ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
учебно-методический материал по теме

документ + презентация к уроку в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема 2009-2010 учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №469

 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая тема:

«ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Егорова Елена Сергеевна

Санкт-Петербург

2009-2010


СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий

2. Информационно-коммуникационных технологий обучения

3. Опыт реализации информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

3.1. Разработка урока, на котором будут использоваться информационно-коммуникационные технологии

3.2. Пример урока с использованием информационно-коммуникационных технологий

3.3.Фрагменты применения икт на уроках

4. Анализ и оценка качества использования компьютерных средств на уроке

Список литературы

Приложение (презентация)


АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современном обществе важную роль в профессиональной культуре педагога играет информационная составляющая. Речь идет об активном использовании в работе информационных технологий. Владение информационными технологиями открывает учителю широкие возможности использования компьютера на уроке, обеспечивая:

  1. наглядность представления учебного материала;
  2. исследование более широкого спектра проблем, чем с использованием традиционных методов;
  3. улучшение восприятия информации учащимися за счет более интегрированного подхода к представлению фактов;
  4. дополнительное изучение информационных технологий.

В связи с осуществляемой компьютеризацией образования в учебных заведениях появились технические обучающие  системы, которые включают в себя персональный компьютер, видеодискетную систему к нему, объединённую с телевизором. Компьютер обеспечивает появление на его экране изображение, записанных на видеокассетах с обучающей программой. Это делает экранно-звуковые средства органической частью всех обучающих программ и служит не только технической, но и  методической основой реализации содержащегося в ТСО дидактического потенциала.

В настоящее время используются следующие компьютерные средства обучения:

  1. компьютерный слайд;
  2. компьютеризированный учебник;
  3. мультимедийная версия учебника;
  4. электронный лист основного содержания обучения;
  5. электронный опорный конспект:
  6. теоретико-справочный модуль;
  7. автоматизированная обучающая система;
  8. компьютерный задачник;
  9. компьютеризированный лабораторный практикум;
  10. функциональный компьютерный тренажер;
  11. система автоматизированного проектирования;
  12. автоматизированная система контроля знаний;
  13. средства обучения для деловых игр  и т.д.

Информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер при максимально возможной управляемости процесса обучения. С его помощью может быть представлена высококачественная графика, цветная анимация, звуковое сопровождение, видеоряд. Открывается возможность создания электронных учебников по ряду дисциплин. Они позволяют сделать подачу материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению.

Осуществляется не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

  1. она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целесообразность, целостность);
  2. решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
  3. средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Например, при подготовке к уроку, каждый учитель применяет свою технологию переработки первичной информации (материала, необходимого для изучения конкретной темы). Информационный продукт (непосредственно тип урока) зависит от того, как учитель «видит» данный урок.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Приоритетные педагогические цели использования ИКТ

Демонстрационные средства

Информационные источники

Моделирующие средства

Инструментальные средства

Обучающие программы

Тренажеры

Контролирующие средства

Развивающие игры

Электронные учебники

Электронные учебные пособия

Учебно-игровые средства

Начальная школа

Наглядное представление учебного материала для лучшего усвоения его учащимися.

Создание условий для повышения мотивации учения

Становление и развитие умений работы с учебными средствами, расширение совокупности учебных средств, которыми дети учатся самостоятельно пользоваться в учебной деятельности.

Развитие кругозора учащихся

Создание условий для развития познавательных интересов младших школьников на основе приобретения индивидуального опыта взаимодействия с моделями объектов окружающего мира.

Создание условий для развития умения применять знания в различных нестандартных ситуациях.

Создание условий для развития сенсорных эталонов (ориентация в пространстве, во времени и др.)

Развитие индивидуальных творческих способностей

Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ.

Расширение спектра учебных средств, с которыми учатся самостоятельно работать дети.

Создание позитивных стимулов к учению.

Обеспечение условий для лучшего усвоения учебного материала за счет создания позитивных стимулов к обучению, поддержки оптимистической самооценки, побуждения к инициативе

Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ

Расширение спектра учебных средств, с которыми учатся самостоятельно работать дети.

Становление и развитие умений осуществлять самоконтроль

Развитие сенсорных эталонов (различение цветов и их оттенков, размеров тел, форм геометрических фигур, ориентация на плоскости и др.); интеллектуальное развитие

Создание условий для успешного усвоения учащимися учебного материала за счет обеспечения вариативных форм его представления.

Становление и развитие умений работы с учебными средствами, расширение совокупности учебных средств,  которыми дети учатся самостоятельно пользоваться в учебной деятельности.

Создание условий  для успешного усвоения учащимися учебного материала за счет обеспечения вариативных форм его представления.

Становление и развитие умений работы с учебными средствами, расширение совокупности учебных средств,  которые дети учатся самостоятельно использовать в учебной деятельности

Вариативное включение средств ИКТ в жизненную сферу ребенка, демонстрация детям возможности использования средств ИКТ для решения важных для них задач.

Создание условий для решения задач интеллектуального развития ребенка, развития познавательного интереса, умений коммуникативного взаимодействия и сотрудничества на основе использования средств ИКТ

Основная школа

Развитие умения использовать ИКТ в учебной деятельности

Развитие совокупности общих учебных гностических умений (формирование информационного запроса, поиск информации из различных источников, анализ и выбор необходимой информации)

Создание условий для формирования личностного отношения к приобретаемым знаниям и освоения знаний с учетом индивидуального интеллектуального потенциала учащихся.

Создание условий для развития познавательного интереса на основе приобретения индивидуального опыта исследовательской деятельности.

Создание условий для развития креативности школьников с учетом их интересов и склонностей

Становление и развитие системы операциональных умений взаимодействия с компьютерным инструментарием.

Создание условий для приобретения учащимися умений рефлексивно и целенаправленно использовать соответствующий компьютерный инструментарий для решения поставленной задачи

Создание условий для усвоения учебного материала с учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Создание условий для развития умений самостоятельной учебной работы.

Оказание индивидуальной помощи учащимся в процессе становления и развития предметных умений

учащимися уровня усвоения учебного материала

Целенаправленная и индивидуализированная работа  по выработке предметных умений  и навыков у учащихся

Обеспечение контроля и самоконтроля уровня усвоения учебного материала в соответствии с требованиями учебной программы

Развитие способностей к выполнению мыслительной деятельности: логического мышления, алгоритмического мышления.

Индивидуальная работа с учащимися, ориентированная на развитие ведущих психических процессов

Создание условий для успешного усвоения учащимися учебного материала за счет обеспечения вариативных видов учебной работы с учебным материалом, обеспечиваемых компьютерной программой.

Развитие умений целенаправленно использовать учебные средства для удовлетворения индивидуальных запросов в учебной информации (основной и дополнительный материал, справочная информация) и формах работы с ней (усвоение знаний, поиск необходимой информации, закрепление учебного материала, самоконтроль знаний и др.)

Создание условий  для успешного усвоения учащимися учебного материала  с учетом его специфики за счет обеспечения вариативных видов учебной работы с ним с помощью компьютерной программы

Развитие умений использовать теоретические знания и принимать вариативные решения в различных ситуациях.

Обеспечение учебной работы по предмету с учетом индивидуальных способностей, возможностей и склонностей

Старшая школа

Развитие умений и навыков по обработке, систематизации информации с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий

Развитие аналитических способностей и критического мышления  учащихся.

Развитие умения индивидуально интерпретировать и использовать исходный материал для решения личностно значимых задач.

Приобретение учащимися опыта использования ИКТ для самостоятельной учебной деятельности

Создание условий для развития индивидуального творческого потенциала в процессе  исследовательской деятельности.

Создание условий для приобретения опыта  практического использования имеющихся знаний и умений в исследовательской деятельности.

Создание условий для приобретения опыта создания собственных моделей объектов, процессов, явлений

Создание условий для приобретения учащимися опыта вариативного и целенаправленного использования   ИКТ для решения индивидуально значимых задач.

Создание условий для приобретения учащимися опыта самовыражения и самопрезентации индивидуального творческого замысла  с использованием средств ИКТ

Обеспечение условий для активизации самостоятельной  учебной деятельности через возможность  выбора режима учебной деятельности; различные способы извлечения учебной информации, вариативность в случае принятия самостоятельных решений.

Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся с учебным материалом.

Создание условий для самооценки и самокоррекции

Создание условий для самостоятельной работы учащихся по отработке предметных умений  и навыков на основе самоанализа и самооценки знаний и умений по предмету

Обеспечение контроля и самоконтроля уровня усвоения учебного материала в соответствии с требованиями итоговой аттестации и ЕГЭ

Индивидуальная психолого-педагогическая работа с учащимися

Организация индивидуальной самостоятельной работы учащихся с учебным материалом предметной дисциплины.

Удовлетворение индивидуальных запросов в теоретических знаниях и практических умениях конкретной предметной области в рамках школьного учебного курса.

Организация индивидуальной самостоятельной работы учащихся с учебным материалом предметной дисциплины с учетом его специфики

Индивидуальная работа с учащимися, ориентированная на решение личностно значимых познавательных задач


Использовать информационные технологии можно на любом уроке.

Урок изучения нового материала.

Главная цель учителя на уроке – создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности учащихся.

Урок изучения нового материала может включать следующие структурные элементы:

  1. вступительная часть;
  2. создание проблемной ситуации;
  3. исследование проблемы;
  4. анализ полученных результатов;
  5. закрепление полученных знаний;
  6. домашнее задание.

Компьютер можно задействовать на любом этапе урока, а при необходимости и весь урок может быть проведен с использованием информационных технологий.

При изучении нового материала очень полезна интерактивная презентация, которая может создаваться, например, с помощью программы Microsoft PowerPoint. В презентации могут быть показаны опыты, формулы и определения, проиллюстрированы значимые исторические события, представлены фрагменты электронных географических карт, продемонстрированы портреты. Используя презентацию, учитель экономит время и успевает рассказать больше.

Домашнее задание также может быть выполнено в виде электронной домашней работы, что дает возможность более активного вовлечения ученика в процесс получения информации, изучения темы, предмета, познания мира. Ресурсы Интернета позволяют не только найти информацию по заданному вопросу, но и расширить знания, взглянув на изучаемую проблему с позиции другой науки, другого периода времени, другого персонажа или условий других стран. Это способствует закреплению знаний, полученных на уроке, которые становятся более осознанными и целостными.

Урок формирования практических умений и навыков.

Важная цель обучения – овладение учащимися методами решения практических задач. Для этого учебный процесс должен быть направлен не только на изучение явлений, законов и закономерностей, но и на выработку у школьников учебных умений и навыков. К числу этих умений принадлежат умения решать задачи (математические, физические, химические и т. д.), выполнять расчеты, собирать несложные экспериментальные установки, проводить наблюдения, измерения и т. д.

Для того чтобы научить школьников решать практические задачи, необходимо предоставить каждому ученику возможность самостоятельной работы. В любых электронном учебнике или обучающей программе можно найти обучающие тесты или тесты для самопроверки, которые и дадут возможность школьнику получить навыки в решении задач. Можно смоделировать урок с использованием мультимедийных обучающих программ. При этом особое внимание нужно уделить принципиально новым возможностям обучающих программ по сравнению с традиционными техническими средствами:

  1. построению анимированных иллюстраций к различным этапам решения задач;
  2. моделированию проблемных ситуаций на уроке.

Одно из важных практических умений школьников  это умение проводить простейшие эксперименты. Преимуществами эксперимента в форме выполнения лабораторной работы является высокая степень активности и самостоятельности школьников, выработка умений работы с приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения наблюдений и экспериментов в темпе, определяемом самим учащимся. Выполнение лабораторных работ открывает большие возможности для развития творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

Урок повторения и обобщения ранее изученного материала.

 Для достижения тесной связи между отдельными темами предмета, систематизации знаний и умений необходима дополнительная работа учителя и учащихся на специальных занятиях – уроках повторения и обобщения учебного материала.

Уроки данного типа предоставляют широкое поле для использования информационных технологий: от интерактивных презентаций до работы в Интернете.

В презентацию можно включить обобщающие таблицы, графики, условия задач, интересную информацию, вопросы, которые дадут возможность вспомнить или расширить знания учеников и обнаружить более глубокие связи между известными им явлениями, фактами. Можно напомнить основные опыты, которые являются значимыми в повторяемой теме; дать задание ученикам сделать к данному уроку небольшие презентации по определенным вопросам и их прокомментировать. Представленная таким образом информация может быть использована на уроках, проведенных в форме урока-конференции или урока-семинара.

Урок повторения и обобщения материала должен характеризоваться также внесением в него элементов новых знаний об уже изученных явлениях. Вот тут очень уместно было бы использовать Интернет: по многим разделам фундаментальных наук накоплено огромное количество полезной информации, которую можно отыскать с применением поисковых систем и использовать в процессе обучения. Очень существенной является возможность бесплатного доступа к электронным энциклопедиям и журналам.

При повторении и обобщении учебного материала уместно решение задач, проведение тестов для самоконтроля. С этой целью можно использовать тесты для самопроверки, размещенные на страницах электронного учебника. Учитель может сам составить компьютерные тесты и дать возможность решить их ученикам. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются подсказки разного уровня. По результатам таких тестов можно судить об усвоении учеником повторяемой темы.

Урок контроля и учета знаний. 

Контроль и учет знаний учащихся должен осуществляться учителем систематически на уроках всех типов. Это необходимо для выяснения степени усвоения учениками учебного материала и проверки эффективности применяемых методов обучения. Постоянный контроль и учет знаний ориентируют школьников на систематическую самостоятельную работу с учебником, выполнение домашних заданий, что воспитывает у них чувство ответственности, содействует развитию самоконтроля и самодисциплины.

Тестирование с использованием компьютера любят и преподаватели, которых компьютер освобождает от утомительной процедуры проверки, и ученики, всегда готовые поработать за компьютером вместо того, чтобы стоять у доски или сидеть за партой.

 Используя компьютер, учитель может:

  1. осуществлять первичную диагностику пробелов в знаниях ученика;
  2. выбирать учебные элементы с низкими степенями усвоения и запускать по ним коррекционные тесты;
  3. оценивать в динамике степень усвоения отдельных тем, разделов и всего учебного курса.

3. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  1.  Разработка урока, на котором будут использоваться информационно-коммуникационные технологии

Разработка урока, который будет проводиться с использованием информационно-коммуникационные технологий и  компьютерных средств, предполагает ответы на опорные вопросы, представленные на рис. 1.

Ответы на первую группу вопросов, озаглавленную как «Педагогические цели», создают основу для четкого понимания назначения использования компьютерных средств на уроке. Группа вопросов «Описание способов формирования педагогических условий обучения, воспитания и развития учащихся с использованием компьютерных ресурсов» ориентирована на целенаправленный выбор типов тех компьютерных ресурсов, которые необходимы для решения задач урока. Учитель должен продумать, как должна быть организована работа учащихся на уроке. Группа вопросов «Выбор ресурсов» определяет выбор конкретных технологических ресурсов из школьного учебно-методического комплекса программно-педагогических средств и осуществление организационных мероприятий, необходимых для проведения урока с использованием компьютерных средств. Ответы на вопросы группы «Оценка качественных характеристик педагогических условий обучения, воспитания и развития учащихся с использованием компьютерных ресурсов» предполагают не только планирование процедуры оценки результатов учебной работы на уроке, но и перспективный анализ качества использования компьютерных ресурсов для создания педагогических условий на уроке.


  1. Каковы цели предстоящего урока?
  2. На достижение каких образовательных результатов будет направлена педагогическая работа на уроке?
  3. Какие педагогические задачи должны быть решены на уроке для достижения поставленных целей?
  4. Какие задачи будут решаться с использованием компьютерных ресурсов?

  1. На каких этапах урока будут использоваться компьютерные ресурсы?
  2. Какая из педагогических задач будет решаться на каждом из этапов с использованием компьютерных средств?
  3. Каким должно быть содержание педагогической работы, осуществляемой с использованием компьютерных средств, на каждом из этапов?
  4. Какие конкретные формы организации познавательной деятельности учащихся будут использованы?
  5. Какие способы организации учебного пространства с использованием компьютерных средств позволят (позволяют) наиболее эффективно решать поставленные задачи?
  6. Какие виды технологических ресурсов позволят (позволяют) наиболее эффективно решать поставленные задачи?

  1. Какие конкретные виды организации учебного пространства с использованием компьютерных средств будут использоваться?
  2. Какие конкретно технологические ресурсы необходимо использовать или разработать для проведения урока?
  3. Какая помощь (консультация) нужна для проведения урока (администрация, учитель информатики, специалист,  обслуживающий компьютерную технику, и др.)?

  1. Какие критерии и показатели позволят (позволяют) судить о достижении планируемых образовательных результатов? Как будет осуществляться анализ и оценка их достижения?
  2. Насколько эффективно будут использоваться компьютерные ресурсы на уроке? Возможно ли повышение качества использования компьютерных ресурсов для создания образовательной среды урока?
  3. Какие конкретные формы организации познавательной деятельности учащихся будут использованы?
  4. Какие способы организации учебного пространства с использованием компьютерных средств позволят (позволяют) наиболее эффективно решать поставленные задачи?
  5. Какие виды технологических ресурсов позволят (позволяют) наиболее эффективно решать поставленные задачи?

Рис. 1. Опорные вопросы для проектирования урока с использованием информационно-коммуникационные технологий и компьютерных средств

3.2 Пример урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тема урока:  «Виды треугольников: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные»

Цели:

  1. Выделить существенные признаки обозначенных видов треугольников.
  2. Развивать умение определять виды углов с помощью угольника.
  3. Развивать действие самоконтроля.

Оборудование: презентация, листы №1 с изображением углов, угольники, лист № 2 с изображением 5-ти треугольников (на каждом обозначен номер от 1 до 6), конверты с моделями треугольников, учебник.

Ход урока

1.Вводное слово

2.Актуализация знаний

3.Формулирование темы урока

4. «Открытие нового знания»

5.Решение типовых задач с комментариями

6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

7. Домашнее задание

8.Итог урока

Учитель: Слайд 1

 Здравствуйте!

-Какие разделы математики мы с вами изучаем?

-Что изучает геометрия?

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с геометрическими

фигурами.

Цели нашего урока:

Выделить существенные признаки обозначенных видов треугольников.

Развивать умение определять виды углов с помощью угольника.

Развивать действие самоконтроля

Учащиеся:

Здравствуйте!

Арифметика, алгебра, геометрия.

Свойства геометрических фигур и тел.

Учитель:

 -Расскажите, что вы видите на следующем слайде (слайд №2).

Учащиеся:

Углы. Они разного цвета. Для математики цвет- несущественный признак. Их можно разделить на группы: тупые, острые и прямые.

Учитель: Слайд 3

-Вам надо разбить углы на группы. Номера каждой группы записать на отдельной строчке и указать общий признак для каждой группы.

-Можете ли вы сразу приступить к  выполнению задания?

-Кто напомнит, как надо определять вид угла, и покажет правила работы на доске? (Угол начерчен на доске).

Учащиеся:

Нет. Мы не можем определять «на глаз» вид угла. Для того, чтобы определить вид угла, надо использовать угольник- модель прямого угла.

Ученик выходит к доске, проговаривает алгоритм, выполняет необходимые  действия с начерченным на доске углом. (На  слайде №3  постепенно появляется алгоритм определения вида углов с помощью модели).

Учитель:

 -Можете ли вы теперь выполнить задание?

-Возьмите листы №1 с изображением углов и выполните работу.

-Проверьте свою работу (слайд №4).

Учащиеся:

 Нет. На слайде нельзя выполнить эту работу

-Самостоятельная работа учеников.. Ученики объясняют, как сделали выводы.

Учитель:

 -Что интересного заметили?

Учащиеся:

 Нет изображения прямого угла. (Но «на глаз» могли отнести к прямым углы №2 и №3

Учитель:

 -С разделением углов на группы вы справились успешно. Теперь попробуйте разбить на группы треугольники. Номера каждой группы запишите отдельно и обозначьте общий признак для каждой группы.

Учащиеся:

-У каждого ученика на листе №2 изображены 5 треугольников (изображения аналогичных треугольников представлены на слайде №5). Ученики работают самостоятельно.

Учитель:

-На какие группы вы разбили треугольники?

-Проверяем (слайд №6).

-Можно ли разбить эти треугольники на другие группы?

Учащиеся:

-Равносторонние, равнобедренные и разносторонние (материал изучался ранее).

-Ученики называют номера треугольников для каждой группы.

-Ответы могут быть разными. Если вариант: прямоугольные тупоугольные, остроугольные возникает, то можно попросить учеников объяснить, как они их определяют.

Если такой вариант не возникает, то сразу переходим к формулированию темы и целей  урока.

Учитель:

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Что у нас не получается? В чем затруднение?

-Какие основания для классификации треугольников мы уже  изучали?

-А что еще может характеризовать особенности  треугольников?

Учащиеся:

-Ученики формулируют свои варианты темы урока. Все варианты учитель записывает на доске.

-Длины сторон.

Особенности углов

Учитель:

-Возьмите  конверты с моделями треугольников. Рассмотрите их.

Как удобнее всего будет фиксировать результаты нашего исследования?

-Как будет устроена наша таблица?

-Подготовьте таблицу для работы.

-Что будем изучать?

-Что можете сказать о полученных результатах?

-Как можно назвать треугольники №1, №2 и №3.

-Проверим по учебнику

-Чем отличается формулировка учебника от нашего вывода?

-Какие новые виды треугольников мы сегодня выделили?

-Как же мы будем определять вид треугольника, в зависимости от особенностей углов?

-Уточните тему урока.

Учащиеся:

-У учеников на парте конверты, в которых лежат 3 модели треугольников, вырезанных из картона.  Сами треугольники и углы пронумерованы: треугольник №1 (углы 1,2,3), треугольник №2 (углы 1,2,3), треугольник №3 (углы 1,2,3).

-В таблице.

-У нас три треугольника, значит должно быть три столбца и еще один для названий столбцов. Всего- 4. У каждого треугольника 3 угла, значит строк тоже три и одна строка нужна для заголовков. Строк тоже-4.

-Чертят и озаглавливают графы таблицы.

-Углы треугольников. Будем определять их виды и результаты будем записывать в таблицу.

-Работа учеников в группах.

-Группы представляют свои работы.

-Ответы учеников.

Ученики читают текст учебника.

-У нас получилось более подробно и более понятно.

-Отвечают на вопросы.

-Определим сначала виды всех углов, результаты запишем в таблицу, а затем сделаем выводы.

Учитель:

-Попробуем, используя составленную нами таблицу, определять виды треугольников.

Учащиеся:

-Сначала один-два  ученика показывает образец рассуждения и работы у доски, а затем начинается работа в парах.

Учитель:

Учебник, №

-Проверьте результаты своей работы по таблице.(слайд 7)

Учащиеся:

-Ученики работают самостоятельно.

-Проверяют самостоятельно. Окола каждого столбца ставят + или – в зависимости от полученных результатов.

Учитель:

-№9, с.4. Прочитайте задание. Чему мы будем учиться?

-Как будем рассуждать?

-Как проверить свою работу?

-Если вы проверили свою работу и уверены, что работу выполнил правильно, поставьте знак +.

-Выполните №

Учащиеся:

-Мы умеем строить треугольники на клетчатой бумаге. Но сейчас нам надо начертить треугольник определенного вида: тупоугольный и прямоугольный.

-В тупоугольном и прямоугольном треугольнике один угол или тупой или прямой, остальные два- острые. Значит, начнем с построения тупого угла или прямого.

-Выполняют эту работу самостоятельно в парах с использованием алгоритма из справочника.

-С помощью угольника и составленной нами таблицы.

Учитель (слайд 8)

-Правильно ли были сформулированы тема и цель урока?

-Чем урок был полезен?

-Что было интересно на уроке?

-Узнали ли вы что-нибудь новое?

-Что повторили?

На какой ступеньке нашей лестницы знаний вы сейчас находитесь? Почему?

-Домашнее задание

4.3.Фрагменты применения ИКТ на уроках.

Так на своих уроках я часто применяю табличный редактор Microsoft Excel. Его широко можно применять на уроках математики. Ведь с помощью данной программы можно строить графики элементарных и сложных функций, изучать графические способы решения уравнений и систем уравнений, а также наглядно показывать построение диаграмм.

Например, в 10 классе я объединяю уроки математики и информатики.

Для этого тематическое планирование было скорректировано с учетом проведения занятий по математике с использованием информационных технологий:

1.Тема: «Тригонометрические функции».

Урок – практикум «Преобразование графиков тригонометрических функции»

2.Тема: «Тригонометрические уравнения и неравенства».

Урок- практикум «Графическое решение уравнений и неравенств»

3. Тема: «Производная».

Урок- учет знаний «Исследование функций на монотонность и экстремумы»

Урок – изучение нового материала «Нахождение наклонных асимптот»

Урок – практикум «Исследование функций и построение графиков».

Учащиеся выполняли задания следующего типа:

  1. Построить с помощью компьютера графики функций
  2. С помощью графиков определить область определения функции, множество значений, пересечение с осями координат, промежутки монотонности и знакопостоянства.
  3. Обобщить полученные выводы и оформить в тетради общий случай:

Разрабатывая такие уроки понимаешь, как важна межпредметная связь и атмосфера сотрудничества. Межпредметные уроки позволяют ребятам углубленно изучать материал по каждому из предметов.

И анализируя опыт работы можно сделать вывод, что целесообразность таких уроков заключается в следующем:

  1.  формируются навыки использования ИКТ при изучении математики;
  2.  применяются межпредметные связи с использованием компьютеров;
  3.  формируются навыки применения информационных технологий в жизни;
  4.  умение не только пользоваться компьютером, а четко представлять, где можно применить полученные знания;
  5. - сделать объяснение нового материала более наглядным, эстетически красивым, познавательным и интересным;
  6. - при самопроверке и проверке учителем – экономия времени
  7. -умение ученика эстетично и грамотно оформить полученное задание
  8. -повышается интерес учеников к изучаемым предметам

Но данная работа не может быть организована без четкой формулировки учебно-познавательной задачи, без высокой активности учащихся, без понимания учениками сущности изучаемых понятий, без умения делать выводы и анализировать свою работу.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКЕ

Качество использования компьютерных средств на уроке определяется комплексом условий, которые должны быть созданы учителем для решения образовательных (учебно-воспитательных) задач урока. При планировании урока необходимо учитывать следующие значимые факторы:

1. Технические и технологические условия проведения урока:

  1. соответствие технических характеристик используемой компьютерной техники санитарно-гигиеническим нормам;
  2. соответствие моделей использования компьютерной техники целям и задачам урока;
  3. соответствие используемых программных средств современным требованиям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам;
  4. соответствие интерфейса используемых программных средств уровню восприятия и степени сформированности умений взаимодействия с компьютером учащихся;
  5. соответствие вида используемого на уроке программно-педагогического средства образовательным задачам, которые поставил учитель.

2. Соблюдение условий безопасной работы учащихся за компьютером:

  1. соблюдение временных норм непрерывной работы школьников за компьютером;
  2. соблюдение правил организации работы учащихся за компьютером;
  3. учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей учащихся при организации их работы за компьютером (нарушение зрения, повышенная возбудимость, особенности восприятия информации (левша, правша) и др.).

3. Организация работы учащихся с педагогическим программным средством:

  1. реализация системы помощи для самостоятельной работы учащихся с программными средствами (система динамической помощи, памятки, инструкции, алгоритмы действий в графической форме и др.);
  2. оказание учителем необходимой индивидуальной помощи учащимся при работе с программным средством;
  3. обеспечение работы учащихся с программными средствами вне урока (домашние задания на основе использования программных средств)
  4. обеспечение работы учащихся с различными видами программных средств, например: электронные информационные источники (учебники, справочники, энциклопедии), инструментальные программы, демонстрационные, имитационные, моделирующие средства и др.

4. Использование компьютерных средств в соответствии с учебными целями и задачами урока:

  1. соответствие применяемых на уроке программных средств учебному материалу урока;
  2. вариативность применения программных средств на уроке для решения образовательных задач (для усвоения знаний по предмету; контроля знаний учащихся; представления результатов индивидуальной (домашней) работы перед классом с использованием компьютерных средств; реализации индивидуального творческого замысла);
  3. учет индивидуальных возможностей и интересов учащихся при организации их работы на основе использования программных средств (например, индивидуальные и дифференцированные задания; работа по индивидуальному сценарию, задаваемому компьютерной программой; индивидуальная творческая работа учащихся с использованием программного средства);
  4. организация  работы учащихся с учебной информацией, представленной в различных электронных информационных источниках;
  5. создание условий для активной познавательной деятельности учащихся (например, выполнение заданий исследовательского, поискового, творческого характера; выполнение заданий, связанных с организацией проектной деятельности учащихся).

5. Использование компьютерных средств в соответствии с общими образовательными целями:

  1. реализация межпредметных связей с другими предметными курсами в системе заданий, выполняемых учащимися с использованием ИКТ;
  2. реализация интегративной связи с общим направлением профильной подготовки в системе заданий, выполняемых учащимися с использованием ИКТ;
  3. обеспечение коммуникативного взаимодействия учащихся на основе использования программных средств (групповая (коллективная) работа учащихся с использованием программного средства);
  4. реализация процедур самооценивания и взаимооценивания продуктов деятельности учащихся, выполненных с использованием ИКТ;
  5. планирование и реализация работы учащихся по индивидуальному образовательному маршруту при работе в рамках темы (раздела) учебной программы на основе использования программных средств.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Башмаков, М.И., Поздняков, С.Н., Резник, Н.А. Информационная среда обучения. − СПб.: Свет, 1997.
  2. Долинер Л.И. Структурно-функциональная модель обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий // Информатика и образование.  2003.   № 7.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов выс. ед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Мылова И.Б. Компьютерные технологии в системе учебно-воспитательной работы школы // Компьютерные инструменты на уроках. Предметы естественно-научного цикла: Методическое пособие / Под ред. И.Б. Мыловой. − СПб.: СПбАППО, 2007. (серия «Реализация программы развития НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга»).
  5. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии. Математика в школе №6, 2005.
  6. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. - М.: Издательский сервис: Логос, 2003.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.
  8. Соловьева Л.С. компьютерные технологии для учителя, Санкт – Петербург, 2003.

Приложения

  1. Презентация.

  1. 1. Дроби

Одну долю или несколько равных долей единицы называют дробью или дробным числом.

В дроби число, стоящее над чертой, называют числителем дроби, а число, стоящее под чертой, называют знаменателем дроби. Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель дроби показывает, сколько таких частей взято.

  1. 2. Сравнение дробей

Из   Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше, и больше та, у которой числитель больше.    

Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше, и больше та, у которой знаменатель  меньше.

  1. 3. Нахождение части числа

Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

  1. 4. Нахождение числа по его части

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.

  1. 5. Деление и дроби

Если m одинаковых предметов разделить на n равных частей, то каждая часть будет равна целого предмета.

  1. 6. Нахождение части, которую одно число составляет от другого

Чтобы найти часть, которую одно число составляет от другого, надо первое число разделить на второе.

  1. 7. Сложение дробей

Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же.

  1. 8. Вычитание дробей

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби и оставить тот же знаменатель.

  1. 9. Правильные и неправильные дроби

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.

Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью.

Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице.

     

  1. 10. Смешанные числа

Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной.

  1. 11. Выделение целой части из неправильной дроби

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числителем, а делитель – знаменателем.

  1. 12. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби

Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно:
1) умножить знаменатель на целую часть; 2) к полученному произведению прибавить числитель; 3) записать полученную сумму в числитель, а знаменатель оставить без изменения

  1. 13. Сложение и вычитание смешанных чисел

При сложении (и вычитании) смешанных чисел  целые части складывают (вычитают) отдельно, а дробные – отдельно.


   

 ПАМЯТКА

  1. Дроби
  2. Сравнение дробей
  3. Нахождение части числа
  4. Нахождение числа по его части
  5. Деление и дроби
  6. Нахождение части, которую одно число составляет от другого
  7. Сложение дробей
  8. Вычитание дробей
  9. Правильные и неправильные дроби
  10. Смешанные числа
  11. Выделение целой части из неправильной дроби
  12. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби
  13. Сложение и вычитание смешанных чисел

Обобщающий курс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды треугольников ТЕМА:

Слайд 2

Цели : Выделить существенные признаки обозначенных видов треугольников. Развивать умение определять виды углов с помощью угольника. Развивать действие самоконтроля.

Слайд 3

Углы 1 5 2 4 3

Слайд 4

Как определить вид угла? 1.Если вершина и стороны угльника совпадают с вершиной и сторонами угла, то угол- прямой. 2.Если одна сторона угольника совпадает с одной стороной угла, а другая сторона "пройдет" внутри угла, то угол- тупой. 3.Если одна сторона угольника совпадает с одной стороной угла, а другая сторона "пройдет" по внешней области угла, то угол- острый. 1. 2. Выводы: 3.

Слайд 5

Углы 1 5 2 4 3 Тупые углы Острые углы

Слайд 6

Треугольники 2 3 4 1 5

Слайд 7

Треугольники 2 5 3 4 1 Равнобедренные Равносторонние Разносторонние

Слайд 8

Исследуем треугольники углы угол №1 № 1 № 3 № 2 угол №3 угол №2 ос. ос. ос. ос. ос. прям. ос. туп. ос.

Слайд 9

Виды треугольников Прямоугольный треугольник - есть прямой угол. Остроугольный треугольник - все углы острые. Тупоугольный треугольник -есть тупой угол.

Слайд 10

Проверяем свою работу углы угол №1 АВС DFO KMN угол №3 угол №2 ос. ос. ос. ос. ос. прям. ос. туп. ос.

Слайд 11

Подводим итоги работы Правильно ли сформулированы тема и цель урока? Что нового узнали? Что повторили? Чем урок был полезен? Какие вопросы появились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансляция опыта по теме: «Элементы модульной и информационных технологий обучения на уроках математики».

Трансляция опыта по теме: «Элементы модульной и информационных технологий обучения на уроках математики». Выступление по теме: «Индивидуальный стиль учебной деятельности ученика, как фактор...

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках математики.

Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, на...

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном...

Презентация: Применение КСО (коллективного способа обучения) на уроках математики

В презентации дается краткое описание  системы Дьяченко В.К.- последователя Ривина А.Г.  (автора идеи обучения в парах сменного состава  и обучения в разновозрастных группах). Дае...

Применение современных образовательных технологий на интегрированных уроках математики

Показаны приемы технологии развиия критического мышления...

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....