Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во неурочной деятельности
материал по теме

Фартушнова Марина Александровна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на конференции22.61 КБ
Office presentation icon презентация516 КБ

Предварительный просмотр:

«Самостоятельность головы
учащегося – единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения».
К.Д.Ушинский

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.
. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.  Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский  подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий развивающего обучения.

Начиная с 5 класса, в  своей работе начинаю использовать следующие методы

-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;

Приемы, используемые мной на уроках:

- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

Проведение нетрадиционных форм уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видеоурок, урок-суд,  урок-экскурсия;

 формы работы:

  1. групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века»   класс делится  на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
  2. коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;
  1. индивидуально-дифференцированная форма – данная  форма работы используется   при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами; (слайд 10-11)

     Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

В ходе своей работы занималась изучением данной технологии. Поэтому хочу поделиться основными  подходами  к организации исследовательской деятельности школьников.

Начинающие исследователи очень часто смешивают понятия проекта и исследования. На эти «подводные рифы» угождала и я с учащимися.  

        В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Уже несколько лет принимаем участие с ребятами в конкурсах, исследовательских конференциях школьного, муниципального, регионального и международного уровней. В прошлом году на международном  интеллект-фестивале  «Политика вокруг нас» получили грамоту за активное участие, в этом году – заняли 3 место. Были победы и в региональной конференции «Инициатива молодых» - 2 место с исследовательской работой. Думаю, что достичь динамики можно при условии правильного понимания, что такое исследование и как над ним работать.

Все  исследовательские работы учащихся можно разделить на типы:

         Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

        Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

        Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

        Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопредопределённость результата, который могут дать исследования.

В своей работе учащиеся гимназии используют проблемно-реферативные и исследовательские типы.

       Этапы проведения учебного исследования

  Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру:

I этап. Выбор и формулировка темы.

II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.

III этап. Составление плана.

IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.

V этап. Оформление результатов работы.

VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.

       Индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся можно выстраивать по следующей более детализированной последовательности:

1.  Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2.  «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3.  Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).

4.  Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).

5.  Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработка методики проведения исследования.

7.  Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9.  Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10.  Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия.

        Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны. Период исследования по теме может достигать до одного года.

       Роль школьника при проведении исследования во многом определяется характером взаимодействий учителя и ученика в процессе реализации исследования: индивидуальными и профессиональными установками педагога и степенью самостоятельности учащихся. Обучающийся в процессе исследования, прежде всего, остается субъектом учебной деятельности. Он может играть роль «ученика-лаборанта», выполняя указания руководителя. В этом случае замысел работы остается скрытым от ученика. Играть роль «творца» и/или «начинающего писателя» – если он самостоятельно выполняет части исследования и описывает их. «Юного исследователя» – если школьник самостоятельно проходит все шаги исследования.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во неурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» . Фартушнова М.А.

Слайд 2

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения». К.Д.Ушинский

Слайд 3

Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ Классно-урочная система Метод проектов, исследование усвоение

Слайд 4

Исследовательская деятельность научно-исследовательская учебно-исследовательская Развитие исследовательского типа мышления

Слайд 5

Технология организации учебно-исследовательской деятельности

Слайд 6

Проектные технологии формируют : способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, навыки поиска, анализа и обработки информации, умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты, учат взаимодействовать с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах

Слайд 7

Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Слайд 8

Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области , формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Слайд 9

Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования проектирование исследование Главная цель: уяснение сущности явления, истина Главная цель: реализация проектного замысла

Слайд 10

Типология исследовательских работ учащихся Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеюще­го известный результат. Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы

Слайд 11

Исследовательская деятельность обучающихся это работа учащихся над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением.

Слайд 12

Цель исследовательской деятельности развитие личности, приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

Слайд 13

Этапы проведения учебного исследования I этап . Выбор и формулировка темы. II этап . Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии. III этап . Составление плана. IV этап . Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств. V этап . Оформление результатов работы. VI этап . Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.

Слайд 14

Детализированная последовательность: 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования). 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи). 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы) 6. Разработка методики проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические пра­вила и приёмы). 9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.). 10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия.

Слайд 17

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы; степень включённости в групповую работу; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

Слайд 18

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://schools.keldysh.ru/labmro - сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО. www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. www.resercher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сам...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...