Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
статья на тему

Рассохина Лариса Юрьевна

материалы для конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_rassokhina.gorno-altaysk.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат  VIII вида в начальной школе.

            Л.Ю.Рассохина - учитель начальных классов и надомного обучения КС(К)ОУ РА

 «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Республики Алтай»

Работая с детьми с особыми потребностями в обучении и воспитании, классный руководитель в начальных классах специальной (коррекционной) школы - интернат  VIII вида должен, прежде всего, решать специфические проблемы детей, а именно: проблемы в поведении, низкий уровень социализации, нарушение динамики психических процессов, нарушения познавательной сферы, отношения в семье. С другой стороны наше общество накладывает на школу новые стандарты, изменяется портрет выпускника начальной школы. Современному обществу нужны образованные предприимчивые люди, умеющие применять свои знания на практике.

В воспитании используются традиционные методы обучения и инновационные. Все они должны соответствовать следующим требованиям: стимулировать большую самостоятельность детей, иметь четкую структуру, выделение выводов, содержать достаточное количество наглядного материала, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, опираться на ранее усвоенный практический опыт, быть интересными для детей, вызывать положительные эмоции.

Одними из  главных задач начальной школы являются: формирование социальной компетентности обучающихся, развитие их творческого потенциала, формирование нравственных отношений в коллективе, способность к сотрудничеству.

В специальной (коррекционной) школе - интернат  VIII вида 1 раз в неделю проводятся классные часы. Классные руководители в зависимости от потребностей и особенностей класса составляют  свою рабочую программу классных часов. У каждого классного руководителя   своя воспитательная система, свои методы и технологии воспитания. 

Мой педагогический стаж 20 лет. Я работаю больше 10 лет в данной школе. Хорошо изучила потребности и специфические особенности специальной (коррекционной) школы - интернат  VIII вида. Второе мое высшее образование - это практическая психология. Стараюсь идти со временем.

Формируя социальную компетентность обучающихся, организую  деятельность по усвоению обобщенных понятий, имеющих воспитательное значение:

  • усвоение знаний;
  • формирование установок-отношений;
  • развитие поведенческих умений и навыков;

-практическое применение.

Я очень тщательно подбираю материал классных часов и использую следующие методы, технологии и приемы воспитания.

Методы воспитания:

1) беседы с использованием проблемных вопросов;

2)составление проектов ( фантастические, социальные, исследовательские, творческие, практико -ориентированные)

3) ролевая игра, театрализация;

4) викторина, программированные вопросы и ответы;

5) психологические тренинги;

6) игра-путешествие;

7)просмотр коротких обучающих мультфильмов, фильмов с последующим их обсуждением;

8) работа по группам и в парах;

9) тесты (рисуночные, социометрия, диагностика развития познавательных способностей)

10) беседа с использованием наглядных методов  (презентации о писателях, космонавтах) ;

11) чтение и обсуждение сказок для воспитания;

12) проведение внеклассных мероприятий к различным датам;

13) экскурсии (при изучении ПДД, профессий и т.д);

14)практические методы (формирование гигиенических навыков, закрепление знаний ПДД);

15)частично-поисковый.

Технологии воспитания:

1)технология проблемного диалога (Е.Л. Мельникова);

2)технологии оценивания учебных успехов;

3)технологии продуктивного чтения;

4)технология «Обучение в сотрудничестве»;

5)технология разноуровневого обучения;

6) технология рефлексии.

При проведении классных часов я   предоставляю ученикам возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; поощряю высказанные обучающимися оригинальные идеи и гипотезы; организую обмен мыслями, мнениями, оценками; стимулирую обучающихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); стремлюсь к созданию ситуации успеха для каждого ученика; активизирую практический опыт обучающихся; стимулирую их к выбору различных способов выполнения заданий, умение найти выход в нестандартной ситуации, адекватно оценить свои действия.

Вместе составляем различные памятки: «Памятка работы в группах» «Памятки поведения на дороге» «Памятка выполнения домашнего задания» и т.д. Дети учатся контролю и самоконтролю.

        Все вышеперечисленные методы и технологии помогают формированию ключевых компетенций у обучающихся, адаптации их к повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я  начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...

Индивидуальный план коррекционной работы с учеником в начальной школе VII вида

Индивидуальный план коррекционной работы с учеником в начальной школе VII вида указывает на причины школьной неуспеваемости. И выделяет основные направления и приёмы работы по ликвидации пробелов в об...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя

В работе рассматривается актуальность выбора инновационных педагогических технологий в работе классного руководителя, описываются применяемые на практике технологии....