ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
статья на тему

Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современными педагогическими и информационными  технологиями учитель может воспитать учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе. Большую помощь в этом оказывает использование информационно-коммуникационных технологий, которое позволяет так организовать учебный процесс, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл huzina_e.a_statya.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Э. А. Хузина

   учитель английского языка Муниципального

бюджетного образовательного

учреждения «Средней общеобразовательной школы №20»

                                                 г. Альметьевск РТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-  КОММУНИКАЦИОННЫХ   ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКЕ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА  ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

В настоящее время для современного человека жизненно важно уметь выбирать стратегии поиска информации; отбирать её, сравнивать и оценивать; систематизировать, обрабатывать и воспроизводить для того, чтобы полноценно функционировать в обществе. Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современными педагогическими и информационными  технологиями учитель может воспитать учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе. Большую помощь в этом оказывает использование информационно-коммуникационных технологий, которое позволяет так организовать учебный процесс, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания. [1]

Компьютерные технологии призваны стать частью целостного образовательного процесса. Они должны значительно повысить общую мотивацию учеников, эффективность образования и качество знаний. Качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. [3]        

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения и повышению качества знаний. Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования . Видеофильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM  позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Современные мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.  Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. [2]

Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:

развитию творческих возможностей и способностей учащихся;

созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний;

повышению уровня использования наглядности на уроке;

повышению производительности урока;

установлению межпредметных связей;

приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;

обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;

развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

 • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

 • электронные энциклопедии и справочники,

 • тренажеры и программы тестирования,

 • образовательные ресурсы Интернета,

 • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

 • видео и аудиотехника,

 • научно-исследовательские работы и проекты.

 • интерактивная доска [3]

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку очень широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля.

В педагогической деятельности можно использовать созданные презентации, интерактивные плакаты, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны основные моменты темы. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Видеоролики и  песни, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой .Эти ИКТ средства способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими, аудитивными навыками на уроке.  

При закреплении пройденного материала можно предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, справочниками, словарями. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными. [5]

 Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу . Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр.

Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска презентации). Учащиеся самостоятельно занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и  лучшему усвоению изучаемого материала. [4]

Аудиодиски к учебникам, электронные учебники, интернет-ресурсы не только делают урок интереснее, но и повышают мотивацию изучения иностранному языку. [6]  

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

·        мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

·        они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

·         улучшают качество усвоения материала;

·        позволяют индивидуализировать процесс обучения;

·        дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. [5 ]

Список литературы:

  1. Альберхт К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».— http: //journal. Kuzspa./articles/45.
  2.  Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК « Enjoy English» для средней школы // Иностранные языки в школе. 1999.-№ 3.—С.3-4.
  3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи  педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.—76 с.
  4. Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.—с.12-13.
  5. Лызлов, А.В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернет-образования. - 2006. — № 26.—с.23-24.
  6. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. - М.: 2006 г.—с.34-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы...

обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".

Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...