Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы
статья по теме

Большакова Светлана Юрьевна

В своей статье хочу рассказать о том, что роль классного руководителя является важной и необходимой частью в жизни ученика и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы

                       (Выступление на МО классных руководителей)

                                                    Докладчик: Большакова С.Ю.,

                                                                                          педагог-организатор

с. Панаевск , 2012г.

Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы

Сочетание слов "классный руководитель" понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. Сегодня существуют разные мнения по этому поводу. Многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции в каждом направлении являются главными? Какие диагностико-коррекционные методы помогут сделать это направление работы классного руководителя эффективным? В последнее время о проблеме классного руководителя говорится и пишется много

Классный руководитель глазами детей и родителей.

Результаты социологических исследований по этой проблеме проводились мною лично. Они проводились среди детей и их родителей. Всего опрошено 56 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты содержанием материального положения семьи, попросту говоря, добыванием куска хлеба, на общение с ребенком тратится минимум времени. Это подтверждают 60% опрошенных родителей. Отвечая на вопрос: "Сколько времени вы уделяете общению с собственным ребёнком?", родители приводят следующие цифры: 2 часа в день - 10%; 1 час - 30%, иные 50% исчисляют время на общение с ребенком в минутах: 40-60 минут - 30%; 30 минут в день - 20%. Последние 20% родителей объясняют и оправдывают себя профессиональной занятостью, увеличением количества рабочего времени.

В то же время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных руководителей себя изжил. Но анализ опроса показал, что эти 10% - семьи, в которых либо не работают и сами занимаются воспитанием, либо ребенок находится на домашнем обучении.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства родителей, является важной и необходимой.

Как оценивают роль классного руководителя сами дети? Мнение большинства (70%) одиннадцатиклассников, участвовавших в опросе, можно определить следующими высказываниями: "классный руководитель - это человек, который всегда помогает в трудные минуты твоей жизни", "классный руководитель знает твои сильные и слабые стороны и помогает их корректировать и совершенствовать", классный руководитель помогает вести диалог с родителями и учителями".

Таким образом, наши дети тоже считают, что классный руководитель в школе - необходимость.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

С учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников. Помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы).

С социальным педагогом, призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

С педагогом-организатором. Организует участие обучающихся своего класса в общешкольные мероприятия во внеурочное и каникулярное время.

Общешкольные традиционные мероприятия помогают координировать деятельность классных руководителей. А степень и качество участия класса во всех делах школы отражаются в специальной схеме-таблице, которая является своеобразным зеркалом и дает возможность каждому классному руководителю для самоанализа собственных удач и причин их отсутствия.

У нас в школе, в учительской висит мониторинг деятельности классов, другими словами воспитательная работа классного руководителя. Там в основном мы отмечаем конкурсы рисунков и участия в общешкольных мероприятиях. У нас в школе проходят такие традиционные мероприятия, которые мы проводим для учителей и общественности села. Там принимают участия дети под руководством педагогов дополнительного образования  и есть ещё такие мероприятия, которые дети сами себе организуют. Это музыкально - развлекательное шоу для подростков «Музыкальный серпантин» проходил осенью и новогодняя развлекательная программа «Жар- птица». Хочется поблагодарить таких классных руководителей как Ольга Николаевна, кл. рук.5а класса, Светлана Николаевна, кл. рук. 5б класса и Наталья Алексеевна, кл.рук. 6в класса. Большое им спасибо за то, что они принимали участие в этих мероприятиях.  Есть и такие классы, которые не принимали участия ни в одних этих мероприятий. Исходя, из этого я уже себе наметила, что из 5а класса можно взять некоторых учащихся на организацию общешкольных мероприятий. Очень часто от некоторых классных руководителей поступают такие вопросы. Почему на мероприятиях принимают участие одни и те же дети, почему я беру других детей из других классов. Вот и ответ на ваш вопрос. Потому что мы не видела их на сцене. Потому что вы их нам  не показали, а мы не смогли их оценить.

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый  класс, как и другие  должны участвовать:

- в общешкольных праздниках;

- в разработке плана общешкольных мероприятий;

Актив класса должен работать в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.

 Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге - сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:  включать ребенка в значимую для него деятельность; - демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы; - предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;  учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе, проявляя себя)

В заключении хочется сказать, что классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.

Предмет «Высокая духовность» невозможно вывести в школьное расписание и вне расписания его не поставить. Он должен передаваться ученикам, образно говоря, каждым словом, каждым взглядом учителя. В этом его главная миссия.

«Креативная
Любящая
Артистичная
Смелая
Современная
Находчивая
Активная
Яркая, а еще она лучшая, потому что  понимает своих учеников!»

 Школьники – представители нового поколения XXI века создали собирательный образ настоящего Учителя, Педагога с большой буквы, не просто руководителя классного коллектива. Это и есть истинный воспитатель, наставник, друг, для которого главное – любовь к детям и отдача им себя без остатка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в деятельности классного руководителя

«Школа - это семья, где все нужны друг другу, где нет деления на хороших и плохих»На сегодняшний день, в общеобразовательной школе приоритет отдается образованию, а не воспитанию, тандемными дан...

Система воспитательной деятельности классного руководителя

Презегнтация и описание системы воспитательной деятельности классного руководителя...

Роль классного руководителя в воспитательной системе школы

Статья о той роли, которую играет классный руководитель в воспитательной системе школы....

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 класс общеобразовательной школы.          ...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

Роль классного руководителя в воспитательном потенциале школы

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка тнеобходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность классного руководителя является важ...