Проектирование урока в условиях введения ФГОС ООО
статья по теме

В выпускной квалификационной работе дистанционных курсов виртуального университета "Просвещение" рассматриваются следующие вопросы: методологические основы инновационного урока, целеполагание как вид метапредметной деятельности, технологическая карта урока как методический инструментарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_uroka_v_usloviyah_perehoda_na_fgos_ooo.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная квалификационная работа по теме

«Проектирование урока в условиях перехода

на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования»

Саврасова Ольга Юрьевна, учитель МОУ СОШ № 32 г.Комсомольска-на-Амуре

г. Комсомольск-на-Амуре

2013 год

Содержание:

Введение        

Глава I. Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования        

Глава II. Методические принципы современного урока.        

Глава III. Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности        

Глава IV. Технологическая карта урока как методический инструментарий        

Заключение        

Список использованных источников.        

Приложения        

Введение

В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Развитие и проявление творческих способностей возможно только непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду, социальному проектированию.

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.

Главное в образовательном  процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Учитывая вышеизложенное, уделяя внимание целенаправленному развитию общеучебных умений: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, организационных, мы определили тему выпускной квалификационной работы «Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования».

Итак, актуальность нашей работы заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли; владеть богатствами выразительной речи.

        Исходя из этого, основной целью нашей работы считаем совершенствоване профессиональной деятельности и личностного роста педагогов.

        Для выполнения поставленной цели решаем следующую задачу:

  1. сформировать, развивать потребность в знании основных особенностей современного урока;
  2. научить формулировать цель, обеспечить выбор формулировки на этапе целеполагания;
  3. организовать деятельность по составлению технологической карты урока.

В аналитическом обосновании работы, созданной на базе педагогического опыта лежат следующие идеи:

  1. принципы антиципации как психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  2. элементы современных педагогических технологий: игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов;
  3. методика обучения русскому языку средствами субъективизации (автор методики – Бакулина Г.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета).

        Практическая значимость работы заключается в возможности изучения и обсуждения теоретического материала на заседаниях образовательно-методического центра «Словесность», в применении подготовленных материалов в работе как опытными учителями, так и молодыми специалистами, формирования и представления опыта работы на городских методических чтениях.

        Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.

Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:

  1. изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
  2. переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
  3. целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
  4. признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Опираясь на слова А.Н.Леонтьева, можно сделать вывод, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к результатам освоения основной образовательной программы.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:

  1. принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
  2. принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
  3. принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
  4. принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

Глава II. Методические принципы современного урока.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Мобилизующий этап.
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия.

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения русскому языку (автор –  Бакулина Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета). Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

Принципы методики субъективизации:

  1. Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
  2. Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
  3. Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

  1. Четко и точно формулирует задания.
  2. Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
  3. Не повторяет задание два раза.
  4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
  5. Не повторяет то, что уже сказали ученики.
  6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
  7. Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Глава III. Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. – М, 1999, с.478). Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии «Великие географические открытия» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

        Цели должны быть:

  1. Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  2. Конкретные.
  3. Понятные.
  4. Осознанные.
  5. Описывающие желаемый результат.
  6. Реальные.
  7. Побудительные (побуждать к действию).
  8. Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Цели, личностно значимые для ученика, мотивирующие на изучение нового материала, представляются нам системой учебных задач: написать, перечислить, выделить, продемонстрировать, выбрать, указать, соотнести и т.д.

Определение целей с позиции компетентностного подхода и включает решение задач:

1. Анализ места урока в процессе развития способности самостоятельно решать проблемы.

2. Определение вида результата образовательной деятельности учащихся.

3. Выбор глагола (словосочетания), отражающего сущность планируемой деятельности.

Предлагаем сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

По нашему мнению, согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:

  1. направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;
  2. представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;
  3. реальность выполнения поставленной цели в течение урока;
  4. соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Таким образом, нам представляется, что в свете ФГОС ООО возможен отказ от триединой цели в связи с приоритетом личностных целей, достижение которых обеспечивается метапредметными, предметными результатами (Приложение 1 «Цели современного учебного занятия»).

Глава IV. Технологическая карта урока как методический инструментарий

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д.Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

  1. постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;
  2. планировании способов достижения намеченной цели;
  3. осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);
  4. осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;
  5. рефлексии деятельности по итогам урока;
  6. выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока [6], призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. (Приложение 2 «Технологическая карта урока).

Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.

В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.

Приведём ещё один вариант технологической карты урока — информационную карту урока [11]. (Приложение 3 «Технологическая карта урока)

Данная карта включает в себя четыре основных блока:

  1. информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.);
  2. содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;
  3. методический, содержащий поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода;
  4. результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии, эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося, результаты взаимодействия «ученик — ученик» и «учитель — ученик», соответствующие технологической форме планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Изучив предлагаемую литературу и различные Интернет-источники, предлагаем еще один вариант технологической карты, модифицированный нами. (Приложение 4 «Технологическая карта»).

Рассмотренные технологические карты урока:

  1. предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;
  2. могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

 (Приложение 5 «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС).

Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

Важными компонентами проектирования современного урока нам представляются целеполагание и конструирование технологической карты учебного занятия.

        Основная идея целеполагания в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  3. проектировать деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  4. на практике реализовать межпредметные связи;
  5. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.

Список использованных источников.

  1. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - № 8.
  2. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
  3. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. – «Русский язык в школе», № 3, 2003.
  4. Информационный бюллетень № 17 «В помощь учителю и методисту» (электронный ресурс, www.vlados.ru).
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Рос. акад. образования; Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  6. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12—18.
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271).
  8. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
  9. Ресурсы Интернета.
  10. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru.
  11. Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде» (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2012 г.
  12. Шмелькова Л.В. Проектирование образовательного процесса. / ГОУ ДПО ЯНОИПКРО. — Салехард, 2008. — 112 с.

Приложения

Приложение 1

Цели современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  1. социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  2. ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  1. анализировать …
  2. сравнивать …
  3. выделять главное ы …
  4. классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  1. использовать научные методы познания …
  2. формулировать проблемы …
  3. предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  1. ставить цели;
  2. планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  3. осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  1. структурировать информацию;
  2. составлять простой и сложный план;
  3. и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  1. общаться;
  2. диалогической и монологической речи;
  3. сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
  4. слушать и вступать в диалог;
  5. участие в коллективном обсуждении;
  6. выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  1. отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

Приложение 2

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I этап урока

II этап урока

Приложение 3

Технологическая карта урока

Информационный блок

Содержательно-деятельностный блок

Методический блок

Результативно-рефлексивный блок

1.

2.

1.

2.

1.

2.

Приложение 4

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Саврасова Ольга Юрьевна

Класс

Дата

№ урока по КТП

7 Г

Тема урока

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Тип урока

Урок первичного закрепления нового знания

Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

содействовать развитию умений анализировать изученный материал, диалогической и монологической речи.

обеспечить закрепление знаний об образовании действительных причастий настоящего времени через организацию деятельности учащихся по первичному закреплению навыка выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Задачи

учителя

ученика

учить устанавливать причинно-следственные связи при применении правила, создать условия для развития речевой культуры.

выбрать соответствующий суффикс для действительного причастия настоящего времени, продемонстрировать виды разбора при изучении данной темы.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

самооценка, личностноя рефлексия

Познавательные:

исследовательские действия — выдвижение гипотез и проверки их

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные:

постановка учебной цели, планирование деятельности

Основные понятия

Действительное причастие настоящего времени, суффикс

Оборудование

Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с разноуровневыми заданиями для проведения самостоятельной работы.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дифферен-циация обучения

Организаци-онный момент.

Проверка домашнего задания.

Новое домашнее задание.

Мобилизующий этап.

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

Открытие нового знания.

Применение нового знания. Развитие умений.

Динамическая пауза

Применение общего способа действия для решения частных задач.

Итог урока.

Рефлексия.

Приложение 5

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятель-ности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятель-ность учителя

Деятельность обучающихся

Познаватель-ная

Коммуника-тивная

Регулятив-ная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуа-ции. Фикса-ция новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания

Принима-ют и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследова-ние проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказы-вания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделиро-вание

Фикса-ция в модели сущест-венных отноше-ний изуча-емого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающих-ся

Осуществ-ляют само-контроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструи-рование нового способа действия.

Постро-ение ориенти-рованной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществ-ляют само-контроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первич-ный контроль за правиль-ностью выпол-нения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формули-ровать собственное мнение и позицию

Осуществ-ляют само-контроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррек-ция отработ-ки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуж-дения, понятные для собеседника. Умеют использо-вать речь для регуляции своего действия

Само-проверка. Отрабаты-вают способ в целом. Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Конт-роль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференциро-ванной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования....

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введе...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО

      Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС НОО

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС НООСовременный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная проду...