«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета» ( опыт работы)
учебно-методический материал по теме

Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это пространство, в котором создаются условия для коррекции речевых нарушений, стимуляции речевой деятельности и общения. В дошкольном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metodicheskih_rabot.rar32.86 КБ

Предварительный просмотр:

                 Дети   должны  жить  в  мире  красоты, игры, сказки, музыки,

                рисунка,  фантазии,  творчества.  Этот  мир  должен окружать

                 ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.

                Да,  от  того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь

                на   первую   ступеньку   лестницы   познания,  что  он   будет

                переживать,  зависит  весь  его  дальнейший  путь  к  знаниям.
                                                                                                В.А. Сухомлинский

Всем известно, что на развитие личности ребёнка дошкольного возраста огромное влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушени-ем речи, то коррекционно-развивающая среда это пространство, в котором созда-ются условия для коррекции речевых нарушений, стимуляции речевой деятель-ности и общения. В дошкольном учреждении в состав коррекционно-развиваю-щей среды входит и логопедический кабинет.

Основное назначение логопедического кабинета это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.  Наше обра-зовательное учреждение посещают дети дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения. Чаще всего такие нарушения сопровождаются и нарушением речи.

Мой кабинет невелик (вместо 20 м ,рекомендуемых СанПиН и нормати-вами, всего   10-11м!), поэтому  при создании  коррекционно-развивающей среды  стремилась задействовать каждый сантиметр помещения, чтобы окружаю-щая обстановка была комфортной, мобильной, эстетичной и вызывала у детей стремление и желание к самостоятельной деятельности.

Кабинет предназначен для подгрупповых и индивидуальных занятий с деть-ми дошкольного возраста. Он оснащён наглядно-дидактическим материалом, ме-белью, компьютером, принтером, магнитофоном. Имеется дополнительное осве-щение над зеркалом и доской, пожарная сигнализация.

При организации коррекционно-развивающей среды я руководствовалась принципами:

  1. доступности: материал для самостоятельной игровой деятельности расположен на открытых полках, тематический материал и документация учителя-логопеда – на верхних закрытых полках;
  2. системности: весь материал систематизирован по разделам; каждое пособие пронумеровано и внесено в  картотеку; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющего-ся оборудования;
  3. здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом и доской; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки; стены кабинета окрашены в тёплый, спокойный персиковый цвет; мебель, ковёр на полу также имеют свет-лые, пастельные тона;
  1. природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соот-ветствии с возрастом детей группы;
  1. мобильности: настенные пособия (ковролин, дидактические объём-ные куклы и др.) легко снимаются со стен и переносятся во время занятий или игр; полка у зеркала легко превращается в столешницу ; детские столы, канторка на время подгрупповых занятий отодвигаются от доски; зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами-жалюзи;
  1. вариативности: наглядно-методический материал и  некоторые пособия многовариантны (в зависимости от задач обучения, возраста детей). Могут дополняться  с помощью разных приспособлений- липучки, магниты, кар-машки( Например: для панно из ковролина  имеются полоски-липучки; буквы, слова, предложения и картинки  дополнены липучками, что дает возможность изменять место предметов на ковролине; на доску картинки крепятся с помощью магнитов; на балконы сказочного домика можно выставлять картинки или буквы;
  1. эстетичности: наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, экологически чистых, ярких материалов, эстетично оформлены.

По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на центры:

  1. индивидуальной коррекции речи;
  2. образовательный;
  3. хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
  4. рабочее место учителя-логопеда.

1. Центр индивидуальной коррекции речи

Центр индивидуальной коррекции речи состоит из настенного зеркала (100х50)  с дополнительным освещением, перед ним полка, легко превращающаяся в столешницу для индивидуальной работы (в соответствии с ростом ребенка).

В закрытых контейнерах хранятся инструментарий для постановки звуков

( шпателя) и материалы для обработки( стерильные салфетки, вата или ватные диски, спирт). Над  зеркалом расположены фотографии с фрагментами артику-ляционных упражнений.

Справа от зеркала на деревянной полке-этажерке  расположена серия лого-педических сказок «Артикуляционная гимнастика», позволяющая ребенку во вре-мя индивидуальных занятий совершенствовать свои артикуляционные способнос-ти. Альбомы «Скороговорки», улучшающие дикцию,  чёткость,  внятность речи ребёнка. Также имеется методическая литература на автоматизацию и дифферен-циацию дефектных звуков; картотека (для домашних заданий) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); картинный материал. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использую    дидактические “куклы – игрушки”. Это лягушонок – ’’Квак” и птенец ’’Каркуша’’.

Выполнены они из ткани: туловище набито ватой, голова с большими глазами и открытым ртом, в котором яркий и подвижный язычок.  Их цель - подключить дополнительный (тактильный) анализатор для более точного восприятия ребенком артикуляционной позиции языка, необходимой для произношения определенного звука. Они   присутствуют на занятиях, хвалят детей за успехи.

2. Образовательный центр

Включает настенную магнитную доску с подсветкой размером 120х90;

Столы и стулья с регулирующимися ножками(1-я, 2-я, 3-я группы мебели), отодвигающиеся для занятий от доски на необходимое расстояние; конторка.

Основой оформления логопедического кабинета является “Сказочный город, который расположился на центральной стене кабинета.

Это дидактическое пособие представляет собой сказочный домик, дерево,  сказочные облака, солнышко,   птицы, сказочные герои. В городе обитают необычные жильцы – это предметные картинки на определённые звуки и  буквы алфавита. Желание попасть в гости к сказочным персонажам помогает выполнять непростые задания.

Например, игровое задание “Рассели жильцов в домик” на закрепление произношения звука “с” в начале, середине ,конце слова. – ребенок выбирает картинки, расселяет их на балконах,  отчетливо называет их : “В этом доме на первом этаже живут сова,  сом, слон, собака. На втором этаже лиса, оса , аист, пастух”.

Или “Назови кто лишний” на закрепление произношения звука “ш” – открывая каждый балкон  ребенок называет жильцов ( мышка, кошка, мошка, жук), определяет кто лишний, убирает картинку (жук) и называет предметы или игрушки которые могли бы жить в этом доме.

В игровом задании “Назови соседей” на закрепление  ориентировки в прост-ранстве и  произношения звука “ль” дети учатся составлять предложения с дан-ными картинками: “Лев живет на втором этаже справа от  лягушки, а лиса под лебедем слева от  улитки” и т.д.

Или “Кто в домике живет?” на автоматизацию звука “р” в предложениях, открывая поочередно балконы домика дети составляют предложения: “На первом этаже живут муравей и рак. На втором этаже живут ворона и воробей. Под крышей живет комар, а на крыше сорока. Как вариант задания – дети называют жильцов и определяют  позицию звука “р” в словах.

Справа от   домика растёт сказочное дерево, которое меняет листву, обита-телей, по сезонам. Зелёное дерево наряжается к Новогоднему празднику игруш-ками, в названии которых есть звуки необходимые для автоматизации. На лужай-ках растут цветы, грибы. Их мастерим вместе с ребятами. И располагаем по раз-личным признакам: по звуку, который нужно повторить (ромашки, розы, нарцисс-сы, маргаритки), по цветовому признаку (красные маки и розовые маргаритки; голубой лен и желтый полынок), по сезону и просто по желанию ребенка). Летают сказочные бабочки, изготовленные из разных материалов (картон, пластмасса, металл, резина, бисер на проволоке). В сказочном городке проплывают сказочные тучи, из которых “капает дождь” или “падают снежинки”. Солнышко в сказочном городе может улыбаться и грустить. Все эти предметы подвижны.

Особое место в логопедическом кабинете занимает пособие В.В.Воскобовича “Ларчик”. Оно представляет собой игровое поле, выполненное из ковролина, приспособленное для фиксации на нём дидактического и игрового материала.

Поскольку игровое поле большого размера, то на нем можно отрабатывать произнесение изолированного звука, выкладывая шнурок, контактную ленту, произнося нужный звук.

Например: “Как сдувается шина?”. Крепим на игровое поле машину с ши-ной  и ребёнок с помощью контактной ленты изображает клубы воздуха, который выходит из шины и при этом произносит изолированный звук “ш” многократно. Закрепляя автоматизацию звука “ш” в слогах ребёнок с помощью контактной ленты разного цвета строит лесенки. Около каждой лесенки картинки: мышка, кошка, лягушка. Мышка поднимается по ступенькам с песенкой “ша-ша-ша”, кошка “ши-ши-ши”, лягушка “шу-шу-шу” и т.д. Игровое поле “Ларчика” может быть использовано для фиксации картинок по лексическим темам,   составления творческих рассказов, пересказа, сочинения коротких сказок.

Как вариант задания – составление рассказов, насыщенных определённым звуком. В процессе рассказа ребёнок действует с картинками, перемещает их, сопровождая рассказом о своих манипуляциях. “Ларчик” используется и при обучении грамоте: составление букв, слогов, слов, предложений, схем; позволяя на высоком эмоциональном фоне в ходе игровых действий обучать детей  звуко-буквенному анализу и синтезу слов, развивая навыки чтения, словотворчества, мелкую моторику.

Так как у детей с нарушениями речи  нарушена мелкая пальцевая моторика, для повышения интереса у детей к занятиям по развитию тонких движений паль-цев рук была создана кукла  Танюша. Кукла изготовлена  из ткани: туловище на-бито ватой.

С помощью этой куклы у ребят появляется желание научиться заплетать косы, завязывать банты, нанизывать бусы,  украшения, украсить платье, зашну-ровать штанишки и туфли. Всё это происходит с помощью  кнопок, молний, шнурков, застёжек, липучек, пуговиц. Пособие "Повторяй-ка" - необыкновенные листы, на которых можно многократно писать фломастерами и удалять неудавшиеся элементы букв. Это пособие позволяет ребенку не только развивать мелкую пальцевую моторику, но и запомнить правильное графическое написание букв. Способствует профилактике оптической дисграфии, а также дает возмож-ность усвоить механизм прочтения разных вариантов слогов. Успех в этом обес-печивает игровая, ненавязчивая форма общения. Прежде чем писать в прописи, дети имеют возможность многократно потренироваться, не боясь ошибиться, таким образом, ограждаю детей от возникновения страхов и неуверенности.

3. Центр хранения наглядно-дидактических пособий и

документации

Весь материал систематизирован по разделам: звукопроизношение, разви-тие дыхания, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи, мелкой моторики, психических процессов, обучение грамоте; все пособия  пронумерованы. Имеется картотека по всем разделам.

Материал для самостоятельных игр находится в доступном для детей месте.   Наглядно-методический материал по лексическим темам и документация учите-ля-логопеда хранятся в папках на верхних закрытых полках шкафа. На открытых верхних полках справа находятся авторские пособия: «Весёлые Звуковички», «Копилка букв», «На что похожа буква», «Звуковые пеналы» « Мои первые бук-вы». На открытых верхних полках слева находятся авторские пособия: «В гостях у сказки», « Весёлая клеточка», «Кто в домике спрятался», «Кукла Танюша». На нижних закрытых полках расположены методическая литература и картотека к ней.

Для развития мелкой моторики пальцев рук  в логопедическом кабинете  дети собирают разнообразные конструкторы, различные виды кнопочной и геометрической мозаики, пазлы, бусы, играют с пуговицами, скрепками, счёт-ными палочками, игровые пособия со шнуровкой, шариковым пластилином, массажными шариками; в миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (их можно наполнить горохом, гречкой, фасолью, рисом, песком, пшеном и тд.), трафареты, шаблоны (в соответствии с лексическими темами). Имеется картотека пальчи-ковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.

Дети играют в игры на поддувание, в  настольный бумажный театр (перед-вигать персонажей, используя воздушную струю), с вертушками, султанчиками, воздушными шарами, развивая правильное речевое дыхание и отрабатывая силу воздушной струи, тем самым  подготавливая органы артикуляции к правильному произношению звуков. Имеется комплекс дыхательных упражнений.

На подгрупповых занятиях учитель-логопед обучает детей звуковому анна-лизу и синтезу;  развивает лексико– грамматические категории ( наборы картин-ного материала: антонимы, синонимы и омонимы, подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка: предлоги, падежные фор-мы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и т.д.); связную речь (картотека рассказов и сказок для пересказывания, картотека загадок (народные загадки, загадки в форме опии-сания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»), под-бор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности,  картинный материал по всем лексическим темам, словесные игры. В кабинете также имеются игры для развития неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. Так как  дети, посещающие занятия с нарушением зрения, то в кабинете используются игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов.

4. Рабочее место учителя-логопеда

На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компью-тера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Компьютеризация открывает но-вые возможности и варианты обучения, создавая большую мотивацию и психоло-гический комфорт для детей.

Рабочее место оборудовано компьютерным столом, стулом. Имеются ТСО: магнитофон с аудиозаписями, сиди- дисками; ксерокс; компьютер с набором обучающих программ. Подобрана фонотека звуков окружающего мира, детских песен, сказок, рассказов. Наличие ПК в кабинете учителя-логопеда позволяет использовать в работе с детьми разные специализированные коррекционные программы, обучающие и развивающие игры, например:

Логопедическую коррекционную программу "Игры для Тигры", предназ-наченную для коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией, дислалией, ринолалией, алалией, заиканием. Эта программа имеет несколько уровней слож-ности. Вместе с Тигренком дети совершают удивительное путешествие по Стране Звуков и Слов, знакомятся с домиком Веселого Язычка, выполняют разные за-дания и учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваи-вают основы грамоты.

Компьютерную развивающую игру "Веселая Азбука" - обучающую игру для самых маленьких, в которой папа Заяц подарил Зайчонку первую книгу - Веселую Азбуку, но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Помогая выполнять Зайчонку интересные задания, ребенок знакомится со звуками и буквами, учится определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учится читать.

Компьютерную развивающую игру "Веселая Читайка" – обучающую игру для детей от 4 до 7 лет, в которой черепашка Сьюзи и весёлая пчёлка отправляя-ются в увлекательные путешествия. Знакомятся с буквами, учатся составлять и читать слоги, простые и сложные слова.

Компьютерную развивающую игру "Трое из Простоквашино. Шарик учит Азбуку" - обучающую игру для дошкольников старшего возраста, в которой Шарик с друзьями изучает Азбуку. Помогая выполнять Шарику интересные задания, ребенок знакомится со звуками и буквами, учится определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учится читать.

Компьютерную развивающую игру "Лунтик " Русский язык ", "Лунтик " Подготовка к школе", – обучающую игру для детей от 4 до 7 лет, в которой Лунтик со своими друзьями отправляется в  путешествия. Дети выполняя разные задания  учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты.

Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видят на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Стараюсь  подбирать  игровые упражнения в соответствии с тематикой  и потребностями детей.

Информационные технологии являются эффективным средством коррек-ционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.  Игры позво-ляют развивать у ребёнка слуховое внимание, чувство рифмы; совершенствовать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; запоминать правильное графическое написание каждой буквы; разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии (в т.ч. и оптической) и дислексии. Кроме выше перечисленных возможностей компьютерные технологии позволяют:

  проецировать на монитор различные необходимые учителю-логопеду для коррекционной работы картинки, иллюстрации, фотографии;

  готовить к занятиям карточки с буквами и словами;

  использовать различные методические приемы ознакомления с буквами (рисование буквы по точкам, конструирование букв) и многое другое.

  готовить свои учебные игровые программы в форме презентации, каждый слайд которой может использоваться как отдельное учебно-коррекционное пособие на фронтальных и индивидуальных занятиях. Создала презентацию "Использование дидактических игр по ориентировке в пространстве в логопедической работе с детьми с нарушениями зрения   ".

Использование компьютерных технологий позволило сделать процесс коррекции речевых дефектов у дошкольников  более рациональным, повысило интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, что эффективно сказывается на результатах деятельности.

Анализ результативности коррекционной работы подтверждает существен-ную значимость коррекционно-развивающей  среды логопедического кабинета и применения компьютерных технологий в обеспечении гибкости образовательного процесса для детей  с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

В статье описаны зоны логопедического кабинета, раскрыто влияние среды на развитие детей с проблемами речи....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от т...

" Качество образовательной среды логопедического кабинета как условие развития личности воспитанника"

Методическая разработка, в которой  показано   значение  качества образовательной среды логопедического кабинета....

коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Основное назначение логопедического кабинета это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Окружающая обстановка должна быть прежде всего комфортной, эстетичной...

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в детском саду

В презентации представлено мое рабочее место - кабинет детского сада "Искорка" №24 города железногорска...