Главные вкладки

    Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме "Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
    материал на тему

    Савельева Светлана Анатольевна

    Текст выступления педагога-психолога для педагогического совета или методического объединения с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление по теме:

    «Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

    Слайд 1 – Тема

    Слайд 2

              В.А. Сухомлинский: «В своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

              Педагог (учитель, воспитатель) всегда в какой-то мере исследователь и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих учащихся — каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Педагог постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, “сканирование”  педагогической ситуации в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации,  перерабатывает ее,     т.е. анализирует, систематизирует, обобщает, с тем, чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодным образом использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.

              Понятия “педагогическое исследование” и “педагогическая диагностика” имеют много общего. Но педагогическое исследование и педагогическая диагностика — все же понятия разные и самостоятельные. Они различаются по предмету. Для педагогического исследования — это закон, закономерности и тенденции науки педагогики; для диагностики— признаки и индикаторы компонентов педагогических процессов, симптомы индивидуально-педагогических особенностей личности, группы.
              В “исследовании” и “диагностике” разные цели. В первом случае цель— изучить, обобщить и сформулировать педагогическое явление, закон, тенденцию, до сих пор еще не известные педагогической науке. Педагогическая диагностика ставит иную задачу: на основе всестороннего изучения признаков, симптомов педагогического процесса соотнести педагогический факт или явление с уже известным педагогическим законом, тенденцией. Поиска новых открытий нет, есть распознавание, сравнение, классификация и систематизация фактов и явлений.
           Педагогическое исследование предполагает самый высокий, абстрагированный уровень обобщения, в то время как при диагностировании обобщение относим к частному, конкретному случаю. Сроки исследования обычно продолжительны, иногда— многие годы. Диагностика же длится недолго, иногда — быстро, конкретные результаты безотлагательно используются в педагогическом процессе, непосредственно происходящем в данный момент, как объективная база для принятия обоснованных педагогических решений.
     В школе мы имеем дело, как правило, с педагогической диагностикой, т.е. разносторонним изучением и описанием объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.

    Слайд 3

              Педагогическая диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

    Предмет диагностики:

    1. Результаты обучения в виде оценки знаний;
    2. Результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
    3. Результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.

    Слайд 4

              Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути  их коррекции.
             Они включают в себя следующие функции:

    1. Аналитическая (психолого-педагогический анализ воспитательного процесса, выявление в воспитательном процессе причинно-следственных связей между условиями и результатами воспитания);
    2. Диагностическая (психолого-педагогическое изучение ученика и его социального окружения);
    3. Оценочная (качественная и количественная оценка деятельности участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей);
    4. Коррекционная (коррекция воспитательного процесса, коррекция собственной активности педагогов, учащихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания);
    5. Ориентационная (ориентация педагогического коллектива на решение проблем в жизни коллектива и личности);
    6. Информационная (информирование участников воспитательного процесса о результатах диагностики).

    Слайд 5

    Принципы диагностики:

    1. Изучать (использовать диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты);
    2. Понимать (понимание проблем участников воспитательного процесса);
    3. Помогать (в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи).

    Слайд 6

    Технология педагогической диагностики:

    1. Постановка целей диагностики.
    2. Определение критериев, показателей развития личности, группы.
    3. Отбор методов, системы методов диагностики.
    4. Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии.
    5. Анализ результатов диагностики (выяснение причин, влияющих на педагогический процесс; определение путей решения педагогических проблем;  корректирование педагогического процесса)
    6. Выделение уровней развития личности, группы.
    7. Фиксирование результатов диагностики.
    8. Учёт результатов диагностики в учебно-воспитательном процессе.


              Известные отечественные ученые С.И. Архангельский, К.К Платонов, СА.Гапоненко и другие - отмечают, что одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи.

    Ключевые компетентности педагога:

    1. Управленческая
    2. Коммуникативная
    3. Информационная
    4. Методологическая
    5. Проектировочная
    6. Толерантная
    7. Аналитическая

    Слайд 7

              В основе аналитической деятельности лежит анализ. Любой анализ привносит научную составляющую в деятельность человека, так как является основным методом познания чего-либо. По определению Ю.А.  Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:

    1. изучение состояния и тенденций развития,
    2. объективную оценку результата образовательного процесса,
    3. выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.

    Слайд 8

              Метод педагогического анализа представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения педагогического процесса и управления им, а также на выявление причин, влияющих на его конечные результаты.

    Слайд 9

              Аналитическая компетентность включает в себя: сравнение, абстрагирование, аналогии, анализ, синтез, генерирование идей. Также используются методы наблюдения, эксперимента, тестирования, анкетирования, беседы, изучение документации и др.

    Слайд 10

    Аналитическая деятельность даёт возможность педагогу:

    1. формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
    2. развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
    3. формировать  умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
    4. формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

    Слайд 11

    Принципы педагогического анализа (Ю.А. Конаржевский):

    1. Принцип объективности.

    2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия.

    3. Принцип системного подхода.

    4. Принцип главного звена.

    5. Принцип комплексного подхода.

    6. Принцип целенаправленного планирования.

    7. Принцип воспитательного воздействия.

    8. Принцип массовости.

    Слайд 12

    Условия получения достоверных результатов:

    1. Брать для изучения достаточное количество факторов.

    2. Отбирать для анализа однородные объекты, ситуации и факты.

    3. Изучение и анализ вести по существенным признакам.

    4. Иметь критерии измерения необходимых показателей для анализа.

    5. Иметь контрольный объект или модель для сравнения.

    Слайд 13

    Структура аналитической деятельности педагога:

    1. Субъект деятельности
    2. Объект деятельности
    3. Мотивы деятельности (то, что побуждает к деятельности)
    4. Цель (реально достижимая, конкретная, замеряемая)
    5. Средства её достижения (методы диагностики)
    6. Деятельность по обработке результатов (действия, приёмы)
    7. Результаты (рефлексия – один из важнейших этапов аналитической деятельности, коррекция)

              Таким образом, педагогическая диагностика без аналитической деятельности не имеет смысла; без педагогической диагностики не возможен педагогический анализ. На протяжении 3-х лет мы проводим диагностику уровня воспитанности учащихся (классные руководители) и психологического микроклимата в группах (воспитатели). Педагогическую диагностику все педагоги проводят, но аналитическую деятельность практически не осуществляют. Получается, что мы проводим диагностику ради диагностики. В то время как на эффективность педагогической деятельности оказывает влияние именно педагогический анализ.

    Слайд 14

              Необходимость аналитической компетентности педагога можно представить в виде схемы:


    Повышение эффективности педагогического процесса


    Выяснение причин, влияющих на педагогический процесс

    Определение путей решения педагогических проблем

    Корректирование педагогического процесса


    Проведение грамотного педагогического анализа



    Совершенствование профессионализма и компетентности



    Деятельность педагога


    Слайд 15

              Эффективность - (лат. efficientia) – достижение  результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукта из данного количества ресурсов.

    Слайд 16

              Принцип Парето (принцип 20/80): 20% усилий дают 80% результата,

    а остальные 80% усилий – лишь 20% результата.

    Слайд 17

              Вывод: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата.

    То есть педагогический анализ позволяет планировать воспитательную работу, выбрать наиболее эффективные методы работы, отследить результативность своей работы. Я предлагаю проанализировать результаты проведённой диагностики по каждому классу, по возможности оценить эффективность работы, учесть результаты анализа при планировании воспитательной работы на следующий учебный год.

              При анализе результатов педагогической диагностики в целом по школе были получены следующие результаты:

    1. по уровню воспитанности… Слайд 18
    2. по психологическому климату в группах… Слайд 19

               Эффективность работы любой школы и каждого учителя обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Еще Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

    Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

    Выступление на педагогическом совете (результативность методического объединения специалистов МО (2016 год)

    Выступление на педагогическом совете (результативность методического объединения специалистов МО (2016 год)...

    Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

    Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...

    Доклад на педагогическом совете "Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса"

    В докладе говорится о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса в ОО напрямую связано с инновационной деятельностью педагога, его творчеством...