Развивающие виды деятельности на современном уроке
материал по теме

Выступление на семинаре учителей русского языка (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

(из опыта работы)

Часто случается, что входя в новый класс, мечтаем о том, чтобы стать тем единственным и неповторимым Учителем, который всегда все знает и лучше всех умеет, на уроке которого нет ни минуты для скуки и рутинной работы.

        Чтобы сделать свой урок таким, чтобы он соответствовал требованиям современного урока, каждому из нас приходится каждый день, возвращаясь с работы, думать о том, чем бы завтра поразить своих учеников, как донести до них «разумное, доброе, вечное», не надоедая словами: «Откройте учебник, пишем следующее упражнение»

        Осознавая требования современного урока, многие свои уроки стараюсь основывать на принципе текстоцентризма. Учащиеся от урока к уроку приобщаются к работе с текстом, учатся определять его признаки, находить ключевые слова и составлять собственное высказывание по теме. В своей работе использую и тексты культуроведческого характера, и забавные истории, способствующие созданию непринужденной обстановки, но в то же время насыщенными орфограммами и пунктограммами.

Содержание уроков направлено на реализацию языковой, речевой и правописной компетенций. Практически на каждом уроке отведено время для работы с речевыми грамматическими ошибками.

Широко использую на уроках элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. При выполнении таких заданий исхожу из следующего:

- каждому ученику должен быть представлен выбор уровня сложности;

- ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3», он может рассчитывать только на «3»;

- если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5»), то его работа должна быть оценена «2» (Конечно, несколько жестоко, но это приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);

- нельзя допускать списывания;

- задания разного уровня лучше всего пометить разными значками;

- учащимся, не освоившим даже уровень «3», нужно предложить тренировочную карточку («Карточка лентяя»);

- работа с разноуровневыми заданиями не  должна быть стихийной или разовой. Самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать.

Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, постепенно подвожу учащихся к осознанному восприятию четвертной оценки.

В своей работе использую и уроки, основанные на игровой технологии. Они пользуются особым успехом у учащихся.

Проблема экономии времени на уроке особенно актуальна. Исхожу из следующих положений:

- не нужно допускать пустого переписывания упражнений, благодаря которому теряется интерес к предмету;

- в течение урока необходимо предложить детям несколько разных видов работ;

- учащиеся 5-7 классов пишут еще довольно медленно, поэтому даю как можно больше заданий типа «Вставьте буквы», «Расставьте знаки препинания», предпочитая их заданиям типа «Спиши текст» (для чего распечатываю экземпляр на каждого ребенка);

- экономии времени урока способствуют разнообразные перфокарты.

Большое внимание в работе уделяю повышению уровня грамотности. Только постоянно повторяя изученное, постоянно усложняя задания, можно рассчитывать на определенные результаты при проведении диктантов и орфографических тестов. Система заданий должна строиться по принципу своеобразного «снежного кома».

Нерационально предлагать на нескольких уроках по изучению темы задания, направленные на выработку только одного навыка. Опыт показывает, что если в течение месяца не вспоминать с учащимися какое-либо из изученных орфографических правил, то большая часть класса забывает о его существовании.

Многие из заданий снабжаю этимологическими справками, что способствует повышению интереса учащихся. Использую дидактические игры, что так же способствует повышению интереса учащихся,  дает возможность разрядить обстановку и поговорить о неисчерпаемых возможностях нашего языка.

Использование ИКТ на уроках дает огромную возможность для повышения интереса учащихся к получению новых знаний, при закреплении и повторении материала.

Чтобы каждый урок соответствовал требованиям урока, необходимо по-новому взглянуть на привычные темы, найти неожиданные решения наболевших проблем. Ведь, как сказал знаменитый Конфуций, «только тот, кто способен в старом открывать новое, достоин называться учителем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ

Самостоятельная работа №2 на тему«ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ(Согласно требованиям ФГОС второго поколения)ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»Слушателя курсов«Актуальные проблемы развития профессиональ...

Виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

В данной работе представлены несколько разработок с применением УУД в условиях ФГОС...

Виды деятельности учащихся на уроках русского языка

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,  а самое главное – умение ориентироваться в большом п...

Критерии оценивания основных видов деятельности обучающихся на уроке музыки (ддя публикации)

Материалы методического объединения учителей музыки по теме "Критериальное оценивание"...