Выступление на ШМО по теме:"Интерактивное обучение"
статья по теме

Соловьева Ольга Владимировна

В настоящее время всё большую актуальность приобретает так называемое интерактивное обучение. Что это -  новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx56.08 КБ
Файл prezentaciya.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей естественно - научного цикла


В настоящее время всё большую актуальность приобретает так называемое интерактивное обучение. Что это -  новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

В  статье я предполагаю остановиться  на вопросах:

  1. в чем сущность интерактивного обучения?
  2. какие  интерактивные  техники (упражнения) и  формы учебных занятий  предлагаются психологией  и методикой?
  3. как – принципиально – строится интерактивный урок?
  4. с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?
  5. в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?

        В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

        Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивые формы  нацелены на:

  1. стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  2. развитие самостоятельности и активности;
  3. воспитание аналитического и критического мышления;
  4. формирование коммуникативных навыков
  5. саморазвитие учащихся.

 В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем  и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее.

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель

Ученик                      Ученик

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

Учитель

Ученик                      Ученик

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

Учитель

Ученик                      Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

 Таким образом, налицо признаки личностно - ориентированного подхода.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе»«Мозаика»,«Междусобойчик»,«Совместный проект»Аквариум»,«Синтез идей»,«Микрофон»,«Метод ПРЕСС»,«Обучая – учусь»,«Выбери позицию»,«Живая линия»,«Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

         Вот  некоторые интерактивные упражнения:

 «Аквариум»

        Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

        После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

        Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

  «Микрофон»

        Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

        Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

        Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

        Эти  техники могут «работать » на разных этапах урока.

Этап урока

% врем.

Методическая цель

Примерные методики

I. Мотивация

5%

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Мозговой штурм»

«Блицопрос»

«Микрофон»

II. Оглашение темы задач

5%

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Через эпиграф

Через слово

Через название

III. Получение необходимой информации

5%

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Мини-лекция

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

IV. Интерактивное задание

60%

Практическое усвоение материала.

Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум»

V. Подведение итогов

25%

Обсуждение с целью закрепления материала.

«Большой круг»,

«ПРЕСС»,

«Неожиданное предложение»,

«Снежный ком»,

«Проект»,

«Творческое задание»

Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими?

Примерная схема:

  1. Мотивация – 2 минуты (5%)
  2. Постановка задачи - 2 минуты (5%)
  3. Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)
  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
  5. Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Итак, принципиальные линии интерактива:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии: ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?

        На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.

        Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.

        Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Я понимаю, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается  мотивация, и эффективность урока высока.

        По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

        Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.

        Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)? Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька -  и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Точна китайская притча: «Скажи мне – и я забуду;// покажи мне – и я запомню;//дай сделать – и я пойму». Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

        На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика. Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать  скорее на «4», чем на «5».

         Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).

«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.

«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.

«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.

«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».

        Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.

        Рефлексия в системе интерактива –тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% - объяснить ход выполнения задания.

        В методике описаны  организационные формы рефлексии:

«Хочу спросить»

«Для меня сегодняшний урок…»

Экспертно-наблюдательная комиссия

«Сообщи свое Я »

«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:

        Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную -  разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?

        В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.

        Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?

        Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе - беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик) : как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?

        Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.) ,мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме? Средний стаж наших учителей –20 лет, рефлексии, диалога не было в вузовских методиках. Как быть?

        Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо  разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка -  и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного -  и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.

        Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива.

При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

Метод

Критерий

Пассивный

Активный

Интерактивный

1. Мотивация

Внешняя

(оценки, влияние родителей)

Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Невысокий

5-10%

Высокий

50%

Высокий

70-90%

5. Уровни познания

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

        Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным  скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивное обучение.

Слайд 2

Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение

Слайд 3

Интерактивные формы нацелены на: стимулирование учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся.

Слайд 4

Взаимосвязь Характеристика методов обучения Учитель Ученик Ученик ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся). Учитель Ученик Ученик АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника). Учитель Ученик Ученик ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение , взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

Слайд 5

Интерактивные упражнения «Аквариум» «Два, четыре – вместе» «Микрофон» «Синтез идей» «Мозговой штурм» Метод « ПРЕСС» «Обучая – учусь» «Выбери позицию» «Карусель» «Совместный проект»

Слайд 6

Этап урока % врем. Методическая цель Примерные методики I. Мотивация 5% Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. «Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» II. Оглашение темы задач 5% Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. Через эпиграф Через слово Через название III. Получение необходимой информации 5% Инструктаж учащихся для выполнения задания. Мини-лекция Ознакомление с раздаточным мат-лом Презентация домашнего задания IV. Интерактивное задание 60% Практическое усвоение материала. Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель». V. Подведение итогов 25% Обсуждение с целью закрепления материала. «Большой круг», «ПРЕСС», «Неожиданное предложение», «Снежный ком».

Слайд 7

Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими? Примерная схема: Мотивация – 2 минуты (5%) Постановка задачи - 2 минуты (5%) Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%) Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%) Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

Слайд 8

Диалог. «Передаю слово» «Сохраняю слово» «Хочу сказать» «Лучше помолчу»

Слайд 9

Организационные формы рефлексии: «Хочу спросить» «Для меня сегодняшний урок…» Экспертно-наблюдательная комиссия «Сообщи свое Я » «Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Слайд 10

Метод Критерий Пассивный Активный Интерактивный 1. Мотивация Внешняя (оценки, влияние родителей) Внешняя и внутренняя Внутренняя (интерес самого учащегося) 2. Роль учащегося Пассивная, активность очень низкая Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности 3 . Роль личности учителя Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант позн . деятельности 4. Степень усвоения Невысокий 5-10% Высокий 50% Высокий 70-90% 5. Уровни познания Знание, понимание, воспроизведение Широкий спектр, дифференциация обучения Знания, анализ, синтез, творческое применение информации 6. Контроль Учитель контролирует объем инф-ции , обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Обобщение опыта работы по теме: « Интерактивное обучение как условие развития субъектности обучающихся в географическом образовании».

1. Актуальность опыта.          Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого  применения активных методов обучения и...

Выступление мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку

Идея о  коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...

Презентация выступления мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку.

Идея о  коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...

Выступление на педсовете по теме: «Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся на уроках».

Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга...