«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по теме «Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» Автор Платонова Любовь Александровна учитель русского языка и литературы, ГБС(К)ОУ школы-интерната № 117 г. о. Самара

Слайд 2

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественно-нравственное, гражданское самосознание россиян, были утрачены многие ориентиры духовности общества, происходило разрушение ценностей старшего поколения, деформация моральных и нравственных установок. И в наше время в условиях мировой политической нестабильности так важно восстановление этих ценностей, воспитание новых граждан России в духе патриотизма и гражданственности . Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения ».

Слайд 3

Для того, чтобы мы не уподоблялись «Иванам, не помнящим родства», для того, чтобы воспитать новых граждан страны, понимающих сколь важно духовное единство народа и объединяющие его морально-нравственные ценности, и была создана и принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Этой Концепцией, в частности, и руководствуется наша современная российская школа. Одним из важных аспектов данной Концепции и является воспитание гражданина – патриота России. Вот как понимается содержание слова «патриотизм» в контексте Концепции. В Концепции духовно-нравственного развития личности патриотизм определяется как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность служения Отечеству .

Слайд 4

Исходя из вышеизложенного, я считаю, что тема работы, выбранная мною, актуальна. Ведь воспитание патриотизма может осуществляться разными средствами, не последнее место в это процессе занимают уроки литературы и, конкретно, изучение литературного краеведения. Литературное краеведение – это предмет, воспитывающий человека-патриота, расширяющий и обогащающий знания молодых людей о литературных традициях родного края позволяющих представить значение родных мест для формирования личности художника, его творчества в целом, для создания отдельных литературных произведений и литературных героев. Для того, чтобы заявленная позиция – воспитание истинного патриота – была осуществлена в полном объеме необходимо разрешить ряд возникающих противоречий :

Слайд 5

- с одной стороны существует запрос общества на воспитание настоящих патриотов, граждан любящих свою родину, а с другой стороны наблюдается нек нигилистические настроения некоторых современных обучающихся, называющих себя гражданами « гугла и яндекса »; - с одной стороны у нас имеется богатая литературная история края, а с другой стороны мы имеем почти полное ее незнание в силу того, что нет возможности уделять этому достойное внимание в рамках существующего учебного плана; - с одной стороны есть необходимость уделять большое внимание литературному краеведению как средству воспитания патриотизма, а с другой стороны отсутствует стройная система преподавания литературной истории края. В силу этих обстоятельств, для разрешения данных противоречий и для решения заключенной в них проблемы, на мой взгляд, необходимо создать систему занятий в форме элективного курса по литературному краеведению .

Слайд 6

Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах. 1. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей самарской землей. 2. В содержании курса отражаются события жизни известных писателей, связанных с нашим краем, а также прямое или косвенное отражение в их произведениях отечественной истории в том аспекте, в каком это связано с Самарой. 3. В курс включены произведения современных самарских писателей .

Слайд 7

Элективный курс «Литературное краеведение Самарского края» - включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; - способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; - формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; - способствует воспитанию речевой культуры школьников. Главная цель вводимого курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край, понимание влияния родных мест на формирование личности писателя .

Слайд 8

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи : - воспитательная (воспитание гражданина, истинного патриота своей родины); - просветительская (приобщение к литературному творчеству); - агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска); - эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы); - лингво -коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников); - обучающая (помочь овладеть начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов); - познавательная (педагогу следует расширить свои знания по литературно-краеведческой тематике, детально ознакомиться с литературными произведениями писателей, позиционируемых в элективном курсе ). Я предполагаю, что курс поможет воспитать человека – патриота, будет способствовать развитию творческих способностей ребёнка .

Слайд 9

В процессе освоения курса предполагается: - изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения, воспитание чувства патриотизма и других высоких духовно-нравственных качеств; - знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка; - освоение элементарных знаний по истории и теории литературы; знакомство с биографическими данными писателей-классиков XIX и XX веков, живших и побывавших в Самаре и Самарском крае. Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, воспитывает любовь к родной земле, ответственность за ее настоящее и будущее, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала .

Слайд 10

Механизмы решения данной проблемы предполагают использование различных методов и приемов работы в ходе изучения элективного курса: - словесные методы: рассказ, беседа, выразительное чтение, литературоведческий анализ, сочинение, написание текста-рассуждения, написание отзыва-рецензии, написание реферата; - наглядные методы: создание и показ иллюстративного материала, т.е. плакатов, карт, схем, иллюстрации к произведениям, составление хронологических таблиц, паспортов экскурсионных объектов; - демонстрационные методы: показ кинофильмов, мультимедийных презентаций, инсценирование отдельных сцен литературных произведений; практические методы: составление текста и проведение экскурсии в рамках одного экскурсионного объекта, части экскурсионного маршрута, всего экскурсионного маршрута. В ходе изучения элективного курса обязательным компонентом занятий являются экскурсии, посещение музеев, литературных архивов, библиотек .

Слайд 11

Целесообразно применять разнообразные формы занятий: - выразительное чтение с элементами литературоведческого анализа и привлечением обучающихся к этому анализу в форме собеседования; - уроки-лекции , уроки-семинары, уроки-дискуссии; - конференции ; - встречи с музейными работниками, работниками архивов, писателями, участие в литературных праздниках, в т.ч . и общегородского характера и другие формы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика .

Слайд 12

Предполагаемые результаты. 1. Занятия данного элективного курса, без сомнения, будут иметь большой воспитательный эффект. Герои произведений писателей земляков А. Толстого (Егор Дремов , «Русский характер»), Э. Кондратова («Жестокий год», «Тревожные ночи в Самаре»), Е. Астахова («Суровый воздух») учат нас быть настоящими патриотами своей родины. 2. В ходе занятий по программе элективного курса обучающиеся полнее и глубже узнают литературную историю края, проникнутся настоящим интересом к ней, что позволит осознать значение родных мест, давших своеобразный импульс творчеству писателей, связанных с краем. 3. Надеюсь, что результатом изучения элективного курса для обучающихся будет и вывод, что любовь к родному краю – это и благодарная память потомков. (Как следствие – появление на улицах Самары малых скульптурных форм: бравого солдата Швейка, Буратино, Юрия Деточкина , солдата Сухова, готовящейся скульптурной композиции, посвященной семейству Аксаковых .)

Слайд 13

4. Предполагается (это заложено и в задачах курса), что обучающиеся сами станут пропагандистами и популяризаторами изучения литературной истории края (в части создания мультимедийных презентаций об этой истории и показа их в различной аудитории, в части проведения экскурсий на литературные темы). В перспективах решения проблемы мне видится расширение и углубление изучения не только обзорной литературной истории края, но и творчества отдельных писателей, тесно связанных с Самарой, а также создание факультативных программ по отдельным темам, раскрывающим творчество писателя .

Слайд 14

Модули элективного курса « Литературное краеведение Самарского края ». Модуль I . Писатели-классики в Самарском крае. Модуль II . Мир детства в произведениях известных русских писателей, связанных с Самарским краем . Модуль III . Литература родного края. Произведения самарских (куйбышевских) писателей . Модуль I V . Подведение итогов . Содержание элективного курса «Литературное краеведение Самарского края» имеется в отдельной публикации на сайте https:// nsportal.ru/lp .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.

Школьный музей -  ресурсный центр патриотического воспитания школьников. В статье говорится о различных приемах и направлениях деятельности по формированию чувства патриотизма у ...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма

Данный материал представляет собой  методические паспорта двух исследовательских проектов, над которыми мы с моими обучающимися плодотворно работали в течение последних лет....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...

Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы....