Отчет о проведении предметной недели
методическая разработка по теме

Кобзев Дмитрий Александрович

Отчет о проведении недели математики и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_provedenii_nedeli_matematiki_2012-2013.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проведении недели математики

(25 февраля – 4 марта 2013 г.)

Особое место в системе внеклассной работы по математике (информатике) занимает предметная неделя.

Предметная неделя по математике (информатике) является комплексной формой работы по предмету, направленная на повышение внутренней мотивации школьников к изучению математики (информатики).  Это своеобразный итог работы ученика, парад  детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Возникновение интереса к математике и информатике у значительного большинства школьников зависит от того, насколько умело будет построена проведение предметной  недели. Такое мероприятие предполагает большую подготовительную  работу, во время которой учителя и их питомцы  получают возможность для сотрудничества, для общения, не связанного рамками программы. Дети получают возможность познакомиться  с другой математикой и информатикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера. Если умело спланировать предметную неделю, постараться задействовать все классы, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику (информатику) другими глазами.

Такая деятельность с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности.

Проведение недели математики (информатики) преследует несколько целей, а именно:

  1. повысить уровень математического и информатического развития учащихся и расширить их кругозор;
  2. развить у учащихся интерес к занятиям математикой и информатикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики и информатики в повседневной жизни;
  3. показать ценность математических и информатических знаний в профессиональной деятельности;
  4. воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Цель и содержание предметной недели органически включается в учебно-воспитательный процесс, продолжая начатую педагогами работу на уроках.

Ожидаемые результаты:

  1. приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;
  2. развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, устойчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;
  3. развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Неделя математики (информатики) в этом году проходила с 25 февраля по 4 марта.

Тема недели: «Развитие логического мышления на уроках математики, информатики и внеурочное время»

На заседании МО учителей математики и информатики был продуман и утвержден план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников. В подготовке участвовали Кобзев Д.А., Морозов Е.А., Плотникова О.Г. и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. По уважительной причине не принял участие учитель информатики Плаксина К.А.

В рамках недели были проведены следующие мероприятия:

  1. Открытые уроки учителей математики (Плотникова О.Г. Урок-презентация по алгебре «Арифметическая и геометрическая прогрессии», 9 А класс; Кобзев Д.А. Урок по геометрии «Углы в пространстве», 11 класс; Морозов Е.А. Урок по математике «Сравнение десятичных дробей», 5 А класс)
  2. Конкурс математических стенгазет;
  3. Внеклассные мероприятия учителей математики ( Кобзев Д.А. «Турнир смекалистых», 5 класс; Плотникова О.Г. Игра «Кафе МЭК» (математика+экономика), 9 класс; Морозов Е.А. Игра «Звездный час», 7 класс).

Открытые уроки:

Кобзев Д.А. - 11 класс «Углы в пространстве», урок по геометрии.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные: рассмотрение всех возможных комбинаций углов в пространстве (угол между двумя прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями), решение геометрических задач классическим и координатно-векторным методами; формирование навыков чтения чертежей, умений проводить дополнительные построения и вычисления;
  2. Развивающие: формирование умения выполнять обобщение и конкретизацию, развитие качества мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность, критичность с учетом индивидуальных особенностей;
  3. Воспитательные: развитие взаимовыручки и взаимопомощи, умение вести культурную дискуссию, умение четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.

Для достижения этих целей были использованы различные формы и методы.

Эпиграфом  урока стали слова А.С. Макаренко «Мастерство – это то, чего можно добиться».

На организационном этапе была объявлена тема и цели урока. Учащиеся были ознакомлены с планом работы на уроке.

На уроке была проведена актуализация знаний и умений учащихся. Учащиеся повторили следующие вопросы: угол между скрещивающимися прямыми (координатно-векторный метод); нормаль к плоскости; угол между прямой и плоскостью (координатно-векторный метод); угол между двумя плоскостями (координатно-векторный метод).

Записывали формулы для вычисления углов координатно-векторным методом.

На этапе «Решение геометрических задач» учащимся было предложены три задачи на нахождение углов разных комбинаций. Задание1 на нахождение угла между прямыми было разобрано совместно с учителем в качестве устной работы, а остальные две задачи оформляли учащиеся у доски. С остальными учащимися была проведена дискуссия по определению координат вершин многогранников. Затем весь класс заслушивал учеников, работающих у доски. Ученики получили отметки.

При переходе на следующий этап «Самостоятельная работа в группах»,  проводилась динамическая пауза, способствующая мобилизации энергетического потенциала школьников.

На данном этапе были предложены группам задачи разного уровня сложности для самостоятельной  работы, а затем, по истечении времени, по выбору учителя, с каждой группы один ученик объяснял решение задачи у доски. При решении задач в каждой группе возникали небольшие проблемы, которые решались с учительской помощью. Он добивался, чтобы ученики обосновывали результаты своей работы. Все ученики получили отметки.

На этапе «Решение дополнительных задач» учащимся предлагалось разобрать две задачи из вариантов ЕГЭ 2013 классическим методом.

Работа велась фронтально. Учитель корректировал ход решения, направлял действия учеников. Каждый этап решения сопровождался эффектами анимации, решение записывалось в тетрадь.

Учащимся с более высоким уровнем подготовленности было предложено решить задания координатным методом самостоятельно группой по 2 человека.

Активные учащиеся получили отметки.

Завершающий этап урока закончен словами великого математика Г. Лейбница «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это. Следуя этому методу, мы достигнем цели». Были подведены итоги работы учеников и проведена рефлексия в виде притчи. В качестве домашнего задания ученикам было предложено задание: § 12 (конспект), тренировочные работы ЕГЭ 2013 (МИОО) № 6, 7,11, дополнительная задача. Дополнительную задачу на дом ученики получили на карточках.

Учащиеся 11-го класса были активны, постоянно вовлечены в процесс познания.

Все поставленные учителем цели и задачи урока были реализованы.

Плотникова О.Г. – 9 класс Урок – презентация «Геометрическая прогрессия»

Тип урока: отработка умений и навыков, применение знаний при решении комбинированных задач.

Цели:

Образовательные: 

  1. совершенствовать навыки решения разнообразных задач по использованию формул арифметической и геометрической прогрессий;
  2. применять свои знания в практических ситуациях;
  3. расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач;

Развивающие: 

развивать математический кругозор, мышление, математическую речь;

Воспитательные: 

  1. воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; воспитывать чувство прекрасного;
  2. формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе.

Для достижения этих целей были использованы различные формы и методы.

В начале урока класс был разделен на две группы.

На этапе «Организационный момент» была создана проблемная ситуация, которая решалась вместе с учителем.

На этапе «Актуализация ранее изученного материала» была проведена устная работа, затем самостоятельная работа по формулам (учитель читал вопрос, учащиеся выбирали ответ) и сразу проводилась проверка по коду.

Далее выступали ученики, подготовившие презентацию по задачам древних времен.

При переходе на следующий этап «Решение задач практической направленности в группах» была проведена динамическая пауза, способствующая мобилизации энергетического потенциала школьников.

На данном этапе группы выполняли задания, связанные с практическим использованием в жизни изученного материала. Были рассмотрены примеры применения прогрессии в литературе.

На следующем этапе были приведены интересные факты использования прогрессии в разных областях науки (химия, биология, физика, геометрия, экономика).

Были подведены итоги работы учеников и проведена рефлексия. В качестве домашнего задания ученикам было предложено задание: сочинить рассказы, задачи с геометрической прогрессией.

Учащиеся 9-го класса были активны, постоянно вовлечены в процесс познания.

Все поставленные учителем цели и задачи урока были реализованы.

Морозов Е.А. - 5 класс «Сравнение десятичных дробей».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с правилом сравнения десятичных дробей; формирование умений учащихся пользоваться правилом сравнения десятичных дробей; развитие умения располагать дроби в порядке возрастание и убывания.

развивающие: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; продолжить формирование математической речи; вырабатывать умение анализировать и сравнивать, проводить аналогии.

воспитательные: развитие любознательности и интереса к предмету; совершенствование навыков эстетического оформления записи в тетради.

Для достижения этих целей были использованы различные формы и методы.

Вначале урока учитель поставил перед детьми цели, которые нужно было достичь.

На этапе «Актуализация ранее изученного материала» учитель повторял с учащимися запись смешанных чисел в виде десятичной дроби, чтение десятичных дробей. Проверялась по цепочке домашняя работа и номера, вызвавшие затруднение решались у доски.

На этапе «Проверочная работа» была проведена проверочная работа в двух вариантах. Результаты проверялись учащимися по ответам на экране.

На этапе «Изучение нового материала» учащиеся вспоминали, как сравниваются натуральные числа… и выполняли задания. Затем проводили аналогию и пробовали сравнить десятичные  дроби. Формулировались правила сравнения десятичных дробей и записывались в тетрадь.

На этапе «Закрепление изученного материала» учащиеся по очереди выходили к доске и решали задания, остальные подробно оформляли решение в тетрадях.

В заключение были подведены итоги урока, выставлены оценки, дано домашнее задание: §6 (п.31), № 687 (в,г); № 689; 690 (в,г); №695 (а). Дополнительная задача на развитие логического мышления № 1191. Была проведена рефлексия.

В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали материал последовательно, логично. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся данного класса. Цели, поставленные учителем, были достигнуты.

Внеклассные мероприятия:

Все мероприятия были интересны, несли познавательную информацию, способствовали развитию коммуникативной культуры учащихся, развивали интеллектуальную и творческую активность.

Так, Кобзев Д.А.  поставил перед собой цели и задачи:

Цели:

  1. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
  2. Совершенствование сочетания индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
  3. Внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения.

Задачи:

  1. Активизация и развитие познавательных интересов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
  2. Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
  3. Выявление творческих и организаторских способностей детей.

Для достижения поставленных целей и задач была проведена математическая игра «Турнир смекалистых» среди пятых классов.

В соответствии с целями и задачами внеклассного мероприятия был произведен отбор содержания, форм и методов обучения. Перед началом мероприятия были представлены две команды 5А и 5Б классов. Были ознакомлены с этапами турнира.

  1. Разминка;
  2. Великая мудрость;
  3. Математическая головоломка (со спичками);
  4. Задание на развитие внимания и памяти;
  5. Конкурс капитанов;
  6. Ребусы;
  7. Догонялки, обгонялки;
  8. Не только в математике (болельщики)

Турнир начинался с моего вступления и общего девиза «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий». Затем  на этапе «Приветствие» команды говорили название, девиз, объясняли смысл эмблемы.

На этапе «Разминка» каждая команда отвечала на 8 вопросов. При ответах были небольшие затруднения у каждой команды.

На этапе «Великая мудрость» командам нужно было разгадать мудрые слова «Цифры правят миром». И без всяких затруднений с заданием справились обе команды.

На этапе «Математическая головоломка со спичками» командам нужно было передвинуть три спички так, чтобы получилось три квадрата. Затруднения были в каждой команде. Но на последних секундах команда 5 Б класса справилась с заданием, а у команды 5 А класса были неточности.

На этапе развития внимания и памяти отличилась команда 5 А класса на внимание, а команда 5 Б класса на память, где нужно было запомнить как можно больше чисел из таблицы за короткий промежуток времени.

При переходе на следующий этап «Конкурс капитанов» была проведена динамическая пауза, способствующая мобилизации энергетического потенциала школьников.

На данном этапе состязались капитаны двух команд. Им было предложено отвечать на вопросы  как можно быстрее. Одно из заданий было на выполнение умножения двузначных чисел с закрытыми глазами.

На этапе «Ребусы» команды с увлечением разгадывали множество ребусов. Отличилась команда 5 Б класса, разгадавшая большее количество ребусов.

На этапе «Догонялки, обгонялки» были предложены логические задачи, и командам нужно было как можно быстрее решить ту или иную задачу. На данном этапе у обеих команд возникали небольшие трудности.

На этапе «Не только в математике» принимали участие болельщики команд. Им предстояло записать как можно больше  пословиц с участием чисел.

На каждом этапе обе команды проявляли свою находчивость и смекалку.

Завершился турнир стихотворением о математике. Было предоставлено слово жюри. Победителем турнира стала команда 5 Б класса.

За участие в игре грамотами награждены обе команды и активные участники команд. Победитель получил ценный приз.

Учащиеся пятых классов были активны, постоянно вовлечены в процесс познания.

Все поставленные учителем цели и задачи мероприятия были реализованы.

Плотникова О.Г. провела игру «Кафе МЭК» (Математика + Экономика) среди 9-х классов. Учитель поставил перед собой следующие цели и задачи:

Цели:

  1. Повысить роль социально – экономического образования в жизни учащихся 9 – х классов.
  2. Расширять кругозор учащихся.
  3. Развивать мышление, наблюдательность, воображение учащихся.

Задачи:

  1. Развивать умение применять знания, умения и навыки при решении задач практического содержания.
  2. Расширять понятийный аппарат основ экономики и права.
  3. Способствовать расширению социализации через осознание собственных интересов и возможностей.
  4. Прививать интерес к математике, физике, экономике и праву.

Для достижения поставленных целей и задач была проведена математическая игра «Кафе МЭК» (Математика + Экономика).

В соответствии с целями и задачами внеклассного мероприятия был произведен отбор содержания, форм и методов обучения. Перед началом мероприятия были представлены две команды 9А и 9Б классов.

Мероприятие начиналось с вступительного слова. Были представлены гости кафе (команды) и эксперты в роли работодателей, которые оплачивали труд гостей, выписывая чеки на определенную сумму в талантах.

На этапе «Разминка» командам предлагалось ответить на вопросы общего развития. Каждый правильный ответ оценивался двумя талантами.

При переходе на следующий этап «Проценты в современной жизни» была проведена динамическая пауза, способствующая мобилизации энергетического потенциала школьников.

На данном этапе команды должны были проявить умения быстро считать и решать задачи на проценты. Командам был предложен выбор задач по ее стоимости (4 задачи на 10 талантов, 3 задачи на 20 талантов).

На этапе «Сокровищница народной мудрости. Принципы управления в русском фольклоре.»  участникам игры предлагалось выполнить следующее задание: найти пару – пословица, положенная в основу принципа управления, и сам принцип управления.

На каждом этапе обе команды проявляли свои знания и умения.

Было предоставлено слово жюри, подведены итоги. Победителем игры стала команда 9 А класса.

За участие в игре грамотами награждены обе команды и активные участники команд. Победитель получил ценный приз.

Учащиеся девятых классов были активны, постоянно вовлечены в процесс познания.

Все поставленные учителем цели и задачи мероприятия были реализованы.

Морозов Е.А  провел игру «Звездный час» среди учащихся 7-х классов.

При подготовки и проведении мероприятия учитель ставил перед собой следующие задачи: заинтересовать учащихся математикой, вспомнить некоторые исторические факты, развивать мыслительные операции: навыки устного счета и математическую смекалку, формировать навыки коллективной деятельности и самостоятельности, поддерживать дух соревнований.

Игра проводилась аналогично телевизионной программе «Звёздный час»

В начале игры учитель ознакомил участников с условиями игры, представил жюри.

На первом этапе было проведено представление каждого участника. Каждый участник зарабатывал звездочку.

На втором этапе «Великие математики» было предложено семь вопросов, охватывающих заслуги великих математиков. Участники игры должны были выбрать верный ответ из перечисленных математиков. Подсчитывалось количество звездочек,  и тот, у кого их меньше выбывал.

На третьем этапе «Самое длинное слово» участникам предлагалось из десяти букв составить самое длинное слово. Участник с меньшим словом выбывал.

На четвертом этапе «Логические цепочки» участникам  предлагалось расположить меры длины в порядке возрастания и числа в порядке убывания.

Проверялось количество звездочек, и участник с меньшим количеством выбывал.

 На финальном этапе оставшимся участникам предлагалось из букв слова «Планиметрия» составить как можно больше слов.

На каждом этапе участники игры проявляли свои знания и умения.

Были подведены итоги. Победителем игры «Звездный час» стала ученица 7 А класса Денежко Снежана (1 место).

За участие в игре грамотами награждены и ученик 7 Б класса Миргородский Семен (2 место), ученица 7 А класса Догадкина Дарья (3 место)обе команды и активные участники команд. Победитель получил ценный приз.

Учащиеся 7 - х классов были активны, постоянно вовлечены в процесс познания.

Все поставленные учителем цели и задачи мероприятия были реализованы.

Кроме того, учителя математики провели конкурс математических стенгазет. В этом конкурсе принимали участие 5 – 7 классы. Все работы по содержанию были хорошими.

Таким образом, неделя математики и информатики прошла живо и интересно. Были четко спланированы дни недели, назначены ответственные за проведение каждого мероприятия. Ребята активно и с удовольствием участвовали во всех проводимых мероприятиях.

В ходе предметной недели были созданы все необходимые условия для проявления и дальнейшего развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Проводимые мероприятия были направлены на развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Выводы:

  1. Анализируя указанные мероприятия, следует отметить, что проведение предметной недели способствует не только углубленному изучению математики в пределах школьного курса, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у учащихся внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способствует сближению учителя и ученика.
  2. Все намеченные мероприятия проводились в хорошем темпе, укладывались в отведённое время, поддерживалась хорошая дисциплина за счёт интересного содержания конкурсов и контроля со стороны учителей-организаторов. Основные цели и задачи предметной недели достигнуты благодаря чёткому и своевременному планированию.
  3. Ученики активно и с удовольствием участвовали во всех проводимых мероприятиях.

Рекомендации:

Уважаемым коллегам необходимо творить, выдумывать и помнить: дети скучных не любят, они их не замечают.  Поэтому всё зависит от учителя! Необходимо чётко продумывать цели, программу проведения предметной недели, прогнозируя её результаты; вовлекать учащихся, распределяя им роли, чтобы вся неделя в целом представляла яркое, запоминающееся событие.

Руководитель МО учителей математики и информатики                 Д.А. Кобзев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отчет о проведении предметной недели естественно-математического цикла""

Презентация  - отчет о проведении предметной недели естественно-математического цикла  в ПУ в 2011-2012 учебном году...

Отчет о проведении предметной недели «Технических дисциплин» в 2011-2012 учебном году

С 23.01.2012 по 29.01.2012 учителями математики и физики проведена предметная неделя «Технических дисциплин»....

Отчет о проведении предметной недели по английскому языку

Предметная неделя по английскому языку «Merry Christmas» была посвящена празднованию  Рождества в Британии.       Цель предметной неде...

Отчет о проведении предметной недели русского языка(2012-2013)

Отчет о проведении предметной недели русского языка и литературы...

Отчет о проведении предметной недели русского языка 2011-2012

Отчет о проведении предметной недели русского языка 2011-2012...

Отчет о проведении предметной недели ШМО филологического цикла

Отчет о проведении предметной недели   ШМО филологического цикла....