Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования
статья на тему
В статье рассматривается эффективность урока иностранного языка как средства повышения качества образования и мотивации учащихся в современной системе школы. Подчеркивается значение урока как основной организационной формы обучения. Описаны положительные стороны традиционных уроков и преимущества нетрадиционных, их значение в процессе обучения. Представлена роль современного урока и актуальные мотивы изучения иностранного языка. Выделяется интерактивное обучение в процессе овладения иностранным языком, поставлены цели и приводятся примеры его использования. Педагогическое мастерство учителя позволяет отобрать необходимые технологии и повысить качество обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_effektivnost_uroka_inostrannogo_yazyka_kak_povyshenie_kachestva_obrazovaniya.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования.
Семенченко С.В.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 16 г. Новый Уренгой
Аннотация: В статье рассматривается эффективность урока иностранного языка как средства повышения качества образования и мотивации учащихся в современной системе школы. Подчеркивается значение урока как основной организационной формы обучения. Описаны положительные стороны традиционных уроков и преимущества нетрадиционных, их значение в процессе обучения. Представлена роль современного урока и актуальные мотивы изучения иностранного языка. Выделяется интерактивное обучение в процессе овладения иностранным языком, поставлены цели и приводятся примеры его использования. Педагогическое мастерство учителя позволяет отобрать необходимые технологии и повысить качество обучения.
Ключевые слова: эффективность, урок иностранного языка, профессионализм педагогов, нетрадиционный урок, интерактивное обучение, качество обучения, обучающая среда.
Одной из задач образования на современном этапе является повышение качества образования. И обращение к данной проблеме оправдано при любом уровне профессионализма педагогов школы, на любом этапе процесса движения школы к новому, более высокому качеству образования. Действительно, жизнь в современном мире предъявляет человеку огромные требования касательно его личностных качеств, культурного уровня, и, конечно, образованности. Но перегруженный режим дня, в который зачастую включены не только жестко структурированные и систематизированные обязательные учебные занятия (и подготовка к ним), но и различные факультативы, спортивные секции, или занятия каким-либо видом искусства оставляют мало возможностей детям для реальной (а не формальной) социализации, для такого вида общения, которое бы не было прописано программой и затем оценено. И эта нехватка очень болезненно переносится подавляющим большинством учащихся. «Надоела школа, учителя, уроки», - такая позиция школьников уже стала привычной, в том числе и среди учащихся нашего учебного заведения. В связи с этим падает интерес к учебным предметам, интеллектуальная активность и, как следствие, учебная успеваемость. Каким же образом можно помочь ученикам учиться в условиях современной системы образования? Предложений может быть множество, у каждого педагога найдется свой подход, метод или система работы над этой проблемой, которая будет полезна и интересна всем сторонам педагогического процесса.
В рамках обязательного всеобщего образования, а также для обеспечения его целостности, основной организационной формой обучения является урок. Он обеспечивает массовость охвата объектов образовательного процесса, простое управление, организационную четкость, преемственность и непрерывность образования, возможность взаимодействия не только педагога и учащихся, но и учащихся между собой, предусматривает воспитание одновременно с обучением. Эти достоинства классно-урочной системы неоспоримы в условиях, когда у большого количества учащихся необходимо сформировать определенную сумму знаний, умений и навыков в ограниченный отрезок времени. Но при всех своих достоинствах, и урок, как основная форма обучения, нуждается в усовершенствовании своей организации.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Актуальными для изучения иностранного языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу - носителю этого языка и интерес к его культуре. В процессе обучения эти мотивы могут быть расчленены, конкретизированы, объединены, на каждом конкретном уроке мотивы следует заново активизировать, укреплять, включать в другие, более высокие системы. Суть педагогической организации обучающей среды заключается в том, чтобы в настоящую жизнь школьника были органически введены элементы его будущей жизни, чтобы уже сегодня он жил так как, возможно, будет жить в будущем. В таком случае мотивы изучения иностранного языка станут действительными и актуальными.
Сейчас все чаще встречается уход от стандартного урока к нетрадиционному, т.к. занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Для повышения эффективности усвоения новых знаний педагог должен в первую очередь избегать монотонности работы на уроке. Пассивное записывание под диктовку, или слушание монолога учителя порой на протяжение получаса равносильны пустому времяпрепровождению. Напротив, каждого учащегося необходимо стимулировать к активности, рассуждениям, самостоятельному поиску, тогда и знания укоренятся крепко, и сам урок не будет восприниматься классом как тяжелое время дня, которое просто надо переждать.
Видов нестандартных уроков по иностранному языку очень много: уроки – игры, сказки, состязания, викторины, урок - суд, урок – аукцион, песни, учебное кино, использование интернет ресурсов и компьютерных программ, уроки мудрости и т.п. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективности и качество урока. Так использование интерактивной доски – презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся. Цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием от целей традиционной системы образования.
Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока. Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Литература
1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод иноязычном у говорению.- М.: Просвещение, 1991.
2. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1991.
3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е.Методика обучения странным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования"
Выступление на педагогическом совете...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».
Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...
"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".
Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....
презентация. Интегрированный урок английского языка, как средство повышения качества образования.
Сегодня очевидно, чно новое качество образование невозможно решить устаревшими методами. Требуются новые стратегии школы, новые технологии образования. Задача школы , состоит в том, чтобы дать ученику...
презентация. Интегрированный урок английского языка, как средство повышения качества образования.
Сегодня очевидно, чно новое качество образование невозможно решить устаревшими методами. Требуются новые стратегии школы, новые технологии образования. Задача школы , состоит в том, чтобы дать ученику...
Использование Интерактивной доски Promethean на уроках английского языка как средство повышения качества образования
Использование ИД Promethean на уроках английского языка можно рассматривать как одну из форм интерактивного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и о...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только лишь, владеющий современ...