Слушание музыки один из основных видов деятельности учащихся на уроке
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Наволокин Сергей Васильевич

для использования на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки один из основных видов деятельности учащихся на уроке.

Радостно встретить человека, способного искренне выражать свои чувства, мысли, убеждения, предположения. Восхитительно, если высказывания собеседника отличаются оригинальностью, творческой неожиданностью. Пусть даже с ним нельзя полностью согласиться, ибо его мысли в чем-то неприемлемы, недостаточно убедительны. Ведь они вынуждают нас задуматься, заставляют искать контраргументы, провоцируют на альтернативные замыслы...
Могут ли уроки музыки на самом деле способствовать развитию культуры общения и плюрализма, самостоятельности и индивидуальности, духовности и нравственности, как необходимых для нашего общества на современном этапе его существования? В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать». Услышать музыку — это значит, прежде всего, почувствовать и пережить то открытие, которое каждый ребенок сделает для себя и которое заставит его «исследовать» собственные чувства, подтолкнет к размышлениям об окружающей жизни.
Слышать музыку это значит проходить школу эмоционального общения, школу «вживания» в музыкальный образ, школу перевоплощения, нравственного переживания, а значит, и школу духовного, нравственного совершенства.
Исследуя процесс познания музыки как педагогическую проблему, видно, что должен быть особый вид познания музыкального произведения, который мы называем художественным познанием. Его особенности ярче высвечиваются в сопоставлении с другими, более привычными видами общения с музыкой.
Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы в широком смысле слова.

 Другой вид познания — просто слушать музыку и радоваться ее красоте. Действительно, именно так часто и происходит при общении с музыкой в концертном зале. Назовем его условно пассивным любительским познанием. На уроках музыки в общеобразовательной школе чаще всего практикуется активное любительское познание, когда основной задачей становится определение «настроения музыки», ее характер, наряду со скромной попыткой осознать выразительные средства. Главное же, что все указанные виды познания не способны непосредственно влиять на личность учащихся ни в эстетическом, ни в нравственном отношении, В самом деле, о каком целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить в том случае, когда на первый план выходит осознание формы произведения или характеристика ее настроения? При художественном познании музыки задача школьника заключается в другом: в познании тех эмоций и сопутствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря, в познании личностного смысла произведения. Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно — значимый мотив этой деятельности — познание жизни, человека, самого себя.
Использование метода осознания личностного смысла произведения во многом определяется возрастными особенностями учащихся. Например, школьники первых и вторых классов с большим интересом определяют: какое настроение человека (зверя, птицы) они слышат в этом произведении (его части). Учащиеся третьих — пятых классов уже не только констатируют выраженное настроение, но и пытаются ответить на вопрос: «Почему оно таково?». При этом они сочиняют разные сюжеты, которые еще трудно назвать художественными образами, как правило, из-за отсутствия логической связи между отдельными переживаниями и мыслями, а следовательно отсутствие жизненной правды в его художественном изложении.
Для школьников шестых — седьмых классов интересной и привлекательной становится уже «взрослая» задача: обосновать (выяснить) логическую последовательность переживаний и мыслей. Так моделируется жизненная реальность, художественная правда, совершается музыкальное познание бытия.
 Восприятие музыки это познание самого себя... И как оно актуально для учащихся! Особенно для подростков, очень часто желающих разобраться в собственном внутреннем мире.
 Любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.
Один из основных тезисов школьной программы по музыке — научит детей «по-настоящему слышать музыку и размышлять о ней, поскольку... не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять».
На уроках музыки в школе ученик, в большинстве случаев, впервые открывает для себя то или иное произведение, поэтому существуют «правила»:
1. Предлагать учащимся слушать музыку, которую сам педагог как следует внимательно прослушал и соответствующим образом проанализировал.
2. Не навязывать учащимся собственного мнения об услышанном произведении, а выслушивать личные переживания детей.
3. Сам педагог во время звучания произведения должен быть эталоном слушателя, потому что учащиеся берут пример с преподавателя.
Не трудно представить, как пагубно действуют на процесс и результаты слушательского общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий типа: каково настроение музыки? какие инструменты здесь играют? и т. д. Поэтому целесообразны и другие вопросы и задания более обобщенные.
На каждом уроке нужны новизна, неожиданность, интригующая ситуация, духовно-нравственная проблема, актуальная и доступная конкретному классу.
Высказывания школьников это импровизированные впечатления нравственного содержания. Следовательно, эти высказывания весьма субъективны. Поэтому учитель совершает ошибку, если все высказывания школьников будет подводить под общий знаменатель «единственно верный ответ», как уже говорилось, является весьма распространенной причиной, заставляющей учащихся молчать, ибо истина известна лишь учителю. И еще. Словесные высказывания учащихся являются душевной исповедью, а не альтернативным  художественным произведением. Это лишь впечатления и, кроме того, далеко не полные. Можно сравнить их с видимой частью айсберга, большая часть которого осталась в подсознании незримой, неслышимой и неосознанной. Следовательно. нельзя перед школьниками выдвигать слишком высокие требования «художественности». Высказывания состоят из эмоциональных мыслей и интеллектуальных эмоций, относящихся к духовно-нравственному содержанию нашего бытия.

Д.Б. Кабалевский писал: «Когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки, даже если он знает, что после музыки учитель задает какой-нибудь вопрос и он уже готов на него ответить. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять это «закон» не потому, что того просто требует дисциплина, а потому что, когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Выполнять этот «закон» надо потому что слушание музыки — это, прежде всего внимательное вслушивание в нее, а не игра в «загадки-отгадки». Но и после того, как музыка отзвучала, руку не надо поднимать. Учитель должен дать ребятам возможность прочувствовать и продумать услышанное и, лишь спустя некоторое время, задать им вопрос — вот тогда можно поднимать руку».
Так в классе воцаряется атмосфера, близкая к атмосфере концертного зала, и у ребят быстро проявляются не только навыки внимательного слушания, но и любовь и уважение к музыке.
Подчеркнем, что впечатления после прослушанного произведения оказывают воздействие на слушателя, представляют самого школьника: его интересы, стремления, духовный мир, нравственность. Таким образом, воспринимая музыку, мы лучше познаем самого себя, а учитель — своих воспитанников.
Нравственное общение на уроках целесообразно также, для того чтобы весь процесс слушания музыки превратился в интенсивных эмоционально-интеллектуальный труд, в результате которого создавались бы духовно-нравственные ситуации. Их создание требует, как правило, повторного прослушивания произведения. А это, в свою очередь, способствует более интенсивному развитию интонационного словаря слушателя, что является основным залогом формирования потребностей в серьезной музыке.
Итак, говоря о сущности модели нравственного общения с музыкой, мы видим, что объектом ее является эмоциональное интонирование, результатом — личностный смысл произведения, а целью музыкальное познание бытия, понимаемое как весь объективный мир, и в том числе — человеческие отношения не только с природой. но и между самими людьми. «Музыкальное познание» предполагает не только приближение к тайнам бытия посредством музыки. Оно означает, что характерной чертой восприятия будет не столько научная точность, сколько глубина личностного отношения воспринимающего к бытию, выявленного и раскрытого в процессе общения с произведением академического жанра. Следовательно, главной целью познания становится сам Человек, а музыкальное познание бытия — человековедением, значимость которого для становления личности школьника трудно переоценить.

Литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений под руководством Д. Б. Кабалевского. Музыка 1-8 классы, 3-е издание, М., «Просвещение», 2006 г.
2. Д. Б. Кабалевский. Основные принципы и методы прог8раммы по музыке для общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1985 г.
З. Д. Б. Кабалевский. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984 
4. Ю.Н. Хижняк. Там, где музыка живет. М., Просвещение, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках географии с помощью формирования основных видов деятельности учащихся.

    В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине....

"Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по географии в основных видах деятельности в формате ФГОС-2016".

Приемы и технологии критического мышления и формирование коммуникативных умений....

Виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

В данной работе представлены несколько разработок с применением УУД в условиях ФГОС...

Виды деятельности учащихся на уроках русского языка

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,  а самое главное – умение ориентироваться в большом п...

Критерии оценивания основных видов деятельности обучающихся на уроке музыки (ддя публикации)

Материалы методического объединения учителей музыки по теме "Критериальное оценивание"...

Критерии оценивания основных видов деятельности обучающихся на уроке музыки (для публикации)

Материалы выступления на городском методическом объединении учителей музыки...

Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...