«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»
методическая разработка (7 класс) по теме

Грецов Александр Васильевич

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Абашево

муниципального района Хворостянский Самарской области

   

Педагогический проект на тему:

«Научно-исследовательская деятельность учащихся

основной школы по историческому краеведению как средство

воспитания патриотизма и любви к малой родине»

 Выполнил: учитель ГБОУ ООШ с.Абашево.

С. Абашево, Хворостянского района,

Самарской области, электронная почта – saschaabasch@mail.ru

                                             

Абашево 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Особенности организации

краеведческой работы в основной школе……………………………………….5

Глава II. Особенности научно-исследовательской

деятельности учащихся 5-9 классов

ГБОУ ООШ с. Абашева по историческому краеведению…………………….10

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14

Введение

Актуальность темы. В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным не процесс научения, не знания, умения и навыки как результат этого процесса, а учение и самообразование, при котором знания и умения становятся средствами развития и саморазвития личности. Гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность учащегося как целостная система, которая сама способна развиваться.

В условиях демократизации современного общества возникает необходимость в появлении не просто дисциплинированного, конформного исполнителя, а творческого человека, способного к самообразованию и непрерывному духовному и личностному росту.

Все это возможно лишь на основе становления нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческими достоинствами, национальной гордостью.

Сущность гуманизации и демократизации образовательного процесса состоит в следующем: необходимо создание таких содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие, саморазвитие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств; а также создание таких условий, при которых ребенок лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

Современные философы считают, что в наше время «образованный человек – это не столько «человек знающий», сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в  мире». Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа вводит новые, интеграционные предметы, среди которых значительное место занимает краеведение.

Под краеведческим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социокультурной и природной среде.

Цель данной работы – рассмотреть научно-исследовательскую деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению в качестве средства воспитания патриотизма и любви к малой родине.

Задачи работы:

- рассмотреть особенности организации краеведческой работы в основной школе;

- показать особенности научно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов ГБОУ ООШ с. Абашева по историческому краеведению.

 

Глава I. Особенности организации краеведческой работы в основной школе

Школа, почти для каждого оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей-дорог.  

Цель краеведческого образования - становление духовной, нравственной культуры общества и личности человека для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Задачи краеведческого образования:    

- формирование знаний об истории и культуре своей страны, представлений о человеке как соучастнике бытия прошлого, настоящего и будущего, продолжателе традиций своей семьи, своих земляков, своего народа, понимание значимости активного участия в современной жизни.

- воспитание чувства любви к Отечеству, к своей земле, родному дому; гордости достижениями культуры прошлого и моральной ответственности за будущее своей малой и большой Родины.

- развитие:

интеллектуальной сферы – способности к поисково-исследовательской деятельности;

эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки памятников архитектуры, живописи, литературы, местных обычаев и традиций;

волевой сферы – убеждения в ценности и значимости культурных традиций родного края, стремления к распространению краеведческих знаний и личному участию в практических делах по сохранению и защите социокультурной среды.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.[Храмков:5]

При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе.  

Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. Часто ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться на добровольных началах, всякое применение волевых приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель  подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным.

Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях. На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки, так как в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники. Не стоит ограничиваться лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное» краеведение. В таких случаях сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного материала. Поле  краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

 

Глава II. Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов ГБОУ ООШ с. Абашева по историческому краеведению

Основными особенностями краеведческой работы в ГБОУ ООШ с. Абашева являются - возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

В школе  используются  массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции , встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры. В школе работает замечательный школьный музей, который регулярно пополняется новыми экспонатами. Экспонаты музея не просто пылятся на полках, а используются для воссоздания народных обрядов, праздников, традиционных ремёсел. Здесь можно послушать послевоенные мелодии, используя настоящий  патифон, можно отбить дробь на пионерском барабане или примерить лапти.  

Групповые формы внеклассной работы - кружок, издание альманахов, стенгазет.  

Индивидуальная работа по краеведению - чтение литературы по местной истории, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом односельчан.

Школа активно сотрудничает с Народной студией изобразительного и прикладного творчества «Палитра», которой руководит И.В. Понаморенко. Здесь ученики нашей школы познают основы народного промысла – резьбу по дереву.

Одна из важных форм краеведческой работы – научно-исследовательская работа учащихся. В нашем учебном заведении используется три направления краеведения – историческое, экологическое и энтографическое.

Результатами научно-исследовательских работ являются печатные школьные издания – альманахи, доклады на районных, окружных, областных, всероссийских конференциях и слётах.

Очень важен выбор темы исследования. Она должна быть актуальна, результат работы должен иметь практическое применение. Темы работ учащихся школы: «Как моя бабушка выходила замуж», «Празднование масленницы в селе Абашево», «Динамика температуры воздуха», «Водяная мельница», «История села Абашево», «Дети войны», «Женщины – труженицы»,      «Растения Абашевского поселения, занесённые в Красную книгу Самарской области», «Эдуард Набоков», «Колокол памяти».

Следующий этап работы – правильно поставленная цель. Она должна совпадать с названием работы и начинаться, например словом «Изучение…». Исходя из цели, ставятся три – пять задач, которые отражают этапы решения проблемы. Задачи можно начать словами: найти, выявить, составить, указать и т.д.

На теоретическом этапе изучаются литературные источники по выбранной теме, определяются методы работы, определяются маршруты, графики, исследования, даты исследования.

На практическом этапе происходит изучение объекта. Все данные фиксируются в дневниках, делаются схемы, зарисовки, фотографии, аудио и видеосъёмки.

Следующий этап – обработка данных, оформление результатов исследования, выводы, рекомендации по использованию и перспективы продолжения научно-исследовательской работы.

В процессе работы у детей  развиваются различные универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В 2011-2012 учебном году наши ученики завоевали первое и второе место в районной научно-практической конференции, 3 место в окружной научно-практической конференции в городе Чапаевске секция «Экология», первое, второе и третье место на  Областных юношеских краеведческих Головкинских чтениях секции «Этнография», «Историческое краеведение», «Экология».

В качестве примера научно-исследовательсой работы школьников представлена работа Суворовой Кристины, ученицы 9 класса ГБОУ ООШ с. Абашево, которая заняла второе место на Областных юношеских краеведческих Головкинских чтениях в 2012 г. «Исследование памятника старины села Абашево Самарской области. Водяная мельница» (См. Приложение).

Список литературы

1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, с. 105.

2. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 159-173.

3. Сергеев И. С. и Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1974.

4. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара: ООО "Научно-технический центр", 2003.

5.http://festival.1september.ru/articles/509688/  

6.http://www.depedu.yar.ru/competitions/schoolmen/teayear/uch2002/Smirnov/tv_rab.shtml  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии

В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...

Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы....

«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).

В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе....