Мастер- класс "ФГОС проектная и исследовательская деятельность"
учебно-методическое пособие по теме

Мастер- класс в рамках муниципальной методической недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС проекты и исследования61.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Петухов С.Ю. учитель биологии-краеведения МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша

«Проектная и исследовательская деятельность при внедрении ФГОС  основного общего образования»

   ФГОС  основного общего образования предполагает развитие у ребенка универсальных учебных действий:

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4. Коммуникативные

   Позволю привести две цитаты, которые иллюстрируют содержание сегодняшнего мастер-класса.

«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому  освоению обучающимися  основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро  содержания общего образования)

«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная  основная образовательная  программа образовательного учреждения)

     Что же такое проект и исследовательская деятельность? Очень часто, даже мы педагоги путаем эти понятия.

     Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

      Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

  1. исходная  проблема;
  2. заранее определенная цель;
  3. план предстоящей работы.

По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:

  1. решена исходная проблема (предложен способ ее решения);
  2. создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);
  3. представлен письменный отчет о ходе работы;
  4. проведена публичная защита проекта.
  1. постановка  проблемы,
  2. изучение теории, посвященной данной проблематике,
  3.  подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  5.  научный комментарий,
  6. собственные выводы.

    В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:

— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

  1. Практико-ориентированный проект.
  2. Информационный проект
  3. Творческий проект
  4. Игровой или ролевой проект

      Я приглашаю на сцену трех желающих. Ваше задание: проект  «Вторичное использование бытовых отходов» , дать характеристику проекта (выдаются пустые коробки из под сока разной величины, цветная бумага, ножницы, скотч)

      Дорогие коллеги, а мы поработаем с вами. Скажите, как вы формулируете тему проекта или исследования? (Работа с залом)

     Я покажу простой прием формулирования тем, работая с учебным текстом. Регулярно используя этот прием, можно научить учащихся самостоятельно формулировать темы проектов и исследований»

«Со строением клетки можно познакомиться на примере растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. На препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу» (учебник «Биология 5 класс» В.В.Пасечник ст.34)

Темы:

  1. Строение клетки
  2. Разнообразие растительных клеток
  3. Микроскоп как увеличительный прибор
  4. Изготовление препарата кожицы чешуи лука
  5. Формы клеток
  6. Взаимодействие клеток

   «В изучении края важную роль играют специалисты вузов и научно-исследовательских институтов. Многие работы были ориентированы на интересы производства и оборонной промышленности. Современное изучение Южного Урала осуществляется широким кругом научных и краеведческих учреждений, специалистами вузов, краеведами любителями» (учебник «Краеведение. Челябинская область 8 класс» под редакцией В.М. Кузнецова ст.72)

     Вспомним русскую поговорку «Коня можно привести к водопою, но заставить напиться нельзя». Так и мы можем заставить, попросить, убедить ребенка написать, реализовать проект, провести исследование. Но прежде всего мы должны развить у детей информационно-аналитических и поисковых умения. Сделать это можно  с помощью несложных упражнений.

1. Упражнения на  развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Упражнение 1.  «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Упражнение 2. «Составь рассказ, используя данную концовку»

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2. Упражнения на развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Упражнение 1. «Обстоятельства».

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Упражнение 2. «Найди возможную причину события»

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло и  т.д.

3. Упражнение на развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Упражнение 1. «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Упражнение - игра 2. «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Вернемся к нашей творческой группе.

Итог.

Мы сейчас убедились в необходимости проектной и исследовательской деятельности, рассмотрели их различие, научились формулировать темы проектов и исследований. И я надеюсь,  вам пригодятся простые упражнения на развитие информационно-аналитических и поисковых умения.

        

Проект   «Вторичное использование бытовых отходов»  

Характеристика проекта

Вид проекта______________________________________________

•исходная  проблема______________________________________

•заранее определенная цель_________________________________

•        план предстоящей работы_______________________________

По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:

•        решена исходная проблема (предложен способ ее решения)_______________________________________________

•        создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта)______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для справки.

    Типология проектов:

— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

•        Практико-ориентированный проект.

•        Информационный проект

•        Творческий проект

•        Игровой или ролевой проект

 

«Проектная и исследовательская деятельность при внедрении ФГОС  основного общего образования»

     Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

      Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

  1. исходная  проблема;
  2. заранее определенная цель;
  3. план предстоящей работы.

По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:

  1. решена исходная проблема (предложен способ ее решения);
  2. создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);
  3. представлен письменный отчет о ходе работы;
  4. проведена публичная защита проекта.
  1. постановка  проблемы,
  2. изучение теории, посвященной данной проблематике,
  3.  подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  5.  научный комментарий,
  6. собственные выводы.

Развитие информационно-аналитических и поисковых умения.

1. Упражнения на  развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Упражнение 1.  «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Упражнение 2. «Составь рассказ, используя данную концовку»

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2. Упражнения на развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Упражнение 1. «Обстоятельства».

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Упражнение 2. «Найди возможную причину события»

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло и  т.д.

3. Упражнение на развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Упражнение 1. «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Упражнение - игра 2. «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех...

Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности"

Программа внеурочной деятельности:  "Основы проектной и исследовательской деятельности"  5 класс....

Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности....

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

Цели мастер-класса: 1.     Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации   метапредметной проектной деятельности.2....

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»

Данный мастер-класс содержит рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка...