Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология
статья по теме

Колпакова Анна Юрьевна

 

В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения.

 Современное общество требует от человека  не только приобрести новые знания и умения, но, в первую очередь,  умение выработать собственное мнение, выражать свою позицию, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантно относиться к образу жизни окружающих людей, умение взаимодействовать. Именно на развитие личности делается акцент в технологии интерактивного обучения. В данной статье подробно представлены особенности интерактивных методов и форм и преимущества использования интерактивной технологии в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология.

А. Ю. Колпакова

МБОУ «ООШ №12» Владимирская область, г. Муром

Аннотация

В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения.

 Современное общество требует от человека  не только приобрести новые знания и умения, но, в первую очередь,  умение выработать собственное мнение, выражать свою позицию, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантно относиться к образу жизни окружающих людей, умение взаимодействовать. Именно на развитие личности делается акцент в технологии интерактивного обучения. В данной статье подробно представлены особенности интерактивных методов и форм и преимущества использования интерактивной технологии в целом.

Современная система образования России претерпевает определённые трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Сегодня к выпускнику школы 21 века общество предъявляет достаточно серьезные требования.  Он должен:

  1. уметь самостоятельно приобретать знания;
  2. применять их на практике для решения проблем;
  3. работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  4. самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  5. быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях;
  6. быть готовым к инновациям, совместной деятельности, общению и сотрудничеству, работе в нестабильных и быстроменяющихся условиях с проявлением инициативы и творчества. [2, 11]

      В настоящее время основной акцент в обучении смещается с получения знаний и умений, на развитие личности, способной проявлять инициативность и обладать творческим мышлением.

В связи с новыми требованиями в системе образования  происходят значительные изменения, осуществляется поиск новых учебных технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Одной из таких инновационных технологий является интерактивное обучение.

Впервые об интерактивном обучении начали говорить в связи с развитием сети Интернет в середине 90-х годов. Ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Но это белее узкое толкование. Более полное определение предлагает Панина Т. С. – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем.[6, 8].

Интерактивное обучение основано на следующих принципах:

  1. опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта);
  2. активность обучающихся;
  3. обязательная обратная связь;
  4. позиция учителя – «консультант-фасилитатор».

В чем же заключаются преимущества интерактивного обучения? Что выделяет данную технологию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала понять: что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, например, количество книг в школьной библиотеке?

Результаты грандиозного исследования американского социолога К. Джеймса оказались однозначными. Всё важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов. Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счёту важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на своих уроках. [3, 29]

Преимущества интерактивного обучения легко проиллюстрировать, сравнив его с традиционным обучением, где учитель исполняет роль фильтра, пропускающего через себя всю учебную информацию. В условиях интерактивного обучения  роль учителя меняется: чаще всего он выступает в роли организатора (налаживает взаимодействие с окружением, разбивает на пары, группы, координирует работу в парах, группах); или же в роли консультанта-фасилитатора.  В данной позиции ведущий на какое-то время выходит из роли «носителя знаний» и ставит в эту роль самих участников. Задача ведущего состоит в том, чтобы поддержать, «фасилитировать» процесс выработки нового опыта. Слово «фасилитация происходит от латинского корня, означающего «помощь». Так отмечают особую позицию, которую занимает ведущий, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника, сопровождающего собственный поиск участников.   Задача фасилитатора не вооружение участников ЗУНами, а вооружение инструментами для успешной работы. Результаты обучения будут успешны тогда, когда ученик знает, как их создавать самому и умеет действовать.   Тренер – фасилитатор способен указать направление и способ действий. [5, 9] В данном контексте уместно будет процитировать слова Бернарда Шоу: «единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность».

Обучаясь с использованием данной технологии, учащиеся развивают способности организовывать совместную деятельность, участвовать в ней, понимать свою роль и значимость. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формируется умение уважать чужое мнение, слушать партнёра, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Это именно те качества, на которые делается акцент в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.  

В любой педагогической технологии стержневым моментом является метод обучения, то есть, рассматривая технологию интерактивного обучения, необходимо определить сущность интерактивных методов и форм.  

Понятие «интерактивные методы» («interactive»  с английского: «inter» - означает «между», «меж», «aktiv» - от « akt» - «действовать») можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии. Под интерактивными методами обучения понимается система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и учителем в различных формах, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. [5, 8]  

С понятием «интерактивных методов» тесно связано понятие «интерактивных форм». Если интерактивный метод – это способ взаимодействия, то интерактивные формы – это формы организации процессов, действий, основанных на принципах интерактивного обучения (опора на опыт, активность учащихся, обязательная обратная связь,  позиция учителя – консультант-фасилитатор) и направленных на более эффективное решение поставленных целей и задач.

Среди интерактивных форм учебного процесса можно выделить следующие:

  1. фронтальная работа в кругу;
  2. статичные группы (группы постоянного состава);
  3. мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении);
  4. статичные пары;
  5. пары сменного состава. [5, 19]

 Фронтальная работа в кругу. Привычной как для учителя, так и для учащихся является  фронтальная работа, когда дети сидят перед учителем за партами. От такого вида коллективного обучения естественно не следует отказываться. Но дополнительно можно предложить поработать в кругу, где общение взрослого и ребёнка происходит на одном уровне «глаза в глаза». «Круг» может присутствовать в самом начале урока, где будет осуществлён выход на тему урока, поставлены (в сотрудничестве с детьми) цель и задачи. Фронтальная работа в кругу используется в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результаты проведённого поиска (например, после работы в парах или микрогруппах). В конце урока в кругу можно подвести общий итог, обговорить домашнее задание, поделиться друг с другом впечатлениями от урока.

 Групповая работа. Работа в малых группах – это одна из самых популярных форм работы, так как она даёт возможность участвовать всем учащимся, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умения, активно слушать, вырабатывать общее мнение, решать возникающие разногласия). При организации групповой работы следует обращать внимание на следующие её аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Необходимо сделать свои инструкции максимально чёткими. Следует предоставить группе достаточно времени на выполнение задания.

Работа в парах учителю хороша знакома. Небольшое задание выполняют 2 ученика по-очереди или совместно, затем сверяют материалы друг с другом или со справочным материалом. Такая работа может рассматриваться как подготовка к работе в парах сменного состава. Все ученики класса начинают работу над конкретными заданиями в парах, но по окончании совместной работы каждый ученик меняет партнёра и в новой паре выполняет новое задание. Затем и эта пара распадается, и каждый ученик ищет новую пару с новым заданием и так далее. Внешне описанный процесс организации учебы представляет собой проведение учениками диалога в разных парных сочетаниях. В то же время этот процесс в учебном смысле строго организован и выстроен с помощью специальных карточек, на основе которых ученики ведут свой «сочетательный диалог». Все карточки в парах, хотя и имеют разное учебное содержание, посвящены единой учебной теме.[5, 21]

Теоритической основой такой формы работы (работа в парах сменного состава) является педагогическая концепция А. Г. Ривина (сочетательный диалог) и её развитие в исследованиях В. К. Дьяченко (коллективный способ обучения).

Несмотря на разнообразие форм интерактивного обучения, всех их объединяет общая формула: «Обучаясь, обучаю». При этом данная формула относится не только к взаимодействию учителя с классом, но, в первую очередь, к взаимодействию учащихся класса или учебной группы между собой.

Как отмечает И. П. Подласый, в современных учебных заведениях применяются многочисленные модификации этих форм, где формы сливаются с методами и средствами, например:

  1. лекции-дискуссии;
  2. тренинги;
  3. обсуждение с «открытыми ответами;
  4. беседы с «незаконченными выводами»;
  5. работа в парах, тройках, малых группах;
  6. «мозговой штурм»;
  7. соревнования;
  8. отстаивание своей позиции любыми способами;
  9. игры.  [4, 43]

Рассмотрим подробнее  некоторых из них.

Работа в малых группах, с использованием техники «Ажурная пила».  Этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Необходимо организовать несколько групп (по 5-6 человек) для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый участник группы является экспертом в каком-то одном вопросе и изучает этот вопрос более основательно. Эксперты из разных групп, работающие над одним и тем же вопросом могут встречаться, обмениваться мнениями  и, сообща, искать верный путь решения проблемы. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. В каждой группе собираются сведения всех экспертов из разных областей. Таким образом, происходит изучение материала урока во всей его полноте и многогранности. Итак, все участники группы докладывают о своих результатах и формулируют общее правило. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Можно так же провести коллективную самостоятельную работу, которая и будет оцениваться. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

 «Мозговой штурм» является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам и к любым школьным предметам.

Основная цель мозгового штурма – развитие творческого стиля мышления. Дидактическая ценность учебного мозгового штурма заключается в следующем:

  1. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам.
  2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.
  3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга.
  4. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.
  5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.
  6. Учебный мозговой штурм вызывает большой интерес у учеников, на его основе легко организовать деловую игру. [3, 33]

Обычно штурм проводится в группах численностью 7 – 9 учащихся. До начала мозгового штурма происходит ознакомление с правилами, главное из которых – «никакой критики».  В каждой группе выбирается ведущий, который следит за соблюдением правил и секретарь, который фиксирует возникающие идеи.

Учебный мозговой штурм проходит в три этапа.  Первый этап – создание банка идей. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений.  На втором этапе происходит анализ данных идей.  При этом нужно придерживаться основного правила: в каждой идеи желательно найти что-то полезное, возможность усовершенствовать эту идею.  На третьем этапе все результаты обрабатываются. Группа отбирает до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

При проведении таких уроков совершенствуются речевые умения и навыки, учащиеся учатся критически мыслить и анализировать, развивается фантазия и воображение, воспитываются уважение к мнению товарища, терпимость.

Мозговой штурм пройдет, гарантировано интересно, если задача имеет большое число возможных решений.[3, 34]

Тренинг – основная форма интерактивного обучения. Его сущность в расширении границ самопознания и повышении компетенции в общении. На тренингах усваиваются знания о себе, других людях. В ходе групповой работы участники приобретают знания, эмоциональный опыт, навыки межличностного общения, усиление и удовлетворение мотивов личностного роста. И уже вторично новые и более сильные мотивы активизируют познавательные процессы на всех уровнях, в том числе и при добывании предметного знания. [7, 172].

 Ведущие формы учебной деятельности тренинга – ролевая игра и групповое обсуждение – дискуссии.

Дискуссия – это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с более или менее определёнными правилами, процедурой и с участием всех или отдельных её участников. Её существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.  Предметом дискуссии могут быть как содержательные проблемы, так и нравственные, а также межличностные отношения участников группы. Для проведения урока – дискуссии необходимо: заранее объявить тему и вопросы для обсуждения, подготовиться и распределить роли, подготовить наглядные средства, аудио–   визуальные материалы, которые будут являться базой при ведении дискуссии.

Этот метод позволяет не только закреплять знания, вырабатывать умение спорить, доказывать защищать и отстаивать свою точку зрения, но и прислушиваться и уважать мнение других людей, быть толерантным. Таким образом, дискуссионные методы выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания. [4, 44]

Интересными представляется так же метод анализа конкретных ситуаций. Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определённой системе поведения в данных условиях. Данный метод называют также ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает свой вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации.  

Анализ конкретных ситуаций, вместе с групповым самоанализом, относится к формам групповой дискуссии. Основная цель метода конкретных ситуаций состоит в том, чтобы позволить участникам группы выявить возможные решения, применительно предлагаемым конкретным ситуациям и найти оптимальные.

Ролевая игра – основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

В обучающем тренинге обычно используются 3 типа ролевых игр:

  1. Прямые игры – моделирование элементов профессиональной деятельности;
  2. Стратегические  симуляции – принятие решений в определённых ситуациях »Экологические катастрофы», «Полёт на луну» и др.);
  3. Собственно ролевые игры: участники игры раздельно получают индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях. [4, 53]

При использовании этой техники совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, работать с дополнительной литературой.  В ходе ролевой игры учащиеся могут определить свои слабые и сильные стороны.  

Таким образом, технология интерактивного обучения при умелом использовании способна вызвать у учащихся эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху и коллективным достижениям. Поэтому она ориентированна в первую очередь на развитие личностных качеств: толерантность, ответственность, умение слушать и слышать, уважать другое мнение, отличное от собственного и др.

  Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

  1. развитие личностной рефлексии;
  2. осознание включенности в общую работу;
  3. становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
  4. развитие навыков общения;
  5. принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
  6. повышение познавательной активности.

классу:

  1. формирование класса как групповой общности;
  2. повышение познавательного интереса;
  3. развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

  1. нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  2. формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Используемая литература

  1. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  2. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
  3. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. // Пособие для учителя – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.
  4. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии // Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  5. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. // Сборник материалов для изучения. ВОИУУ – Владимир, 2004.
  6.  Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения . – М., 2006.
  7. С. Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М.: «Академия» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные педагогические технологии и формы обучения – средство эффективной образовательной деятельности

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий....

Информационные педагогические технологии и формы обучения – средства эффективной образовательной деятельности.

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информаци...

Организация учебного пространства при интерактивном обучении как эффективный способ повышения мотивации на уроках английского языка

Существуют определенные положения, обуславливающие эффективность интерактивного обучения.  Важнейшее - организация учебного пространства....

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в обра...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....