Рейтинговая система оценки знаний учащихся
статья на тему

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровье-сберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Студенты перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность ребят на уроках резко возрастает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reytingovaya_sistema_ocenki.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ СПО «Белгородский машиностроительный  техникум»

Рейтинговая система

 оценки знаний учащихся

Подготовила

 преподаватель математики

 В.С. Ковалева

        г.Белгород,2013г.

Рейтинговая система оценки знаний

Сегодня, когда система профессионального образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых  формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству).

Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. (Психологические основы развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова). В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Обучающийся в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровье-сберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Студенты перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность ребят на уроках резко возрастает.

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую  характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда студента в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих

обучающихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.

Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний студентов:

1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов обучающихся.

3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.

4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по группе.

5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале.

Главным побуждающим мотивом внедрения  рейтинговой системы оценки качества знаний у меня явилось желание как-то дифференцировать отметку “3», расширить диапазон и объективность оценки усилий каждого ученика. Мне кажется, что трудно убедить студента в том, что, выполняя 1, 2 задания из предложенных 5-ти, он стал учиться лучше, если он все равно получает отметку “2”. Тогда как, работая в рамках рейтинговой оценки, “по баллам” как говорят учащиеся, каждый видит реально итоги своей работы.

Введя рейтинговую систему на втором курсе по теме заметно повысился интерес обучающихся, их успеваемость. каждый стремился получить как можно больший балл.

Опрос студентов выявил как положительное оценивание, так и отрицательное отношение к данной системе оценивания. Не нравится, что необходимо набирать большое количество баллов для высокого рейтинга, а в 5-ти балльной достаточно получить несколько хороших отметок ».  «Непривычно работать по такой системе ».         

В рейтинговой системе им нравится:  «Знаю, как оцениваются мои работы по красоте и правильности»;  «Честность оценивания»;  «Строгость, как стимул»;  «Появляется интерес».

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность; улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу; стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету; облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются сами студенты); улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в группе за

счет индивидуального подхода к студентам; активизирует участие преподавателей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

текущий рейтинг

1.

Наличие полного опорного и тематического конспекта

До 3 баллов

Обязательные баллы.

выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов,   и т.д.

2.

Текущие ответы (устные ответы на уроке, ответы у доски, индивидуальная работа).

1-5 баллов за урок

3.

Самостоятельное решение упражнений

1-5 баллов

4.

Умение классифицировать уравнения по методу их решения.

1-5 баллов

5.

Знание алгоритмов решения и умения их применять

1-5 баллов

6.

Выполнение письменной домашней работы.

 До 3 баллов

7.

Семинар.

до 10 баллов

дисциплинарный рейтинг

9.

Тематический срез, тестирование.

5-15 баллов

10.

Контрольная работа.

до 20 баллов

11.

Зачетная работа.

до 20 баллов

творческий рейтинг

12.

Сообщение, реферат.

до 10 баллов

Дополнительные баллы.

Дополнительные баллы используются для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах,   задач

13.

Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.)

5 - 10 баллов

14.

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 - 50 баллов

15.

« Консультация для отстающих обучающихся»

5-10 баллов

16.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня).

10-30 баллов

Дополнительными баллами также поощряется активное участие в практических и семинарских занятиях, работа консультантом, ассистентом на зачетах, проведение занятий с  учащимся, пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время. Общее количество баллов по каждому модулю определяется в зависимости от часов, отведенных на его изучение, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и выставляется в журнал. Обучающиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 71 - 85% - оценку "хорошо", а 56 - 70% - оценку "удовлетворительно".

Сравнивая системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую, я прихожу к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, студент отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести обучающихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.

Литература

1.        Артемов А.В., Павлов И.Н., Сидорова Т.П. Модульно-рейтинговая система. // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. С. 121-125.

2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. - 2001 - №4. С. 34

3.        Катханов М.В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг - контроля умений и знаний студентов, Учебное пособие М. 1991, 145 с.

4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя, - М., 2000, 67с.

5.        Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. - 2004, № 12. С. 34.

6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М., 2000, 69 с.

Тема 6 «Тригонометрические функции и их графики. Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

16 часов(14 часов –тема и 2часа контрольная работа)

(100 баллов)


п/п

Задания

Максимальное

кол-во

баллов

1

Конспекты

14

2

Работа на уроке

28

3

С/р №1 «Графики тригонометрических функций»

5

4

С/р №2 «Решение простейших тригонометрических уравнений»

5

5

с/р№3 «Способы решения тригонометрических уравнений»

5

6

с/р №4 «Решение тригонометрических неравенств»

5

7

к/р №7 «Тригонометрические функции и их графики. Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

12

8

Доклад, сообщение

6

9

Домашняя с/р№1 (по теме работы №1)

5

10

Домашняя с/р№2 (по темам работ №1 и 2)

5

11

Домашняя с/р№3 (по темам работ №3)

5

12

Домашняя с/р№4 (по темам работ №4)

5

13

ИТОГО:

100

Дополнительные баллы:

14

Участие в внеклассных мероприятиях по математике

4

15

Победа в Олимпиаде среди групп техникума

10

16

Призовые места в Олимпиаде среди групп техникума

8

Темы докладов и сообщений:

« Из истории развития тригонометрии»

«История появления тригонометрических функций»

«Тригонометрия в формулах и аксиомах»

Литература:

1. М.Я. Выгодский.   Справочник по элементарной математике, Изд. Наука,

Москва, 1965.

2.  Г.И. Глейзер, История математики в школе. 7 – 8 кл. – М.: Просвещение, 1982

3. История математики с древнейших времен до начала 19 столетия. В трех томах. Под редакцией А.П. Юшкевича Изд-во «Наука»1970

4. «Энциклопедия для детей, том 11- математика» Изд-во «Аванта плюс»М.1998

5.  «История неевклидовой геометрии. Развитие понятия о геометрическом пространстве». Розенфельд Б.А. М., «Наука»,1976

6. Рыбников А.А. «История математики» Учебник – М.Изд-во МГУ,1994

7. Л.М.Лоповок, Математика на досуге – М., Просвещение, 1981

8. А.С.Чесноков, Внеклассная работа по геометрии – М., Просвещение, 1974

9. Интернет: www.pm298.ru    www.dic.ru .

10. Энциклопедия    

Перевод баллов в оценку

65-74 балла – оценка «3»

75-89 баллов – оценка «4»

90-100 баллов –оценка «5»

С/р №1 «Графики тригонометрических функций»

С/р №2 «Решение простейших тригонометрических уравнений»

с/р№3 «Способы решения тригонометрических уравнений»

с/р №4 «Решение тригонометрических неравенств»

к/р №7 «Тригонометрические функции и их графики. Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Тема 5 «Основы тригонометрии: Преобразование тригонометрических выражений»

16 часов(14 часов –тема и 2часа контрольная работа)

(100 баллов)


п/п

Задания

Максимальное

кол-во

баллов

1

Конспекты

14

2

Работа на уроке

28

3

С/р №1 «Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

4

4

С/р №2 «Числовая окружность, определение синуса, косинуса, тангенса котангенса числовой окружности»

5

5

с/р№3 «Основные формулы тригонометрии» -теория

5

6

с/р №4 «Формулы приведения»- практика

5

7

с/р №5 «Формулы суммы и разности, двойного и половинного угла» - теория

5

8

с/р №6 «Преобразование тригонометрических выражений»-практика

6

9

к/р №7 «Преобразование тригонометрических выражений»

10

10

Доклад, сообщение

6

11

Домашняя с/р№1 (по теме работы №1)

4

12

Домашняя с/р№2 (по темам работ №2 и 5)

4

13

Домашняя с/р№3 (по темам работ №3,4 и 6)

4

ИТОГО:

100

Дополнительные баллы:

14

Участие в внеклассных мероприятиях по математике

4

15

Победа в Олимпиаде среди групп техникума

10

16

Призовые места в Олимпиаде среди групп техникума

8

Темы докладов и сообщений:

« Из истории развития тригонометрии»

«История появления тригонометрических функций»

«Тригонометрия в формулах и аксиомах»

Литература:

1. М.Я. Выгодский.   Справочник по элементарной математике, Изд. Наука,

Москва, 1965.

2.  Г.И. Глейзер, История математики в школе. 7 – 8 кл. – М.: Просвещение, 1982

3. История математики с древнейших времен до начала 19 столетия. В трех томах. Под редакцией А.П. Юшкевича Изд-во «Наука»1970

4. «Энциклопедия для детей, том 11- математика» Изд-во «Аванта плюс»М.1998

5.  «История неевклидовой геометрии. Развитие понятия о геометрическом пространстве». Розенфельд Б.А. М., «Наука»,1976

6. Рыбников А.А. «История математики» Учебник – М.Изд-во МГУ,1994

7. Л.М.Лоповок, Математика на досуге – М., Просвещение, 1981

8. А.С.Чесноков, Внеклассная работа по геометрии – М., Просвещение, 1974

9. Интернет: www.pm298.ru    www.dic.ru .

10. Энциклопедия    

Перевод баллов в оценку

65-74 балла – оценка «3»

75-89 баллов – оценка «4»

90-100 баллов –оценка «5»

Самостоятельные работы по теме 5

Преобразование тригонометрических выражений

Самостоятельная работа 5-1

«Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

Вариант 1

№1

Выразите в радианах:

1)   1;        4)   10;        7)   15;        10)   30;

2)   45;        5)   60;        8)   70;        11)   90;

3)   225;        6)   240;        9)   320;        12)   330.

№4

Чему равна градусная мера углов:

1)   ;        3)   ;        5)  – ;        7)   ;

2)   ;        4)   ;        6)  – ;        8)   ?

Самостоятельная работа 5-1

«Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

Вариант 2

№1

Переведите углы из градусной меры в радианную:

1)   36;        3)  –120;        5)   870;        7)  –2510;

2)   265;        4)  –135;        6)   1020;        8)  –2940.

№2

Чему равна градусная мера углов:

1)   ;        3)   ;        5)  – ;        7)   ;

2)   ;        4)   ;        6)  – ;        8)   ?

Самостоятельная работа 5-1

«Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

Вариант 3

№1

Переведите из градусной меры в радианную:

1)   120;        3)   220;        5)   300;        7)   765;

         2)   210;        4)   150;           6)   315;             8)   675.

№2

Найдите градусную меру угла, радианная мера которого равна:

1)   ;        3)   ;        5)  – ;

2)   ;        4)   ;        6).

Самостоятельная работа 5-1

«Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

Вариант 4

№1

Переведите из градусной меры в радианную:

1)   220;        3)   120;        5)   360;        7)   665;

         2)   -310;        4)   150;           6)   315;             8)   675.

№2

Переведите из радианной меры в градусную:

1)   ;        3)   ;        5)   ;        7)   ;

2)   ;        4)   ;        6)   ;        8)   .

Самостоятельная работа 5-1

«Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

Вариант 5

Перечертите в тетрадь и заполните таблицу:

1

3

5

9

12

18

30

45

90

Самостоятельная работа 5-1

«Перевод из градусной меры в радианную и наоборот»

Вариант 6.

Перечертите в тетрадь и заполните таблицу:

100

120

135

180

220

250

300


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....

Рейтинговая система оценки знаний

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Эта программа позволяет  создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Презентация выступления на конференции...

Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"

Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....