Анализ работы методического объединения учителей - предметников
методическая разработка по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo_uchiteley_-predmetnikov.doc.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы

Методического объединения учителей – предметников

 за 2011-2012 уч. год

Основной формой работы школы по повышению квалификации учителя, роста научно-теоретической подготовки и педагогического мастерства является методическая работа. Её результатом является повышение эффективности уроков и внеклассных мероприятий с учащимися, улучшение качества их обучения и воспитания.

В  Методическом Объединении учителей-предметников в 2011-2012 учебном году работало 8 педагогов.

Кадровый потенциал  МО высокий.

Работа Методического Объединения основывалась:

  1. на анализе учебного процесса;
  2. на обобщении и внедрении в практику опыта лучших учителей;
  3. на творческой инициативе педагогов.

С целью обеспечения роста профессиональной компетенции педагогов школы – как условия реализации цели развития учащихся и совершенствования учебно-воспитательного процесса, в тесной взаимосвязи с проблемой школы, на 2011-2012 уч.год была выбрана следующая тема МО:

 «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях коррекционной школы --- интерната посредством реализации принципа активности в обучении через учебную работу с исползованием информационно - коммуникативных образовательных технологий в образовательном процессе »

МО учителей-предметников в течение 2011-2012 уч. года работало над реализацией следующих  задач:

  1. Продолжение работы по созданию целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их физиологическими  и психологическими особенностями;

  1. Повышение профессионального мастерства педагогов через участие в Методических Объединениях и городских семинарах, участие в профессиональных конкурсах, через непрерывное самообразование с помощью дистанционного обучения, обобщение передового педагогического опыта;

  1. Совершенствование методик проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения, внедрять в систему работы образовательного учреждения современные педагогические технологии, в том числе, и информационные;

  1. Активизирование работы специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов) для оказания практической помощи педагогам;

  1. Применение различных видов искусства в  коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ  (привлечение детей в различные конкурсы)

Работа над темой и проблемой реализовывались через активные формы работы:

  1. Проведение заседаний МО  учителей-предметников;
  2. Тематические выступления-презентации (теоретический аспект)
  3. Открытые уроки; видеофрагменты уроков;
  4. Выступления из опыта работы;
  5. Участие в конкурсах всероссийского уровня;
  6. Проведение предметных недель, школьных олимпиад по предметам, конкурсов различных уровней;
  7. Подготовка учащихся к  участию в школьных и городских конкурсах;
  8. Работа учителей над темами самообразования;
  9. Изучение методических литературы, электронных статей;
  10. Знакомство с новинками методической литературы, Интернет-ресурсами;
  11. Консультации специалистов: педагога-психолога, логопеда, социального педагога.

В течение года  между педагогами учреждений царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом, что положительно сказалось на результативности выполнения поставленных задач.

Данные задачи были выполнены частично с учетом основных направлений по организации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе, а также профессиональных запросов, потребностей и интересов участников МО. Не удалось включить всех учителей в педагогический поиск, творчество, в исследовательскую деятельность.

     Причины, препятствующие выполнению задач следующие:

  1. Инертность и слабая мотивация учителей;
  2. Недостаточный навык работы с персональным компьютером;
  3. Затруднение доступа в Интернет по различным причинам.

Несмотря на это, можно признать результативность выполненных задач положительной. Работу по всем направлениям хорошей. Однако, учитывая вышесказанное, в следующем учебном году  необходимо усилить работу по распространению и обобщению педагогического опыта. А также активизировать работу по формированию мотивации  учителей  и  привлечению педагогов к активному участию  в методической работе.

Методическая работа в 2011-2012 уч. году представлялась разноплановой, поэтому подход к реализации задач осуществлялся индивидуально.

Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

  1. Все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята программа Министерства образования для общеобразовательной школы.
  2. Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

Образовательная деятельность осуществлялась с учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе.

      В текущем году было проведено 5 плановых заседаний.  В ходе заседаний изучались нормативно-правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных классов, велась работа по повышению квалификации учителей путем обмена  опыта, проведения открытых уроков, мастер-классов, участия в конкурсах.

Тематика заседаний, выбор тем были обоснованы рядом потребностей и пожеланий педагогических работников. Анализ работы МО за прошедший год показал, что остаются актуальными вопросы, связанные с

  1. применением методик  проблемного и личностно-ориентированного преподавания различных предметов;
  2. применением активных методов и форм обучения;
  3. изучением методик анализа и на его основе выявления и устранения недостатков в своей работе и пробелов в знаниях учащихся;

 

    При обсуждении плана работы Методического объединения учителей-предметников на 2011-2012 уч.год было единогласно приняты тематика и график заседаний МО, а также утверждены графики проведения предметных недель, открытых уроков, выступлений,  и школьных конкурсов.

Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень.

Внеурочная работа по предметам

Одной из  главных  задач нашей школы, помимо обеспечения качества образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие их творческих способностей. Этому во многом способствует внеурочная деятельность по предметам.

Вся  внеурочная работа  в нашем МО ориентирована на расширение  и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников.

Основные направления внеурочной деятельности:

  - проведение предметных недель;

  - организация предметных олимпиад;

  - организация участия в различных чемпионатах;

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

По плану методического объединения предметников со 2-9 апреля 2012 года проходила литературно- историческая  предметная неделя.

Ответственные:  учителя русского языка и литературы Мязина Т.А., Куатбаева П.Х. и учитель истории Бажкова Л.П.

План проведения.

Дата

Мероприятия

Ответственные

02.04.12.

Викторина: Отечественная война 1812г.Исторические чтения.

Бажкова Л.П., Мязина Т.А., Куатбаева П.Х.

03.04.12.

Конкурс рисунков, кроссвордов, стихов собственного сочинения.

Бажкова Л.П., Мязина Т.А., Куатбаева П.Х.

04.04.12.

Олимпиада по истории (6,7,8 классы), Олимпиада по литературе (5,6,7,8 классы).

Бажкова Л.П., Мязина Т.А., Куатбаева П.Х.

05.04.12.

Исторические фильмы ( 7 класс)

«Первые русские князья» , «Вещий Олег», «Алексей Михайлович»

Бажкова Л.П.

06.04.12.

Устный журнал «Юбилейные страницы»

(5-8 классы)

Бажкова Л.П., Мязина Т.А., Куатбаева П.Х.

09.04.12.

Подведение итогов

Неделя включала в себя проведение  викторины, исторических чтений, конкурсов рисунков, кроссвордов, стихотворений собственного сочинения, олимпиад,  устного журнала, показ исторических фильмов.

В неделе приняли участие  обучающиеся 5 – 8 классов, а при проведении устного журнала был задействован и 4 класс.

Из 43 обучающихся грамотами были награждены 27 учеников. Самым активным в неделе оказался 6 А класс ( кл. руководитель Мязина Т.А.). Впервые в рамках недели были проведены исторические чтения, где обучающиеся выступали со своими докладами. Как всегда удачно прошел конкурс рисунков.

Две ученицы ( Идылбаева Л. и Тюрина В.) приняли участие в конкурсе стихотворений собственного сочинений. Дебют прошел успешно.

Мы считаем, что не очень удался просмотр исторических фильмов ( время просмотра ограничено).

Удачным был устный журнал «Юбилейные страницы» для 5 – 8 классов, который состоялся в актовом зале.  Было отмечено 200-летие Отечественной войны 1812 года, 300- летие  М.В.Ломоносову, 400- летие освобождения России от польско-шведской интервенции.

Звучали стихи, песни, сценки с использованием презентации. И учителям, и обучающимся устный журнал очень понравился.

Таким образом, литературно- историческая неделя была удачным вкладом в нравственно- патриотическое воспитание обучающихся в год Истории России.

«Неделя естественно-математического цикла»

Цель недели: показать значимость предметов  математики, географии, биологии для жизни в современном обществе, для социальной ориентации, повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности,  развитие познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, воспитание экологического сознания учащихся, экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

ПЛАН НЕДЕЛИ.

Дата

Мероприятие

Ответственные

16.04.

понедельник

Газеты, кроссворды, ребусы

Мелехина А.А.

Ложкина О.Е.

17.04

вторник

Викторина «Кругом вода»

4-5 класс

Ложкина О.Е.

18.04

среда

«Процентные расчеты на каждый день»

6-8 класс

Мелехина А.А.


19.04

четверг

ЧИП «Природа и мы»

1-8 класс

Ложкина О.Е.

20.04

пятница

Интеллектуальная игра

«Крестики - нолики»

«Час занимательной математики»

2 класс

Мелехина А.А.

учителя физики, химии, информатики

Железнякова А.В.

23.04

понедельник

Брейн – ринг

«Хочу стать отличником»

4-7 класс

Ложкина О.Е.

24.04

вторник

КВН

5-6 класс

Интеллектуальный марафон

5-8 , 2-4 классы.

Мелехина А.А.

Рулева С.Г.

27.04

Подведение итогов на линейке школы

     

Активное участие ребята приняли в организации выставки математических и экологических рисунков и математических газет.

В течение недели учащиеся принимали участие в акции «Накормите птиц».

Викторина 4-5 классах показала, что уровень подготовки учащихся этих классов высокий, в викторине «Вода, вода, кругом вода» победила команда 5 класса «Моряки», которая опередила команду 4 класса «Скат» всего на один балл.. Задания, использованные в викторине, были направлены на экологическое воспитание учащихся, на их осмысление и понимание проблем Мирового океана, побуждали учащихся задуматься о судьбе планеты и ее обитателях.  Дети с интересом разгадывали кроссворды, ребусы, отгадывали загадки, находили ответы на вопросы, решали географические задачи.  Весь  материал был подкреплен презентацией по теме «Гидросфера».  

           В  игре брейн -ринг «Хочу стать отличником»  участвовали две команды: команда девочек «Ромашка» и команда мальчиков «Байкал». Команда «Байкал» в этой игре выиграла с большим отрывом и помог ей в этом самый активный участник недели ученик 6 класса Шабанов Дмитрий, который не только отвечал на вопросы, но и смог заработать дополнительные баллы  для своей команды, показал хорошие знания предмета не только географии, но и биологии. В этой игре были использованы задания шуточного характера, опираясь на юмор и шутку, учащиеся находили серьезные ответы на поставленные вопросы и задания.

В ходе недели учащиеся с 1 по 8 класс приняли участие в международной игре «ЧИП», которая состоялась 19 апреля.                       

                                                     

К предметной неделе приурочена международная игра «Кенгуру» для 2-8 классов;

Выпущены газеты:   7А  классом «Через тернии к звездам»,

                                   6А «Задачи Древнего Востока»,

                                   5А «Математический калейдоскоп»,

Учащиеся 8А оформили стенд «Женщины – математики».

Учащиеся 5-6 класса приняли участие в конкурсе «Цифровые изображения», подготовили кроссворды и шарады.

Ученики подготовили и выступили с сообщениями:

  6А  Великий С.  «О Пифагоре»,

  7А   Утегулова А   «О Фалесе Милетском»,

  5А   Идылбаева Л  «О б игре в шашки».

  2А класс под руководством классного руководителя  «Числа в пословицах и поговорках».

Ребята 4-8 классов участвовали в разгадывании шарад, кроссвордов, ребусов, криптограмм.

   Учащиеся 3А класса Ивашиненко Дмитрий, Журкова Виктория, Поляков Игорь, Ахтаев Руслан, Шишунов Максим участвовали в сценках-миниатюрах по математике.

 

 Результаты интеллектуального марафона.

2 класса

Андрякова Анастасия

I место

Коряк Ангелина

II место

Кленков Андрей

II место

Шпак Валерий

III место

Аварина Нина

III место

3 класса

Ахтаев Руслан

I место

Васильев Алексей

II место

Поляков Игорь

III место

Ивашиненко Дмитрий

III место

Шишунов Максим

III место

Конкин Руслан

III место

4класса

Устыма Владимир

I место

Шулейкин Алексей

II место

Испусинова Мария

III место

Тусупаев Амир

III место

Шишунов Евгений

III место

5класса

Хажитдинова Мадина

III место

Мусорин Кирилл

III место

6класса

Пшанова Анжела

II место

7 класса

Воробьев Виктор III место по математике и физике.

8класса

Харитонов Станислав III место по математике и физике.

Арищенко Иван III место по физике.

Награждены Грамотами и Дипломами за изучение точных наук.

Отмечены все учащиеся, принявшие активное участие, среди них Шабанов Дмитрий (6А).

Хажитдинова Мадина, Идылбаева Людмила, Бубнов Владимир, Пьянов Степан и Тюрина Дарья (5А)

Пшанова Анжела, Великий Сергей (6А), Утегулова Айнар, Арищенко Екатерина (7А),Столбовой Сергей (8А).

При подготовке к предметной неделе учащиеся использовали материалы школьной библиотеки, ресурсы интернета.

Таким образом, мы видим, что предметные недели дают возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, поэтом, ведущим конкурса или членом жюри, встретиться с поэтом и задать ему свои вопросы, посетить музей и поучаствовать в викторине. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.
Предметные недели  показали, что у учащихся развит познавательный интерес к предметам, они охотно проявляли свои интеллектуальные и организаторские способности.

   Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

    На основании результатов проведенного исследования, анализа мероприятий, организованных в ходе недели, можно сделать следующие выводы:

     Мероприятия были интересны по форме и содержанию. Содержание заданий соответствовало изученному учащимися программному материалу, но по сложности в определенной степени выходило за его пределы.

При разработке мероприятий педагоги использовали задания, которые требовали от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения. Именно такие задания вызывали у учащихся наибольший интерес.

Интересными и полезными для учащихся стали познавательные задачи, для решения которых можно было предложить несколько вариантов ответов. Это позволяло учащимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

Учителя методических объединений продумывали содержание и характер заданий таким образом, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

С целью повышения мотивации, познавательной активности деятельности школьников в предметной неделе, мероприятия были продуманы так, чтобы придать гласности отличившихся учащихся и их поощрить. Многие мероприятия Недели заканчивались итогом на рефлексивной основе.

В заключение хочется привести слова Щипило Л.В.: «Для нас подведение итогов – это не только выявление наиболее интересных мероприятий, но постановка новых задач». А задачи следующие:

  1. Подавляющее большинство учащихся (98%) определило свою роль в мероприятиях как «исполнитель» или «участник», и лишь 2 % как «организаторы» и «авторы сценария». Значит, более активным в пропроцессе планирования предметной недели и сценирования мероприятий должно стать участие самих учащихся. Мы подумали о том, что подготовка и проведение мероприятий предметной недели может стать одним из направлений шефской работы, когда учащиеся более старших классов могут подготовить и провести предметные мероприятия для учащихся младших классов.  


  1. В методическом арсенале наших педагогов имеется множество разнообразных форм организации деятельности учащихся, но мы не останавливаемся на достигнутом, а ищем новые формы.

             Вопрос отбора форм мы сделаем предметом, в том числе, дискуссии учащихся.


  1. Повысить активность участия родителей в предметной неделе.

 



Результаты участников школьной олимпиады по русскому языку

Фамилия Имя ученика

класс

ФИО учителя

количество баллов

место

1

Хажитдинова М.

5 а

Куатбаева П.Х.

4

I

2

Джуманьязов Ч.

5 а

Куатбаева П.Х.

3

II

3

Никонова Д.

5 а

Куатбаева П.Х.

2,5

III

4

Пшанова А.

6 а

Мязина Т.А.

4,5

I

5

Мусаев А.

6 а

Мязина Т.А.

3,5

II

6

Измайлов З.

6 а

Мязина Т.А.

3

III

7

Утегулова А.

7 а

Мязина Т.А.

5

I

8

Тюрина В.

7 а

Мязина Т.А.

4

II

9

Муламбетова Земф.

8 а

Мязина Т.А.

5,5

I

10

Арищенко И.

8 а

Мязина Т.А.

2,5

II

11

Муламбетова Зарин.

8 а

Мязина Т.А.

2

III

12

Черненко Е

8 а

Мязина Т.А.

2

III

Результаты участников школьной олимпиады по ИСТОРИИ

Фамилия Имя ученика

класс

ФИО учителя

количество баллов

место

1

Джуманьязов Ч.

5 а

Бажкова Л.П.

25

I

2

Никонова Д.

5 а

Бажкова Л.П.

24

II

3

Идылбаева Л.

5 а

Бажкова Л.П.

13

III

4

Утегулова А.

7 а

Бажкова Л.П.

8

III

5

Харитонов С.

8 а

Бажкова Л.П.

6

III

Анализируя степень участия учителей в методической работе в 2011-2012 уч. году, можно сделать следующие выводы:

Более активно, творчески работали учителя Мязина Т.А.,

Куатбаева П.Х.,Архипова.Л.А.

   Педагоги делились опытом, готовили выступления и доклады, посещали занятия других учителей, занимались подготовкой учащихся к участию в  конкурсах, к проведению предметных недель, школьных олимпиад.

В целом, работа участников  и руководителя МО учителей-предметников за 2011-2012 учебный год  была признана хорошей, но прозвучали и замечания по поводу неудовлетворительной практической помощи учителям узких специалистов. Также высказывались пожелания  о взаимосвязи МО учителей-предметников с МО учителей начальных классов по преемственности. Участники МО обсудили наиболее актуальные вопросы, которые хотелось бы рассмотреть в предстоящем году, предварительно были одобрен план работы на 2012-2013 уч. год

Из анализа работы МО за 2011-2012 уч. год следует выделить следующие проблемы:

               1.      Причины, препятствующие выполнению задач МО следующие:

  1. Инертность и слабая мотивация учителей;
  2. Недостаточный навык работы с персональным компьютером;
  3. Затруднение доступа в Интернет по различным причинам.
  1. Остаются актуальными вопросы, связанные с
  1. применением методик  проблемного и личностно-ориентированного преподавания;
  2. применением активных методов и форм обучения;
  3. изучением методик анализа и на его основе выявления и устранения недостатков в своей работе и пробелов в знаниях учащихся;
  4. применением приемов индивидуального и дифференцированного обучения.
  1. недостаточно ведётся работа  по обобщению и распространению педагогического опыта ;
  2. слабая включённость учителей среднего звена в вопросы по переходу на новые ФГОС;
  3. многие педагоги школы не применяют современные технологии в учебном процессе;
  4. невысок уровень навыков самоанализа у  учителей;

На основе анализа можно сформулировать задачи на 2012-2013 учебный год, решение которых позволит повысить эффективность деятельности педагогов.

  1. Создавать условия для профессионального роста педагогов (прохождение курсов повышения квалификации, аттестация, самообразование, методические объединения, семинары, мастер-классы);
  2. Формировать положительную мотивацию на саморазвитие и самообразование путем коллективного поиска новых форм работы;
  3. Изучать и реализовывать в учебно-воспитательном процессе требования руководящих документов, передового педагогического опыта;
  4. Совершенствовать методики проведения уроков по разным дисциплинам и их учебно-методическое обеспечение.
  5. Разрабатывать системы мероприятий по изучению, обобщению и распространению передовых и новаторских начинаний педагогов, достижений их профессионального и творческого роста.

   Анализ  работы МО подготовила                                                    зам.директора по УВР Н.В.Плотицена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы методического объединения учителей предметников МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»

В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится цель повышения качества образования важно правильно направить работу методического объединения учителей- предметников. Зада...

План работы методического объединения учителей-предметников на 2022-2023 учебный год

План работы учителей-предметников МБОУ "Школа-интернат № 22" на 2022-2023 учебный год...

План работы методического объединения учителей – предметников на 2018 – 2019 учебный год

Тема работы методического объединения «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся по предметам».Цель работы МО: совершенствование ка...

План работы методического объединения учителей – предметников на 2019 – 2020 учебный год

Тема работы методического объединения «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся по предметам».Цель работы МО: совершенствование ка...

План работы методического объединения учителей – предметников на 2020 – 2021 учебный год

Тема работы методического объединения «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся по предметам».Цель работы МО: совершенствование ка...

План работы методического объединения учителей – предметников на 2021 – 2022 учебный год

Тема работы методического объединения «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся по предметам».Цель работы МО: совершенствование ка...