.В.

 Имя Мартироса Сарьяна широко известно в нашей стране и за рубежом. Нет человека, хоть в малой степени интересующегося искусством, которому не было бы известно самобытное творчество этого художника.

   При упоминании его имени в памяти сразу же рождаются залитые солнцем пейзажи – образ Армении. Однако мало кто знает деятельность Сарьяна в театре. Между тем оно представляет большой интерес.

   Сарьян принёс в театр свою самобытную индивидуальность, свои взгляды на театральное искусство. Им создано в этой области сравнительно немного работ, но всё, что он делал, было не случайно для него и значительно для театрально-декорационного искусства.

   Уже ранние работы художника отличались театральностью. Его интересовал Восток с его контрастами, красками, который он превращал своей фантазией и своим колористическим даром в чудесный праздник. Своим художественным видением Сарьян преображал действительность, зачастую интерпретируя окружающий мир декоративно. В этом раскрывалась его неповторимая творческая индивидуальность, близкая природе театра.

       

                                                                       

                                                       

       

            Список театральных постановок, над которыми работал  

                                          М.С.Сарьян                                                 

Название пьесы, оперы

Автор

Название театра

Режиссёр-постановщик

Дата премьеры

1. «Принцесса Турандот»





2. «Зулейка»



3. «Алмаст»



4. «Золотой петушок»



5. «Алмаст»



6. «Храбрый Назар»


7. «Кармен»




8. “Тигран»




9. «Алмаст»




10. «Хандут»





11. «Дядя Багдасар»



12. «Давид Бек»




13. «Армашен»




14. «Филумена Мартурано»

К.Гоцци






К.Гоцци



А.А.Спендиаров



Н.А.Римский-Корсаков



А.А.Спендиаров



А.Р.Степанян



Ж.Бизе




Ф.С.Готьян




А.А.Спендиаров




А.А.Спендиаров





Акоп Паранян




А.Т.Тигранян




Н.Е.Зарян




Э. де Филиппо

Ростовский-на-Дону Государственный драматический театр


Театр «Летучая мышь» Париж


Одесский театр оперы и балета


Оперный театр им. Станиславского, Москва


А.А.Спендиаров



Ереванский оперный театр


Оперный театр им. Станиславского, Москва


Ростовский н/Д Гос. драм. театр им.Горького


Ереванский оперный театр им.

А.А.Спендиарова


Ереванский оперный театр им.

А.А.Спендиарова



Московский гастрольный новый театр


Ереванский оперный театр им.

А.А.Спендиарова


Гос. драм. театр им. Сундукяна



Гос. драм. театр им  

Евг. Вахтангова

Постановка не осуществлена





Н.Ф.Балиев



На укр. языке

Я.А.Гречнев


К.А.Станиславский




А.С.Бурджалов



А.С.Бурджалов



Постановка не осуществлена



Н.Д. Мордвинов

П.И.Бродский

Г.Е.Леондор


Г.А.Ованесян




Постановка не осуществлена




В.Н.Плучек




В.М.Аджемян

Г.К.Мелкумян



Постановка не осуществлена



Е.Р.Симонов

1921 г.






1926 г.



26.12.1930 г.



04.05.1932 г.




20.01.1933 г.



03.12.1935 г.







03.1938 г.




20.10.1939 г.




1943 г.





07.1947 г.




03.1956 г.








23.12.1956.

   

    Сарьян сыграл большую роль в становлении современного театра. Своим вдохновенным искусством он обогатил наш театр и помог ему утвердить свой национальный характер.

   Армянская опера неразрывно связана с именем Сарьяна. Оперы «Храбрый Назар», «Давид-Бек», «Алмаст», в которые он привнёс свой яркий самобытный талант – это путь развития и становления оперного искусства Армении. «Алмаст» явилась вершиной творчества Сарьяна. Оформление этой оперы в сочетании с музыкой было настолько гармоничным, что его можно считать одним из самых крупнейших достижений театрально-декорационного искусства.

   Мартирос Сарьян работал не только на армянской сцене. Талантливым оформлением комедии сатирика Акопа Пароняна «Дядя Багдасар», поставленной в гастрольном Московском театре, он способствовал утверждению национальной драматургии, сделав её популярной для всего театрального искусства страны.

   Своим станковым и театральным творчеством Сарьян оказал большое воздействие на молодых художников Армении, их творческая индивидуальность формировалась под влиянием его самобытного искусства.

   Творчество Сарьяна сыграло огромную роль также и для всего театрального искусства страны. В сложном пути развития театрально-декорационного искусства оно всегда занимало чёткую художественную позицию. Сарьян принёс в театр свою яркую живопись, своё радостное искусство, богатое фантазией и красками, принёс мудрость художника, чувствующего молодость жизни.

   








     Мартирос                      

       Сарьян

      в театре

   В предреволюционном Ростове состоялось восемь весенних художественных выставок. Среди представленных там известных имён назовём Н.Богданова-Бельского, В.Бялынецкого-Бируля, С.Коненкова, В.Поленова, Л.Пастернака,Б.Кустодиева, А.Васнецова, М.Сарьяна… Мартирос Сергеевич Сарьян занимает в этом ряду особое место, потому что, участвуя в этих выставках, он был не в гостях, а дома. В Нахичевани-на-Дону М.Сарьян родился, а его детство прошло в хуторе на берегу степной речки Самбек в пятидесяти верстах северо-западнее Ростова. «Величественное небо и широкая степь с сугробами и «миражными курганами» на далёком горизонте давали возможность наблюдать за всеми явлениями природы, - писал много лет спустя М.Сарьян в автобиографической книге «Из моей жизни»… - Яркое солнце, до изнурения жаркие дни… Мы же, маленькие дети, изнемогающие от жары, тайком, ползком залезали в запрещённые баштаны, чтобы утолить свою жажду сочными дынями и арбузами. Всё это было предметом моих детских увлечений. Вот откуда я попал в город…»

   Солнце полыхавшее в придонских степях, навсегда оставило свой отблеск на картинах Сарьяна. «Сар» переводится как «солнечный, яркий». Удивительное, уникальное совпадение фамилии художника и существа его творчества!

   В начале 90-х годов XIX века М.С.Сарьян учился в четырёхклассном Нахичеванском училище, а затем до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества он работал в местной конторе по приёму объявлений и подписки на газеты. Отсюда он приехал в 1897 году в Москву. Не раз возвращался Сарьян в родные места. В 1916-м и затем с 1918 по 1921 год, живя в Ростове, он написал ряд пейзажей и натюрмортов, хранящихся ныне в Ростовском музее изобразительных искусств, а также портреты революционера А.Ионнесяна и поэтессы Мариэтты Шагинян. Одновременно Сарьян преподавал в открытом при содействии художницы Магдалины Шагинян художественном училище имени М.А.Врубеля (1918 г.). М.С.Сарьян участвует в организации в Ростове «Товарищества художественных выставок», а после установления на Дону Советской власти содействует созданию картинной галереи при Донском областном музее краеведения.

   В 1901 году Мартирос Сарьян впервые приехал на родину своих предков – в Армению. Семьдесят с небольшим лет, которые ему ещё были отпущены судьбой, были прожиты ради Армении. Интернционалист по сути своей, человек, прекрасно знавший Ближний Восток и некоторые страны Западной Европы, Сарьян, где бы он ни был, думал о своей маленькой горной стране, о её людях… Он и в Париже, в этой Мекке художников, писал родные горы!.. Но и донской край, давший ему жизнь и незабываемые впечатления детства, всегда оставался дорогим для художника. Он, как правило, никогда не пренебрегал возможностью показать свои работы на весенних выставках Ростово-Нахичеванского общества.

   «Зима 1910 – 1911 годов была первым этапом моих успехов и настоящего признания», - писал художник. У него, тридцатилетнего живописца, Третьяковская галерея приобрела по рекомендации В.А.Серова сразу три картины – «Глицинии», «Улица. Полдень. Константинополь» и «Фруктовый базар». А весной 1911 года, приехав на Дон повидаться с близкими и друзьями, Сарьян выставил в Ростове одиннадцать робот, и среди них – «Горы», «Комета», «Утро в Ставрине», «Персиянка», «Цветы»… В каталоге 1-й весенней выставки указано, что А.Арцатбанян тогда же показал свои произведения «Гурзуф», «Дача эмира Бухарского», «Виноградники» и др.

   Перелистывая каталоги весенних выставок, можно установить, что в 1917 году М.Сарьян показал в Ростове свои «Тюльпаны». На 8-й выставке в 1918 году творчество М.Сарьяна было представлено очень широко – сорока  пятью работами. Судя по откликам ростовской прессы (например, частного художественно-литературного журнала «Новая Россия»), наибольший интерес публики вызвали такие работы, как «Пахарь» (1905), натюрморт (1916), портрет Мариэтты Шагинян (1917).

   

   

             К портрету Аветика Исаакяна

                               К 130-летию со дня рождения А.С.Исаакяна

                               К 125-летию со дня рождения М.С.Сарьяна   

                                                              Непревзойдённый Мастер Аветик!

Там, за тобой, лишь гор нагроможденья.

В час вдохновенья после изможденья,

Неистощим, неутомим, велик,

Ты восседаешь, мудр… Ты всё постиг,

Даритель совершенства, наслажденья…

Исполнен доброты и снисхожденья

Твой величавый и прекрасный лик!

Его, лик мудреца, мыслителя, Поэта,

Явила кисть Сарьяна, мощь Варпета.*

Кто гениальней из армян двоих?..

Чреде вселенских новых поколений,

Мир Красотой спасти нацелен, рьян,

Предстал армянский многоликий гений!

             ВАРПЕТ

                                      Мартиросу Сарьяну

За окном злится зимняя вьюга,

А живу я под солнцем юга.

Оно светит мне в счастье, в несчастье –

Согревая в любое ненастье.

За окном – время первых проталин,

Ещё голы и холодны дали…

Что же в них мне – ведь щедрая осень

В дар плоды золотые приносит.

Я живу средь прекрасных просторов,

Но вокруг – словно милые горы

Дарят людям волшебные краски,

Будто вынесенные из сказки.

Не страшат меня мрак и туманы,

Я в волшебной Стране Сарьяна,

Что любовью его согрета…

И спасибо, Варпет за это.

       

      Сонет к Сарьяну

Живописать словами дар Варпета?..

Разлить по строкам радуг слитый цвет?

Теснить в размер твоей вселенной свет,

Хор звёздный сузить до строфы квартета?..

Замолкнет песнь моя и не пропета,

Не возведёт на Мастера навет…

Твоим полотнам и не нужно мет:

Мэтр подписал пейзажи и портреты.

Успел создать и книгу о себе – Об отчем крае, благостной судьбе…

Ты – истый сын гордящимся армянам.

Но ты пленил палитрой целый мир…

Ужель не явят лик твой струны лир

В сапфире шара в зареве багряном?!

 Посвящение Мартиросу Сарьяну

                       К 125-летию со дня рождения Варпета

Сын славный степного Нор Нахичевана,

Весь мир сиянием красок пленил,

Воспел красоту мест родных, Айастана,

Узревших полотна – душою сроднил!

Гордятся тобою Донщина, Россия,

Армения-мать живописцем горда,

И знают Варпета, кого ни спроси я, -

Вблизи и в далёких чужих городах.

Внимающим кисти твоей столь понятен

Язык огнеблещущих красок твоих.

В полотнах – сияние солнечных пятен,

И радуг цвета первородны на них.

Нежны и прелестны цветы луговые,

Букеты с придонских ковыльных степей,

И склоны столь памятны береговые,

Где зелены травы и розов репей…

Колодец, студёной воводою поивший,

Отцовский упрятанный в степь хуторок,

Край отчий, таланты любовно взрастивший,

Тобой удостоины красок и строк.

Ведь, ставши владыкой магической кисти,

Ты живописал и волшебным пером,

И повести жизни твоей, всплескам истин

Внимают везде, как и в крае родном.

…Уехал ты юным учиться в столицу,

Насытивши взор, повидал много стран.

Хоть броскостью льстили они живописцу,

Но снился ночами Нор Нахичеван.

Судьбою счастливой влеком, не судьбиной,

Ты живописал изумляющий мир,

И людям открыт, не гоним и чужбиной,

Ликующих красок устраивал пир.

…Египетский полдень пылающий зноен,

Почти ощутим, отпускает он взор,

Но льнёт Айастана раздолье родное,

Где веет прохладой с заснеженных гор.

И ты рисовал с упоением, рвеньем

Долины и гор силуэты, хребты –

Всё то наречённое гордо Арменией,

Что ты возлюбил, как Донщины цветы!

Людей возлюбил ты, простых айастанцев,

На сильных волах поднимающих новь,

Крестьян деревень и чужбинных скитальцев,

Воздавших не словом – добром за любовь!

Ты их рисовал илюдей именитых –                         Поэтов изодчих, учёных-армян,

Сынов, дочерей Наири даровитых –

Явились нам Иасакян, Тамамян…

Все, чьи имена, называя, мы горды

За наш наделённый талантом народ.

Его не смели диких варваров орды,

И он сквозь века устремлялся вперёд.

Хачкаров узоры пронёс, фолианты,

Стихов яркоцветие, миниатюр,

Души неоскудной дары-брилианты,

Дары богатейшей из древних культур.

Ты – славный, достойный её представитель,

Ты – солнечных красок творец-чародей,

Добра, Красоты, мудрых Истин носитель,

Наследьем своим одаривший людей!..

Ты вновь преподносишь пейзажи, портреты,

Пахучих цветов и плодов натюрморт.

И тщатся тебя славить поэты,

Хоть каждый тобой очарован и горд.

…Дерзну ль поднести для Варпета я вирши?

Он, славный земляк всех армян, - юбиляр.

Земле всей могучесть таланта явивший,

Души благородством не раз поразивший,

Быть может, он примет мой искренний дар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мартирос Сарьян

Биография. Творчество. Стихи, посвященные Сарьяну....

Х. Сарьянның “ Бер ананың биш улы” әсәре буенча йомгаклау дәресе. Рамазанова Розалия Гарифулла кызы Биектау районы Коркачык мәктәбе

1. Укучыларның бәйләнешле сөйләмнәрен, фикер йөртү, уйлау сәләтләрен үстерү, камилләштерү эшен дәвам итү .               2. Укучыл...

Х Сарьянның "Бер ананың биш улы" әсәре

Дәрестә Х.Сарьянның "Бер ананың биш улы" әсәре анализланды.Укучыларның бәйләнешле сөйләмнәрен,фикер йөртү сәләтләрен үстерүгә игътибар бирелде.Моңа ирешү өчен, сингапур структураларын куллану отышлы б...