Воспитание патриотизма у обучающихся в деятельности музея.
статья по истории (11 класс)

Клевцов Сергей Александрович

Аннотация: в статье ставится проблема патриотического воспитания студентов и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений за счет учебной и кружковой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Клевцов Сергей Александрович

ОБПОУ «Обоянский Педагогический колледж», г. Обоянь,
Курская область, Россия

Аннотация: в статье ставится проблема патриотического воспитания студентов и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений за счет учебной и кружковой деятельности.

Актуальность исследования. Одна из приоритетных целей государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования. В концепции развития Российского образования подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально- экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности [1].

Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [2]. В настоящих документах одной из важнейших задач является формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения Российской Федерации, положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом.

В значительной степени реализация Программы патриотического воспитания возложена на образовательные организации, а данное направление воспитательной работы является одним из важных показателей качества образовательного процесса. В системе образования существенное значение приобретает музей в учебном заведении как одно из мощных средств влияния на процесс воспитания. В.Е. Туманов в своей научной работе утверждает, что именно образовательно-воспитательный потенциал музеев стал основной причиной их распространения в отечественной педагогической практике. По мнению Л.Н. Кортруца, неоспорима роль музея в учебном заведении для формирования духовно-нравственных качеств и патриотического самосознания подрастающего поколения, решения педагогических задач по изучению родного края [3, 4].

В настоящее время выходит достаточно много научной и методической литературы по данному вопросу. Проблема патриотического воспитания освещена в работах С.В. Голунова, М.В. Циулиной, Н.Г. Третьякова, В.Ю. Троцкого, Е.В. Бородулиной и др. Вопросы организации музеев находят отражение в трудах В.Н. Гурова, В.И. Ушакова, Н.И. Решетникова, С.В. Танцура и др. Но, как показало исследование, на сегодняшний день недостаточно полно раскрыты вопросы организации патриотического воспитания с использованием музея.

Проведенный анализ специальной литературы и педагогической практики позволяет выявить противоречия между: потребностью общества в воспитании социально-активной, высоконравственной личности и недостаточным уровнем сформированности патриотического сознания у молодёжи; накопленным опытом организации патриотического воспитания в колледже и недостаточно разработанными организационно-педагогическими условиями использования потенциала музея в этой деятельности.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы эффективные организационно-педагогические условия патриотического воспитания студентов с использованием педагогического потенциала музея в педагогическом колледже?

Объект исследования - патриотическое воспитание студентов в образовательной организации.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия патриотического воспитания студентов с использованием педагогического потенциала музея педагогического колледжа.

Цель: Создание условий для формирования гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую деятельность. Совершенствование учебно-воспитательного процесса средствами дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью работы, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Систематизировать воспитательный процесс в колледже, позволяющий формировать патриотическое мировоззрение, гражданскую позицию личности обучающихся.
  2. Вызвать интерес к прошлому, к истории колледжа.
  3. Проанализировать деятельность музея в области патриотического воспитания;
  4. Изучить сущность и содержание организации патриотического воспитания в образовательном учреждении.

Методологическая база исследования. В группе использованных методов большое значение придаётся историческому, логическому и сравнительно-историческому методу.

Музей образовательного учреждения является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, центром воспитательной работы, который способствует формированию у обучающихся патриотических и гражданских качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, овладению практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности. Воспитание патриота – главная задача любой системы воспитания. Издавна отмечалось, что патриотизм предполагает, прежде всего, любовь и уважение к своей семье, родителям, друзьям, к людям, к природе, педагогам учебного заведения, колледжу, выбранной профессии, городу, району, краю, государству и другим народам. Важной задачей также является формирование толерантной личности. Проблема формирования терпимости по отношению друг к другу во многом осложняется. В этой связи образовательное учреждение, семья просто обязаны уделять решению этой проблемы наибольшее внимание.

Патриотическая работа – это возврат и продолжение исторических ценностей культуры.

Олицетворением патриотизма является то, что в разделе Боевой славы представлены экспозиции: «Боевые действия 303-й стрелковой дивизии за Обоянский район январь-февраль 1943 год», «Обоянский район курской области в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза участники Великой Отечественной войны 1941-1945 г. жители Обоянского района».

Сегодняшняя молодежь колледжа продолжает свою работу в уже созданном музее. Занимается организацией встреч с ветеранами ВОВ и труда, с выпускниками, с выдающимися людьми города, поисковой и исследовательской деятельностью, пополнением музейного фонда.

Материалы музея используются на уроках истории, русского, иностранного языка, литературы и др. В колледже проводятся открытые мероприятия с приглашением выпускников, работающих в разных уголках нашей Родины. Ребята получают много познавательного и интересного, это расширяет их кругозор. После проведенных мероприятий обучающиеся занимаются оформительской работой, подготавливают презентации к праздничным мероприятиям.

Эмоциональный, впечатляющий заряд получают учащиеся при общении с ветеранами, с этими замечательными людьми. Традиционными стали мероприятия такие как: «День защитника Отечества», «Уроки мужества», «Вахта Памяти», торжественные линейки, посвященные Дню Мира, Дню Победы.

На основе собранных документов созданные лекторские группы рассказывают обучающимся и приглашенным гостям о военных событиях в городе, о памятниках, о городе, о колледже и о музее. В колледже используются инновационные формы работы. Важнейшим средством активизации процесса воспитания и развития личности является творческое соревнование. Поэтому мы стараемся расширить и совершенствовать работу по включению преподавателей и студентов в конкурсы научных и социальных проектов, исследовательских работ. Многие инновационные формы воспитательной работы представляют собой творческую, организационную, либо исследовательскую работу с обучающимися. Это имеет особое значение, так как ориентирует их на ценности образования, стимулирует интерес к учебе и исследовательской деятельности. Привлечение молодежи к исследовательской деятельности является важнейшим направлением в реализации их возможностей, прежде всего это способствует:

- содействию всестороннему развитию личности обучающихся, приобретению навыков работы в творческих коллективах;

- формированию потребности в созидательной деятельности;

- рациональному использованию своего свободного времени;

-отвлечение от нездорового образа жизни, вредных привычек;

- индивидуализации;

- развитию ораторских способностей;

- уверенности в себе;

- через исследования обучающиеся познают мир, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов.

Музеи в образовательном учреждении помогают педагогам решить, многочисленные вопросы воспитания и образования. Культурное пространство музея представляет собой своеобразный мост, на котором могут встретиться разные поколения, разные эпохи и есть возможность ощутить необыкновенный заряд духовности от общения друг с другом.

Новизна данной программы заключается в использовании технологии проектной деятельности. Студенты должны представить к защите свой исследовательский проект, над которым они работали весь учебный год. Некоторые студенты выбирают краеведческие темы для проектов, которые они должны выполнить с использованием технологий научного поиска, сделать самостоятельное исследование, проанализировать полученные данные и сделать выводы. Программа «Живые страницы истории» предполагает выработку навыков интерактивного научного исследование, умения работать с информацией, критически ее осмыслять. На этот результат направлена технология эмпирических исследований, в частности анализ архивных данных (студенты посещают Государственный архив Курской области и работают с историческими документами).

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания несомненна. В наше время, когда СМИ зачастую работают на разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо гражданское и патриотическое воспитание для реализации в процессе образовательного процесса гармоничной, успешной личности, реализующейся на благо всего общества.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stgau.ru/cuko/docs/koncepcija1620.pdf (дата обращения: 02.03.2017).

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 24.12.2016).

3. Туманов, В.Е. Школьные музеи [Текст]: Метод. пособ. / В.Е. Туманов. М.: ЦДЮТиК, 2002. 42 с.

4. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 185, 192.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В повседневной учебной работе  учителя истории не всегда, к сожалению, уделяется должное внимание краеведческому компоненту. В данной работе описан опыт шестилетнего краеведческого исследования с...

«Воспитание патриотизма подрастающего поколения в системе учебной и внеурочной деятельности»

С одной стороны, патриотическое чувство российского гражданина, как конкретной личности, выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и ...

Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.

Школьный музей -  ресурсный центр патриотического воспитания школьников. В статье говорится о различных приемах и направлениях деятельности по формированию чувства патриотизма у ...

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

Воспитание патриотизма у учащихся средствами школьного музея

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.  Здесь  представлены  подлинные исторические документы и экспонаты , позволяющие  расширить границы уроков, разно...

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельностичерез использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея...