Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.
статья по теме

 

 

Школьный музей -  ресурсный центр патриотического воспитания школьников. В статье говорится о различных приемах и направлениях деятельности по формированию чувства патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_semenovoy_iv_oosh_8.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.

Семенова Ирина Васильевна, учитель информатики и ИКТ МБОУ "Основная общеобразовательная школа №8"

Воспитывать патриота – долг каждого педагогического коллектива, потому патриотическое воспитание школьников должно состоять в систематической и целенаправленной деятельности учителей по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности к своему отечеству, школе, готовности к выполнению гражданского долга.

Широкую возможность реализации данных задач дает музей. Музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением, выставкой для обозрения чего-нибудь.  Так пришла идея об интеграции в работе с информацией школьного музея и урочной и внеклассной работы по патриотическому воспитанию на основе применения средств ИКТ.  Практика работы в школе убедительно доказывает, что школьный музей способствует формированию патриотических качеств учащихся, использование краеведческого  материала в учебных и воспитательных целях обращает внимание ребят на факты и явления  окружающей действительности,  позволяет им применить  полученные знания и умения на  практике. Тесное взаимодействие с сотрудниками музея, непосредственное участие в поисково-исследовательской группе школьного музея «Летопись» дало возможность реализовать задачи патриотического воспитания обучающихся.

Первым направлением в работе стало создание буклетов. Согласовав план работы музея с тематическим планированием уроков и внеурочной деятельности, запланировали выпуск буклетов по некоторым темам. У обучающихся появилась возможность реализовать свои навыки и умения работать с текстовыми и графическими редакторами. Так, например, в ходе волонтерского движения обучающимися были созданы буклеты «17 отважных», которые впоследствии были розданы жителям улиц 17 Героев, Плотникова, Бондаренко, Литвинова, что было освещено в СМИ и на местном телевидении.  Для создания буклета  пришлось поработать в музее, опросить жителей, прочитать статьи, обратиться к Интернет, сканировать, фотографировать, обрабатывать графический материал.

Следующее  направление деятельности – фоторепортаж. Здесь дети получают уникальный опыт по обобщению информации, они должны применить умения выделять главное, суть происходящего и 3-7 фотографиями представлять происходящее событие, формулировать очень кратко факты, высказывать свое отношение к происходящему. Так освещались нашими обучающимися мероприятия связанные с 65 годовщиной  победы в Великой Отечественной войне,  с днем освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. Они выпустили фоторепортаж «И улица как памятник герою!»

Третье направление  - создание брошюр. Обучающиеся применяли свои умения в создании небольших печатных изданий. Отзывы, воспоминания, рукописи требуют обработки и представления. Доступным способом в реализации этого получилась брошюра. Обучающиеся собирали совместно с руководителями материал, который в последствии был представлен в виде небольших книжечек. Это и памятные брошюры, посвященные учителям, руководителям нашей школы («Трудовой путь Виноградского М.В. и Дробышева А.Л.», «Ровесница революции, школьный библиотекарь Валентина Устинова», «Человек большой души», «Я с этим краем буду навсегда!», «Дробышев Анатолий Леонидович – руководитель, учитель, человек», и т.д.),  и маршрутные книжки для проведения акций («И улица как памятник герою», «Она создавала новый Старый Оскол»). Данный печатный материал используется не только в музее школы, но за пределами школы. Брошюры служат душевным подарком для близких и родственников и преподносятся обучающимися к праздникам и событиям тех, о ком речь в брошюре. Некоторые из них были переданы в музей народного образования города Старый Оскол, некоторые стали заключением научно-исследовательских работ.

Четвертое направление – создание презентаций и слайд-шоу посвященных своему краю, Родине,  участие в конкурсах,  к классным часам и музейным урокам,  проектным работам. («Любимая учительница 10 «А», «Подвигу 17 героев посвящается», «Я в архитекторы пошел» и т.д.).

Обучающиеся активно участвуют в различных конкурсах, конференциях, семинарах, имеют различные награды и поощрения, что свидетельствует о верном выборе путей реализации задач патриотического воспитания обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

Статья  направлена  на  описание  различных  форм и методов   применяемые  на  уроках, использование   различных  приёмов   работы  с ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

В презентации  описаны  методы  и  формы  работы  с  обучающимися. Показаны  основные  приёмы  работы  с  обучающимися....

«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).

В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе....

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...

Воспитание патриотизма у обучающихся в деятельности музея.

Аннотация: в статье ставится проблема патриотического воспитания студентов и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений за счет учеб...

Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.

в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...