Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
Л.Ю.Рассохина - учитель начальных классов и надомного обучения КС(К)ОУ РА
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Республики Алтай»
Работая с детьми с особыми потребностями в обучении и воспитании, классный руководитель в начальных классах специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида должен, прежде всего, решать специфические проблемы детей, а именно: проблемы в поведении, низкий уровень социализации, нарушение динамики психических процессов, нарушения познавательной сферы, отношения в семье. С другой стороны наше общество накладывает на школу новые стандарты, изменяется портрет выпускника начальной школы. Современному обществу нужны образованные предприимчивые люди, умеющие применять свои знания на практике.
В воспитании используются традиционные методы обучения и инновационные. Все они должны соответствовать следующим требованиям: стимулировать большую самостоятельность детей, иметь четкую структуру, выделение выводов, содержать достаточное количество наглядного материала, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, опираться на ранее усвоенный практический опыт, быть интересными для детей, вызывать положительные эмоции.
Одними из главных задач начальной школы являются: формирование социальной компетентности обучающихся, развитие их творческого потенциала, формирование нравственных отношений в коллективе, способность к сотрудничеству.
В специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 1 раз в неделю проводятся классные часы. Классные руководители в зависимости от потребностей и особенностей класса составляют свою рабочую программу классных часов. У каждого классного руководителя своя воспитательная система, свои методы и технологии воспитания.
Мой педагогический стаж 20 лет. Я работаю больше 10 лет в данной школе. Хорошо изучила потребности и специфические особенности специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида. Второе мое высшее образование - это практическая психология. Стараюсь идти со временем.
Формируя социальную компетентность обучающихся, организую деятельность по усвоению обобщенных понятий, имеющих воспитательное значение:
- усвоение знаний;
- формирование установок-отношений;
- развитие поведенческих умений и навыков;
-практическое применение.
Я очень тщательно подбираю материал классных часов и использую следующие методы, технологии и приемы воспитания.
Методы воспитания:
1) беседы с использованием проблемных вопросов;
2)составление проектов ( фантастические, социальные, исследовательские, творческие, практико -ориентированные)
3) ролевая игра, театрализация;
4) викторина, программированные вопросы и ответы;
5) психологические тренинги;
6) игра-путешествие;
7)просмотр коротких обучающих мультфильмов, фильмов с последующим их обсуждением;
8) работа по группам и в парах;
9) тесты (рисуночные, социометрия, диагностика развития познавательных способностей)
10) беседа с использованием наглядных методов (презентации о писателях, космонавтах) ;
11) чтение и обсуждение сказок для воспитания;
12) проведение внеклассных мероприятий к различным датам;
13) экскурсии (при изучении ПДД, профессий и т.д);
14)практические методы (формирование гигиенических навыков, закрепление знаний ПДД);
15)частично-поисковый.
Технологии воспитания:
1)технология проблемного диалога (Е.Л. Мельникова);
2)технологии оценивания учебных успехов;
3)технологии продуктивного чтения;
4)технология «Обучение в сотрудничестве»;
5)технология разноуровневого обучения;
6) технология рефлексии.
При проведении классных часов я предоставляю ученикам возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; поощряю высказанные обучающимися оригинальные идеи и гипотезы; организую обмен мыслями, мнениями, оценками; стимулирую обучающихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); стремлюсь к созданию ситуации успеха для каждого ученика; активизирую практический опыт обучающихся; стимулирую их к выбору различных способов выполнения заданий, умение найти выход в нестандартной ситуации, адекватно оценить свои действия.
Вместе составляем различные памятки: «Памятка работы в группах» «Памятки поведения на дороге» «Памятка выполнения домашнего задания» и т.д. Дети учатся контролю и самоконтролю.
Все вышеперечисленные методы и технологии помогают формированию ключевых компетенций у обучающихся, адаптации их к повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».
Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...
Индивидуальный план коррекционной работы с учеником в начальной школе VII вида
Индивидуальный план коррекционной работы с учеником в начальной школе VII вида указывает на причины школьной неуспеваемости. И выделяет основные направления и приёмы работы по ликвидации пробелов в об...
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя
Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
В работе рассматривается актуальность выбора инновационных педагогических технологий в работе классного руководителя, описываются применяемые на практике технологии....