Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
статья на тему

Тютина Гульнара Магыфуровна

 

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я  начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии.

  Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. В своей работе при проведении классных часов, родительских собраний, мероприятий  чаще всего я применяю следующие технологии: технологию развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие, игровые, технологию личностно-ориентированного классного часа,  технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, тхнологию педагогических мастерских,  мультимедийные презентации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc59.5 КБ
Office presentation icon k_dokladu.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

         В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

Приоритетной методической темой нашей школы является развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника. Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Методическая тема школы, связанная с повышением мастерства учителя,  и работа по теме самообразования «Повышение профессиональной компетентности учителя немецкого языка посредством ТРКМПЧ» подтолкнули меня к мысли, почему бы не использовать инновационные технологии и в воспитательной работе. Причин для размышления можно назвать несколько:

  1. Как поддержать интерес учащихся  к классным часам?
  2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
  3. В какой форме  проводить родительские собрания,  чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
  4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я  начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии.

  Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Я начала с применения  самых простых технологий: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения  навыкам сохранения его. (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные спортивные праздники и тд.).

Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, национальная, спортивная, читающая)семья», Новогодние представления  и праздники к 8 Марта совместно с родителями)

Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась  личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа  учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей. Мне оказала и оказывает большую помощь книга «Классному руководителю о классном часе» под редакцией Е.Н.Степановой.

В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «аквариум», «вертушка», «пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. 

Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии классных часов или родительских собраний вызывают у меня уважение, так как я сама не разработала ни одну мастерскую. Я только использую разработки из журнала «Новое образование» от ИПК и ПРО.  Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц ПМИ, ведение дневника, фишбоун. На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер:за и против».

В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать  компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к   изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же,  учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у  этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии,  Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мы ль способны свободно, уместно  использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивные игры («Не тормози») Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс.(можно заниматься в одной аудитории с одним компьютером или каждый ребёнок индивидуально) . Одним из главных помощников для учителя  является Интернет .Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru

        Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций,        Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей. Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

  1. ·        сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  2. ·        возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
  3. ·        возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
  4. ·        возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
  5. ·        активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового  материала;
  6. ·         экономии учебного времени;

· развитии креативных способностей в организации учебной деятельности

Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске  по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе,  скрыть информацию, открыть, перетащить. 

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.    

    И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Итак, я считаю, что использование различных технологий в воспитательной работе в 6 б классе дало  результаты:

  1. учащиеся класса воспринимают классный час как обязательный  час общения 1 раз в неделю;
  2. процент посещаемости родительских собраний вырос по сравнению с 2011-2012 учебным годом с 61% до 79%;
  3. проведено 8 совместных мероприятий с родителями;
  4. собрана копилка классных часов по технологиям: ТРКМПЧ, педагогические мастерские,  личностно-ориентированные классные часы, групповые технологии, компьютерные технологии;
  5. записаны диски с компьютерными презентациями, роликами и интерактивными играми по темам: ЗОЖ, Наркомания, Патриотическое воспитание, Выбор профессии, Безопасность, Училища УР, Инновационные технологии.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

    «Учить всегда, учить везде,

    До дней последних донца!

    Учить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой – и солнца»

        

25.02.13                                                       Тютина Г.М.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Анализ применения инновационных технологий в воспитательной работе.

Краткий обзор тематических мероприятий проведенных в 2017 году  и внедрение новых инновационных технологий с целью повышения профессиональных компетентностей....

Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя

В работе рассматривается актуальность выбора инновационных педагогических технологий в работе классного руководителя, описываются применяемые на практике технологии....

Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"

Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"...

В помощь классному руководителю "Инновационные технологии в воспитательной работе"

Что такое иннвация. Инновационные технологии в воспитательном процессе школьников. Их эффективное применение....