Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство повышения мотивации дошкольников с ОНР на занятиях в условиях ФГОС.
статья по теме

Забоева Лада Алексеевна

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в условиях ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РППС19.16 КБ
Файл prezentatsiya_6.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

            Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС), согласно которому устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Если ранее педагог стремился к   формированию у детей большого количества знаний, умений, навыков, то современные требования направленны на развитие интегративных качеств дошкольника. Важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.

Специальные исследования, посвященные изучению мотивационной сферы детей с нарушениями речи (В. К. Воробьева, И. Б. Козина, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Н. Н. Трауготт, Г. В. Чиркина), позволяют сделать вывод о том, что эти дети окажутся в числе слабомотивированных учеников в школе. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий.

Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм в работе автора – это создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям развивающей среды логопедического кабинета,  способствующей повышению мотивации дошкольников к занятиям. Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает к продуктивной познавательной деятельности. Составляющими мотивации в данном случае являются: вариативность форм работы, инновационные технологии и создание ситуации успеха для ребенка.  

В логопедическом кабинете есть все условия для проведения различных форм занятий. Мебель легко трансформируется. Площадь кабинета позволяет педагогу проводить занятия за партами или, расставив стулья полукругом, посадить детей перед магнитной доской, наборным полотном или экраном проектора. Имеется место для проведения физкультминуток. Во время динамических пауз дети путешествуют по воображаемым природным зонам, с использование различных модулей, выбор которых зависит от изучаемой лексической темы.

По индивидуальному заказу, с соблюдением всех требований, изготовлен стол для индивидуальной коррекции речи. За яркой шторкой, закрывающей зеркало, детей ждут приятные встречи с персонажами артикуляционной гимнастики. Для автоматизации звуков в речи в наличии не только разнообразный картинный материал, но и наборы мелких игрушек, позволяющих детям самостоятельно выбирать героев и атрибуты сказки, которую они придумывают и рассказывают, привлекая в «соавторы» логопеда.

Особенно вдохновляет детей в данной работе использование бассейна с песком. В нем они с удовольствием моделируют различные ситуации с игрушками, в названии которых встречается изучаемый звук. Песок является прекрасным тактильным раздражителем для речевых центров, а манипуляции с мелкими предметами, способствуют развитию моторных функций пальцев рук. Таким образом, пособие «Песочный бассейн» становится полифункциональным.

В зоне развития дыхания каждую неделю, в зависимости от темы, детей ждет сюрприз. Это и предметы для игр с водой, и различные флюгеры, и легкие предметы для дутья. Также дети самостоятельно могут найти в специализированной корзине подходящее к теме пособие.

Одно из любимых пособий детей – это настенное панно «Улица «Звукобуковка». Используется при развитии у детей с ОНР фонетико-фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза, при обучении грамоте. Пособие изготовлено из безопасных материалов, доступных для влажной обработки. Работа с пособием является живой и непринужденной. Ребенок самостоятельно может моделировать ситуацию в игре, располагая картинный материал, а также плоскостные и объемные игрушки на панно с помощью кармашков и  прищепок.

В своей работе логопед использует инновационные технологии: лэпбуки, сказкотерапию, ИКТ, сенсомоторные планшеты, методику наглядного моделирования.

Таким образом, для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете  группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС (пункт 3.3.4.) создается благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует их возрасту детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Зоны расположены удобно и для педагога,  и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом. Такая организация мотивирует ребенка на занятие с логопедом, помогает создавать ситуацию успеха, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Забоева Лада Алексеевна учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок» Педагогический стаж – 21 год Научно-педагогический стаж – 6 лет

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство повышения мотивации дошкольников с ОНР на занятиях в условиях ФГОС Забоева Л. А., учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок » г . Богородск, 2016

Слайд 3

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Слайд 6

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 7

Исследования ведущих российских ученых показали

Слайд 8

Ребенок Педагог

Слайд 9

Цель работы автора – это создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям развивающей среды логопедического кабинета, способствующей повышению мотивации дошкольников к занятиям

Слайд 10

Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает к продуктивной познавательной деятельности.

Слайд 11

Составляющие мотивации

Слайд 12

МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок» В логопедическом кабинете созданы все условия для проведения различных форм занятий.

Слайд 13

Занятие в подготовительной группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения

Слайд 14

Занятие в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи

Слайд 15

Динамическая пауза

Слайд 16

Логопедический стол

Слайд 17

Весёлая артикуляционная гимнастика

Слайд 18

Автоматизация звука Р. Песочный бассейн «Животные жарких стран»

Слайд 19

Развитие речевого дыхания

Слайд 20

Игры с водой на развитие дыхания

Слайд 21

Панно «Улица «Звукобуковка»

Слайд 22

Инновационные технологии

Слайд 23

Работа с лэпбуком «В саду» на занятии по развитию лексико-грамматического строя речи

Слайд 24

Пособия для сказкотерапии

Слайд 25

Автоматизация звука с использованием ИКТ

Слайд 26

Сенсомоторные планшеты

Слайд 27

Использование сенсомоторных планшетов на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи

Слайд 28

Элементы метода наглядного моделирования

Слайд 29

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 30

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС

Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в условиях ФГОС

В статье представлен опыт работы учителя по организации и проведению Фестиваля любителей иностранного языка, а также организации проектной деятельности учащихся в рамках летнего многопредметного лагер...

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...

АПО " Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся 5-9классов к занятиям физической культурой"

Педагогический опыт по теме: "Информационные технологии как средство повышения мотивации обучающихся 5-9 классов к занятиям физической культурой"...