Доклад "О создании сетевого сообщества учителей иностранных языков"
статья на тему

НиколаеваЕленаАнатольевна

В рамках обмена опытом районных методических объединений учителей иностранных языков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_doklad_nikolaevoy_e.a.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Николаева

Создание сетевого сообщества учителей иностранных языков как средство повышения профессионализма

В рамках государственной образовательной политики основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентноспособного, ответственного, компетентного,  готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.[1]

К личности учителя, его профессионализму предъявляются в настоящее время очень высокие требования. Исходя из этого, одной из наиболее значимых способностей для учителя  на сегодняшний день является способность оценивать свою деятельность в соответствии с самыми высокими критериями в личной и профессиональной сфере.[2] Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, насколько учитель творчески активен,                                                                                                              как сам он стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые личностные качества.

Целью саморазвития учителя является повышение его профессионального мастерства. Творческое саморазвитие учителя направлено на то, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии.

Значительную роль в профессиональном развитии педагогов, по словам различных  исследователей, могут играть сетевые сообщества. Еще одна группа исследователей утверждают, что участие в сетевых сообществах не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе.[3] 

Профессиональное сетевое сообщество учителей – это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации учителей.

Несколько лет назад мы тоже стали делать первые шаги в этом направлении. Три года назад мы впервые провели дистанционное заседание Районного методического объединения учителей иностранных языков. С тех пор ежегодно одно из заседаний РМО мы проводим в таком режиме. Для проведения дистанционных заседаний РМО мы организовывали свои сообщества, действующие в течение определенного промежутка времени. В рамках дистанционного заседания мы рассматривали различные вопросы по методике преподавания иностранных языков, психологии, обсуждали доклады, организовывали опросы по интересующим учителей вопросам, проводили обсуждения в форуме, подводили итоги олимпиады, конкурсов, собирали необходимую информацию, обменивались разработками и т.д.

В  течение двух лет мы вели свою страницу на сайте Управления Учебно–методического центра развития образования администрации Татищевского муниципального района. В рамках работы с учащимися мы проводим ежегодный дистанционный конкурс по иностранным языкам для учащихся «Мозаика». В этом учебном году он прошел во второй раз. Материалы для конкурса располагаются в разделе «Страничка для учащихся». Все желающие заранее знакомятся с Положением конкурса. Для проверки работ и подведения итогов конкурса выбирается экспертная группа, для координации всей работы – оргкомитет. В состав экспертной группы входят педагогические работники разных Муниципальных общеобразовательных учреждений нашего района. В конкурсе могут принять участие учащиеся любой школы района. Учащиеся должны выполнить различные тематические, лексико–грамматические, творческие задания в своей возрастной группе  и отправить их эксперту. Эксперты подводят итоги.

В плане работы РМО учителей иностранных языков на 2011-2012 учебный год мы обозначили для себя следующие основные  задачи: 1) Изучение современных методик и технологий в преподавании иностранных языков в средней общеобразовательной школе 2) Совершенствование форм методической поддержки педагогов и повышение уровня их профессиональной компетенции 3) Поиск новых форм обмена опытом между педагогами. Ранее действующие сообщества не могли помочь нам в решении этих задач, т.к. мы организовывали их лишь на определенный промежуток времени. Поэтому перед нами и встала необходимость организации постоянно действующего сообщества в рамках Районного методического объединения учителей иностранных языков нашего муниципального образования.

Создавая сетевое сообщество, необходимо ясно представлять себе его цели. Для нас актуальными являются  следующие цели:

  1. Организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках РМО учителей иностранных языков в Татищевском муниципальном образовании
  2. Создание базы данных по продуктам учебной программы и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности
  3. Предоставление возможности для преподавателей иностранных языков всех  Муниципальных общеобразовательных учреждений Татищевского муниципального  района устанавливать контакты между собой и налаживать взаимодействие в целях обмена опытом и оказания помощи друг другу

 Перед началом работы в рамках сетевого сообщества мы решили провести подготовительный этап – этап организации, который проходит с апреля  по июнь текущего учебного года. Задачи первого этапа – определение основных целей, разработка модели профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков, определение видов деятельности учителей в рамках сообщества, непосредственно сам процесс создания сообщества, разработка Положения об интернет–сообществе,  обсуждение итогов первого этапа работы, этап коррекции. Далее начинается полноценная работа в рамках деятельности сетевого сообщества. Она предполагает обеспечение условий для оказания поддержки и эффективного взаимодействия учителей иностранных языков в профессиональном  сетевом сообществе (обновление ресурсов, организация методической помощи, знакомство с нормативно–правовыми документами,  организация и проведение сетевых мероприятий, организация  общения, изучение опыта работы и  обмен опытом, проведение форумов, дискуссий и т.д.)

Для реализации задач первого этапа был выбран организационный комитет. Работу сообщества мы организовали по нескольким направлениям.

Направления работы:

  1. Информация о членах сообщества
  2. Нормативно–правовая база в сфере образования
  3. Методическая помощь (учителю–предметнику, классному руководителю)
  4. Интернет–поддержка (учителю–предметнику, классному руководителю)
  5. Аттестация (педагогических работников, учащихся)
  6. Работа с учащимися
  7. Обмен опытом

 Согласно направлениям работы была предложена для обсуждения следующая  модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков.

Структура модели сетевого сообщества:

1.  Сообщество учителей иностранных языков

  1. Состав РМО учителей иностранных языков
  2. План работы          
  3. Объявления    
  4. Поздравляем    
  5. Фотоальбом
  1.  Методическая копилка
  1. Уроки  
  2. Доклады
  3. Презентации  
  4. Внеурочная деятельность (электив, кружок)
  5. Внеклассная работа (предметные недели, внеклассные мероприятия)

3. Интернет–поддержка

а) Образовательные ресурсы (Министерство образования и науки РФ, Министерство образования Саратовской области, СарИПКиПРО, Управление образования администрации Татищевского муниципального  района, Управление Учебно–методический центр Татищевского муниципального  района, Модернизация общего образования, ФГОС,  ФИПИ, Рообрнадзор, Педагогические вакансии,  Мониторинг РКПМО, ФЦПРО, РЦОКО, Гиперссылки на другие образовательные ресурсы, Единое окно доступа к образовательным ресурсам)                                                 б) Интернет учителю–предметнику                                                                                                     в) Издательства учебно–методической литературы («Просвещение», издательский центр «Вентана–Граф» и др.)

4. Личные сайты, блоги учителей

5. Аттестация педагогических работников

а) Курсовая подготовка                                                                                            б) Семинары                                                                                                      в) Вебинары                                                                                                                     г) Конкурсы                                                                                    д) Портфолио учителя–предметника

6. Аттестация учащихся  

а) ЕГЭ                                                                                                  б) ГИА

7. Страничка для учащихся  

а) Творчество учащихся  

б) Конкурсы (Мозаика)                                                                                                        в) Фестивали                                                                                  г) Дистанционное обучение

8. Классное руководство    

а) Классные часы

б) Викторины                                                                                            в) Конкурсы                                                                                               г) Спортивные мероприятия                                                                                                      д) Портфолио учащегося                                                                                                  е) Интернет классному руководителю

9. Longman Dictionary

10.Переводчик GOOGLE

11.Форум

12. Блог

13. Мини–чат

14. Обратная связь

15. Гостевая книга

В результате проведенного отбора видов деятельности учителей в рамках сетевого сообщества были определены следующие основные виды:

  1. Знакомство с лучшими образовательными ресурсами, представленными участниками сообщества
  2. Изучение нормативно–правовых документов в сфере образования и повышение уровня своей профессиональной компетентности
  3. Изучение опыта коллег
  4. Обмен опытом
  5. Поиск новых форм работы с учащимися
  6. Совершенствование своей методической подготовки
  7. Расширение круга профессионального общения

В Положении об интернет–сообществе обозначены его цели и задачи, говорится о членстве в сообществе, о его управлении и порядке предоставления материалов, о правах и обязанностях членов сообщества, о содержании деятельности.

Несомненно, все сетевые сообщества будут отличаться друг от друга, так как создаются они в разных коллективах, предметных областях, в различных условиях. Каждое из них преследует свои цели и поставлено решать определенные задачи. Но, главное, как нам кажется, интернет–сообщества не должны быть формальными, они должны быть полезными для педагогов, ради которых организованы.

Используемые источники:

  1. Курсовая работа: Профессиональное самосознание педагога http://www.bestreferat.ru/referat-204363.html 
  2. Доклад"О роли сетевых сообществ в творческом саморазвитии учителя" http://wiki.saripkro.ru/index.php/Доклад_%22О_роли_сетевых_сообществ_в_творческом_саморазвитии_учителя%22 
  3. Владимирова Л.П. Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах http://www.ismo.ioso.ru 
  4. Положение об интернет–сообществе учителей « Поддержка личностно–профессионального развития» http://www.bgpu.ru/ISU-war/?a=4 
  5. Каверин Ю.А., Каверина Т.И.О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя http://kaverinyua.narod.ru/ito9-2.doc


[1] Курсовая работа: Профессиональное самосознание педагога http://www.bestreferat.ru/referat-204363.html

[2] Курсовая работа: Профессиональное самосознание педагога http://www.bestreferat.ru/referat-204363.html

[3] Доклад "О роли сетевых сообществ в творческом саморазвитии учителя" http://wiki.saripkro.ru/index.php/Доклад_%22О_роли_сетевых_сообществ_в_творческом_саморазвитии_учителя%22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и организация работы педагогического сетевого сообщества учителей английского языка

Статья посвящена описанию работы сетевого педагогического сообщества. Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна. Наиболее интересным, инновационным образовательным эф...

План работы городского педагогического сообщества учителей иностранного языка на 2013-2014 учебный год

Методическая  тема педагогического сообщества «Организация  учебно-воспитательного процесса в рамках нового федерального государственного стандарта»...

План работы предметного педагогического сообщества учителей иностранных языков МОАУ СОШ №7 г.Когалыма на 2016-2017 учебный год.

План работы предметного педагогического сообщества учителей иностранных языков МОАУ СОШ №7 г.Когалыма на 2016-2017 учебный год разработан с учтом требований ФГОС....

План работы предметного педагогического сообщества учителей иностранных языков МОАУ СОШ №7 г.Когалыма на 2015-2016 учебный год.

План работы предметного педагогического сообщества учителей иностранных языков МОАУ СОШ №7 г.Когалыма на 2015-2016 учебный год. Методическая тема: «Современные педагогические технологии как условие ре...

План работы предметного педагогического сообщества учителей иностранных языков МАОУ СОШ №7 г.Когалыма

В плане отражены мероприятия ППС учителей ИЯ, запланированные на 2019-2020 учебный год...

Доклад на районном семинаре учителей иностранных языков на тему «Типичные ошибки при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку»

Типичные ошибка при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку и меры, приминяемые на уроках английского языка для  их предотвращения....